Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 15:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение политики формирования и распределения прибыли предприятия. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность прибыли и ее роль в рыночной экономике;
- рассмотреть методы планирования прибыли;
- проанализировать распределение и использование прибыли предприятия.
В качестве объекта исследования выступает прибыль ЗАО «Алейскзернопродукт». Предметом исследования является управление прибылью предприятия.
Формально этот метод выглядит достаточно простым способом определения плановых показателей прибыли. Однако при таком подходе основные сложности связаны с обеспечением точности прогнозных показателей доходов и затрат. Кроме того, данный метод не ориентирован на получение целевых показателей уровня операционной прибыли, достаточно трудоемок и не позволяет выявить полное влияние отдельных факторов на плановую прибыль [7, с. 394].
Аналитический метод планирования прибыли применяется часто как дополнение к прямому методу для его проверки, а также им предпочитают пользоваться на тех предприятиях, где продукция выпускается в большом ассортименте. Он, в отличие от прямого метода, позволяет выявить влияние отдельных факторов на прибыль. Исчисление от прибыли от реализации товарной продукции происходит в 3 этапа:
Нормативный метод прогнозирования прибыли чисто с формальной точки зрения выглядит простым и привлекательным. Планируемые показатели прибыли в этом случае определяются путем умножения того или иного норматива прибыли на планируемое значение одного из факторов формирования прибыли. Например, в качестве нормативов могут выступать: норма чистой и операционной прибыли на собственный капитал, норма маржинальной прибыли на единицу реализуемой продукции и др. Этот метод позволяет руководству фирмы устанавливать желаемые показатели конкретного вида прибыли в конце отчетного периода. Исходя из этих параметров, менеджмент фирмы должен разработать варианты производственно-сбытовой деятельности, которые позволили бы выйти на запланированные параметры.
Прогнозирование операционной прибыли на основе денежного потока состоит в определении возможных источников поступлений финансовых ресурсов от осуществления операционной деятельности и направлений расходования денежных средств. В качестве источника поступления денежных средств в данном случае рассматривается выручка от продаж, которая подразделяется на наличные поступления и в виде дебиторской задолженности. Соответственно выручка от реализации за период с учетом дебиторской задолженности на начало периода будет равняться сумме денежных поступлений в виде выручки от продаж за период плюс дебиторская задолженность на конец планируемого периода.
В этом случае операционная прибыль после вычета скорректированных налогов может быть рассчитана по следующей формуле:
NOPAT = ПДС –ВДС –АО –УДЗ, (2.2)
где NOPAT - операционная прибыль после вычета скорректированных налогов;
ПДС - поступления денежных средств;
ВДС - выплаты денежных средств;
АО - амортизационные отчисления;
УДЗ - увеличение дебиторской задолженности.
При данном подходе к исчислению денежного потока не рассмотрены варианты привлечения кредитов для осуществления производственно-сбытовой деятельности. Условно предполагается, что пополнение оборотных средств будет осуществляться за счет операционной прибыли после вычета скорректированных налогов. Указанный метод позволяет увязать операционную прибыль с чистым денежным потоком в привязке к конкретным периодам времени [9, с. 351].
Таким образом, взяв за основу один из трех методов планирования и прогнозирования прибыли можно составить бизнес-план и заранее просчитать рентабельность того или иного предприятия.
Произведем планирование прибыли от реализации продукции. В качестве примера рассмотрим планирование прибыли только по одному виду продукции у предприятия ЗАО «Алейскзернопродукт». На предприятии для планирования суммы прибыли применяется метод прямого счета.
В таблице 2.1 представлены данные о производстве, реализации, налогах, отчислениях и прибыли предприятия, которые представлены на основе планов и прогнозов экспертов предприятия.
Таблица 2.1
Показатели, необходимые для планирования прибыли предприятия
Показатели |
2012 |
Планируемый год | |||||
Цена, кг |
Коли-чество, кг |
Фактичес-кие данные по отчету |
Цена, кг |
Коли-чество, кг |
в ценах базис. г. (2012) |
в ценах планир г. | |
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого года: | |||||||
По производ. себестоимости |
9,46 |
4000 |
196936,8 |
9,4 |
3500 |
33110,225 |
32900 |
По отпускным ценам |
11,75 |
4000 |
244608 |
15 |
3500 |
41125 |
52500 |
Доход |
0 |
0 |
7943,25 |
1324,409 |
1316 | ||
Товарная продукция: |
|||||||
По полной себестоимости |
9,46 |
416354 |
3938736 |
9,4 |
417500 |
3949576,8 |
3924500 |
По отпускным ценам |
11,75 |
416354 |
4892160 |
15 |
417500 |
4905625 |
6262500 |
Доход |
158865 |
157983,07 |
156980 | ||||
Остатки нереализованной продукции на конец планируемого года: | |||||||
По полной себестоимости |
9,46 |
17348 |
131291 |
9,4 |
17396 |
164565,7 |
163520,8 |
По отпускным ценам |
11,75 |
17348 |
163072 |
15 |
17396 |
204401,04 |
260937,50 |
Доход |
0 |
0 |
5296 |
6582,6281 |
6540,83 | ||
Реализация продукции: | |||||||
По полной себестоимости (стр.1.1 +стр.2.1 -стр.3.1) |
9,46 |
403006 |
4004382 |
9,40 |
403604 |
3818121 |
3793879 |
По отпускным ценам (стр.1.2 +стр.2.2 -стр.3.2) |
11,75 |
403006 |
4973696 |
15,00 |
403604 |
4742349 |
6054063 |
Доход (стр.1.3 +стр.2.3 -стр.3.3) |
161513 |
152725 |
151755 | ||||
5. Отчисления во внебюджетные фонды |
39708 |
39708 |
39456 | ||||
6. Акциз |
|||||||
7. НДС |
27490,47 |
27490,47 |
27315,93 | ||||
Прибыль |
85525,92 |
85525,92 |
84982,89 |
При расчёте учтём, что норматив остатков продукции на складе равен 15 дней. Таким образом, финансовый результат организации увеличиться на -543,03 тыс. руб., так как предполагается снижение себестоимости продукции за счёт вышеуказатенных мероприятий, а также повышение отпускных цен предприятия, поскольку спрос на продукцию компании позволяет это сделать без уменьшения реализации.
