Принципы налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от проведения налоговой политики государством налоги могут играть, помимо чисто фискальной функции, роль стимуляторов или где стимуляторов экономических процессов в государстве.
Характерным является дестабилизирующим фактором для Украины сегодня является значительное количество налогов, бессистемное предоставления льгот, значительный налоговое бремя, частые изменения налогового законодательства.

Оглавление

Введение
1. Сущность налоговой политики государства
2. Основные принципы формирования налоговой политики
3. Налоговая политика Украины
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

    Введение

1. Сущность налоговой  политики государства 

2. Основные принципы  формирования налоговой политики 

3. Налоговая политика Украины

    Выводы

    Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве стран  мира налоги являются "эффективным  орудием государственной политики" в отношении жизнедеятельности общества, а именно: перераспределения ВВП в механизмов, размещения ресурсов и обеспечения общественными благами, поощрение бизнеса, деловой и инвестиционной активности, мотивации к труду, анти циклического регулирования экономики, поддержание уровня занятости, стабилизации рыночной конъюнктуры.

Проведение рыночных реформ в значительной степени зависит  от состояния финансов государства  и его бюджета, через который  государство аккумулирует средства для финансирования приоритетных направлений развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д..

Бюджетные отношения  требуют государственного регулирования, которое достигается путем четкой регламентации бюджетной деятельности через внедрение взвешенной налоговой политики.

В зависимости от проведения налоговой политики государством налоги могут играть, помимо чисто фискальной функции, роль стимуляторов или где  стимуляторов экономических процессов  в государстве.

Характерным является дестабилизирующим  фактором для Украины сегодня является значительное количество налогов, бессистемное предоставления льгот, значительный налоговое бремя, частые изменения налогового законодательства.

Один из важных факторов экономического роста страны - модернизация и усовершенствование налоговой службы Украины. От технического состояния, квалификации специалистов и уровня компьютеризации службы зависит наполнение доходной части бюджета, что является залогом благосостояния населения и государства.

При переходе к чисто  рыночным отношениям существенно меняется роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно - командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно быть достаточно ограниченным и направленным на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма, экономического развития государства, поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения путем рационального распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

А значит одной из наиболее эффективных форм управления рыночной экономикой является налоговое регулирование  и создание эффективной налоговой  политики, поскольку именно налоги являются основным источником доходов государства и выступают важным экономическим инструментом стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий, стимулируют деловую активность.

 

Сущность налоговой  политики государства.

Налоговая политика представляет собой деятельность государства в сфере установления и взимания налогов. Главными критериями налоговой политики является экономическая эффективность и социальная справедливость. Ключевым вопросом налоговой политики Украины в современных условиях формирования налоговой системы, ориентированной на экономический рост. Выводы экономической теории и исторический опыт разных стран показывают, что экономическому росту способствует такая налоговая система, которая обеспечивает доходы государства, но, по возможности, меньше затрагивает рыночный механизм. С точки зрения влияния на экономический рост, важны такие характеристики налоговой системы:

  • общий уровень налогообложения (для его оценки обычно используется показатель доли доходов сектора государственного управления в ВВП страны, рассчитанный как отношение (%) суммы налогов, обязательных платежей в бюджет и взносов по обязательному социальному страхованию в ВВП страны);-
  • нейтральность налогообложения с точки зрения влияния на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов как во времени, так и между различными секторами экономики.

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  внедряет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.п.. При этом как средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитные и ценовые механизмы.

Определив свою экономическую политику, государство определяет направление развития, а также стратегию и тактику достижения поставленной цели. Вот почему налоговая политика и налоговая система имеют четкую целеустремленность на решение конкретных задач и проблем.

Налоговая политика государства является составной частью экономической политики, которая базируется на совокупности юридических актов, устанавливающих виды налогов, сборов и обязательных платежей, а также порядок их взимания и регулирования.

Каждая конкретная налоговая система  является отражением налоговой политики, проводимой государством.

История развития системы  налогообложения свидетельствует  о том, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов разных уровней, но и инструментом регулирования  тех или иных социально-экономических  процессов - перераспределение доходов между членами общества, стимулирования отдельных видов хозяйственной деятельности и ограничения развития других и т.д.. Сознательное использование государством налогов для достижения определенной цели проходит в рамках ее налоговой политики.

Суть, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое самостоятельно проводит эту политику в стране, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности по уплате налогов и ответственность за нарушение норм налогового законодательства, которые выступают неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Стратегия проведения налоговой  политики в Украине должна опираться  на основательную теоретическую  базу, максимально учитывать различие переходного состояния экономики  государства.

Если налоги экономически не обоснованы, то они подавляют  развитие предприятий, и стимулы к труду и вызывают несправедливое перераспределение доходов между социальными группами.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий, проводимых Правительством страны, по решению  определенных краткосрочных и долгосрочных задач, стоящих перед обществом, с помощью системы налогообложения. К долгосрочным задачам относятся достижения экономического роста, максимального уровня занятости населения, роста уровня его благополучия. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, достижение его сбалансированности, стимулирование инвестиционной деятельности и т.п..

Налоговая политика государства  представляет собой деятельность государства  в сфере установления и взимания налогов, сборов и обязательных платежей.

Общая стратегия налоговой  политики должна включать приоритетные цели, связанные с функционированием  системы налогообложения и методы их достижения. Перспективнее такая  налоговая политика, которая способна вызвать и будущий эффект, т.е. реализация определенных мероприятий сегодня позволит обеспечить в будущем реализацию других мероприятий.

Важнейшим направлением деятельности Правительства является создание благоприятных условий  для развития экономики, обеспечения  стабилизации финансового состояния государства, недопущения дефицита бюджета, регулирования инфляционных процессов, обеспечение сбалансированности бюджета, а также оживление деловой активности и поддержка предприятий материальной сферы.

Налоговая политика должна прежде способствовать росту объемов накопления, созданию условий, облегчающих обновление капиталов предприятий.

При производстве налоговой  политики государство обязательно  учитывает интересы каждого предприятия, каждого члена общества.

Одной из главных целей формирования системы налогообложения должно быть улучшение финансового состояния предприятий всех форм собственности и, особенно, приоритетных направлений производства.

С одной стороны, налоги обязаны обеспечить стабильную финансовую базу государства, а с другой - оставить достаточно средств предприятиям и гражданам с целью сохранения максимальной заинтересованности в результатах их деятельности.

Регулирования новых экономических  отношений требует гибкой налоговой  политики, которая бы позволила оптимально связать интересы государства с интересами налогоплательщиков.

Вся история налоговой  политики сводится к поискам идеалов  оптимального налогообложения. При  этом государство не может довольствоваться лишь общими пропорциями распределения  ВВР. Она должна учитывать интересы каждого предприятия, каждого члена общества. Иными словами, налоговая политика должна устраивать и государство, и налогоплательщиков.

При переходе к чисто  рыночной экономики должны изменяться как система налогообложения, так  и методы расчетов и уплаты налогов, а соответственно, и порядок их администрирования. При этом в вопросах налогообложения не должно быть слепого копирования опыта отдельных стран мира. Нельзя накладывать налоговую систему любой страны на нашу действительность. Любые новации в налоговом законодательстве должны находить отражение только после проведения глубокого изучения существующей проблемы и опыта отдельных элементов системы налогообложения стран с рыночной экономикой, проведение анализа целесообразности указанной нормы и возможности ее применения в украинском налоговом законодательстве.

Важным условием эффективной  налоговой политики является ее стабильность и предсказуемость, благодаря чему у предприятий возникает возможность  планировать хозяйственную деятельность и правильно оценивать эффективность принимаемых решений.

Налоговую политику рассматривают  в широком и узком планах.

В широком плане она  охватывает вопросы формирования государственных  доходов за счет постоянных (налогов) и временных (займов) источников.

Поскольку каждое государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения, потому что этому противодействует общество, то она вынуждена использовать государственные займы для покрытия государственных расходов. Однозначно оценивать политику широкого использования займов невозможно. Все зависит от конкретной ситуации. Главное при этом заключается в том, что займы надо возвращать, а возвращать их можно только за счет дополнительных поступлений тех же налогов. Итак, государственные займы - это не что иное, как отложенные на будущее налоги.

Главной целью формирования налоговой системы должно быть улучшение  финансового состояния предприятий  всех форм собственности, особенно приоритетных направлений производства.

Регулирования новых  экономических отношений требует гибкой налоговой политики, которая позволила бы оптимально связать интересы государства с интересами товаропроизводителей, рядовых налогоплательщиков. При переходе к рыночной экономике имеют изменяться как налоговая система, так и методы расчетов и уплаты налогов. При этом не стоит метаться от одной крайности к другой. Нельзя накладывать налоговую систему стран с развитой рыночной экономикой на нашу действительность. В этой связи необходимо проанализировать формирование доходов бюджета и введения новой налоговой системы.

Введение новых налогов, даже государственных, не стимулирует деятельности предприятий  никакой формы собственности. Налоговое  давление ведет к сворачиванию производства и приводит в конечном итоге к  значительному уменьшению доходов бюджетов всех уровней.

В узком плане налоговая  политика охватывает деятельность государства  только в сфере налогообложения - установление видов налогов, сборов и других обязательных платежей, их плательщиков, объектов, ставок (нормативов) налогообложения, налоговых льгот, сроков и механизма взимания налогов и их зачисления в бюджета или в государственные целевые фонды.

Для налоговой политики нашего государства пока характерно то, что:  во-первых, новые налоги нигде на предприятиях, в районах или городах не апробируются; во-вторых, не отрабатываются ставки налогообложения, а потому Верховная Рада Украины вынуждена снова и снова изменять их; в-третьих, в нашу экономическую систему с доминирующей государственной монополией на производство и предметы потребления кавалерийскими методами внедряется налоговая система развитых рыночных стран. Это свидетельствует о преемственности принципов и методов управления, о примате политики новой законодательной власти над экономикой, но необходимо видеть корни общественного развития не в политике, а в экономике и финансах, т.е. необходима экономическая политика. Только в этом случае экономическая политика становится двигателем прогресса, выступает одновременно формой использования объективных экономических законов и формой разрешения противоречий в экономике.

Информация о работе Принципы налоговой политики