Этап планирования является завершающим этапом процесса управления прибылью предприятия. Необходимо помнить, что все эти этапы управления прибылью взаимосвязаны, поэтому необходимо тщательно следить за проведением каждого из этих этапов, так как при ошибке на любом из этих этапов приводит к ошибкам в дальнейшем.
Проанализировав вышеприведенную информацию, приходим к выводу о том, что выбор конечного варианта финансовых планов является прерогативой высшего менеджмента предприятия. При этом, как правило, использование формализованных процедур принятия решения на данном этапе не рекомендуется. Причин тому множество. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что в модели невозможно учесть влияние всех факторов на результирующее значение показателей, то есть прогнозные значения показателей дают лишь представление о возможных вариантах будущего состояния финансов предприятия. Для его достижения потребуются разнообразные мероприятия, связанные с определенными рисками, которые в модели также не учитываются. И, наконец, необходимо иметь в виду, что финансы предприятия представляют лишь часть системы ценностей, которые, несомненно, учитываются при окончательном принятии решений высшим менеджментом предприятия.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения.
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия [16, с. 215].
Распределение прибыли - это разделение чистой прибыли предприятия, компании, акционерного общества на части в виде дивидендов акционерам, вознаграждения менеджерам, работникам (тантьем), расходов на социальные нужды, капиталовложений на развитие, резервов.
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства.
Прибыль распределяется между государством, собственником предприятия и самим предприятием. Пропорции в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия.
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.
Прибыль распределяется по следующей схеме:
Пирбыль к использованию:
При распределении прибыли предприятия руководствуются законодательством, учредительными документами и учетной политикой предприятия.
В акционерных обществах первоначальный характер носит резервный фонд, который предусматривается уставом общества и создается за счет уставного капитала в размере 15%. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в размере до 5% этой прибыли.
Резервный фонд используется на покрытие убытков, для погашения облигаций, выпуска акций, в случае отсутствия других средств у предприятия.
За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию [11, с. 2-7].
Цель анализа распределения и использования прибыли в ЗОА «Алейскзернопродукт» состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия следующим образом (таблица 3.1 и рисунок 3.1):
Таблица 3.1
Данные об использовании чистой
прибыли
Доля в чистой прибыли |
% |
Дивидендов |
20 |
Фонда накопления |
25 |
Фонда потребления, в том числе: |
45 |
- пополнение собственного оборотного капитала |
35 |
Фонда социальной сферы |
10 |
Итого |
100 |
Рисунок 3.1 - Структура распределения
чистой прибыли
Часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и в реновационный фонд.
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.
Распределение прибыли ЗАО «Алейскзернопродукт» осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.
Полученная ЗАО «Алейскзернопродукт» прибыль направляется в бюджеты и внебюджетные фонды, в банк на погашение ссуд и уплату процентов, остается на предприятии, распределяется по прочим направлениям.
В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование после уплаты налогов по следующим основным направлениям: расширение производства; материальное поощрение работников.
Для ЗАО «Алейскзернопродукт» как предприятия, работающего на условиях самофинансирования, порядок распределения прибыли предусматривает единый норматив отчислений в бюджет от плановой и сверхплановой расчетной прибыли. Норматив отчислений в бюджет от расчетной прибыли определяется как отношение разности между плановой суммой расчетной прибыли и плановыми затратами на собственные нужды предприятия к сумме плановой расчетной прибыли.
Таким образом, распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Сегодня каждый собственник распределяет и использует заработанную им чистую прибыль по собственному усмотрению. Это, конечно же, правильно с точки зрения законодательства, но надо отметить, что, несмотря на повышающийся уровень компетенции собственников бизнеса в последние годы, эта прибыль не всегда направляется туда, где от ее использования будет получен максимальный эффект. В большинстве случаев вопросы обоснования решений по распределению и использованию чистой прибыли недостаточно продуманы и отрегулированы.