Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 15:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение политики формирования и распределения прибыли предприятия. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность прибыли и ее роль в рыночной экономике;
- рассмотреть методы планирования прибыли;
- проанализировать распределение и использование прибыли предприятия.
В качестве объекта исследования выступает прибыль ЗАО «Алейскзернопродукт». Предметом исследования является управление прибылью предприятия.
3) Прибыль играет также учетную роль, выступая в качестве показателя состояния производства на предприятии, прежде всего показателя его эффективности. В хозяйственной практике широко используется показатель рентабельности. Выделяют рентабельность производства и рентабельность продукции. Поскольку предприятия производят не один, а несколько видов товаров, то ему важно знать, какой товар производить выгодно, а какой нет. Для этого используется норма рентабельности продукции. Она определяется путем отношения прибыли, получаемой от реализации данной продукции, к издержкам ее производства или к цене товара. Сравнивая нормы рентабельности производства различных товаров, предприниматели определяют степень их выгодности и перераспределяют ресурсы в пользу выгодной продукции. Тем самым межотраслевой перелив капитала возможен и в рамках отдельных предприятий. Общая рентабельность производства на предприятии позволяет сравнивать свою работу с работой других предприятий и принимать необходимые меры по совершенствованию производства [12, с. 146].
4) Прибыль играет также воспроизводственную роль. Остающаяся в распоряжении предприятия, чистая прибыль обычно делится на две части: распределяемую и не распределяемую. Первая часть идет на формирование доходов, в том числе премиальные надбавки к заработной плате, выплату дивидендов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения, в том числе на фонд накопления, за счет которого приобретаются дополнительные факторы производства и тем самым обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия. Источником расширенного воспроизводства в масштабах всего общества служит и государственный бюджет. То, что в формировании госбюджета принимают участие и предприятия, платя налоги, в том числе налог на прибыль, позволяет отметить не только прямую, но и косвенную роль прибыли в воспроизводстве.
5) Вышеизложенное позволяет также говорить и о социальной роли прибыли. Так, участие рабочих в распределении прибыли имеет не только экономическое, но и социальное значение. На социальные нужды работников предприятия может направляться часть нераспределяемой прибыли, скажем, на строительство столовой или спортивного зала. В масштабе общества многие социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий [15, с. 187].
Таким образом, в заключение можно сказать, что значение прибыли выходит за рамки не только отдельных предприятий, но экономики в целом. Она распространяет свое влияние и на социальную сферу.
ЗАО «Алейскзернопродукт» для увеличения прибыли желательно ориентироваться на изыскание внутренних резервов, связанных с повышением эффективности использования ресурсов, совершенствованием технологии производства широким внедрением прогрессивных форм организации труда с материальным стимулированием по его результатам.
Они сводятся к проведению плановых мероприятий по увеличению прибыли, а также мероприятий по увеличению выручки от реализации и уменьшения расходов организации путем осуществления планирования.
Конечной целью деятельности любого предприятия является прибыль, то есть разница в финансах между себестоимостью продукции и ее окончательной ценой.
Разработка политики формирования и распределения прибыли включает в себя определение способов достижения целевых показателей с помощью инвестиционной, амортизационной, налоговой, дивидендной, социально-финансовой политики.
Система стратегических целей формирования прибыли должна разрабатываться исходя из стратегических целей ведения бизнеса. Желательно, чтобы эта система целей была бы оформлена в виде конкретных показателей, позволяющих оценить степень достижения поставленных целей в течение определенного периода времени. В качестве таких стратегических показателей могут выступать уровень рентабельности собственного капитала, соотношение капитализируемой и потребляемой чистой прибыли.
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы в организации. Прибыль рассчитывается еще на этапе составления бизнес-плана.
Планирование прибыли представляет собой процесс нахождения взаимоприемлемых решений, прежде всего, в области производства, сбыта, ценообразования, уровня затрат (издержек производства и сбыта) в соответствии с целями и задачами развития фирмы. Оно имманентно включает в себя разработку и осуществление системы мероприятий по обеспечению ее формирования в прогнозируемых объемах [13, с. 214].
Планирование - упорядоченный, обоснованный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем. Этот процесс связан с рядом трудностей: во-первых, планированием занимается большое количество лиц, во-вторых, чрезмерной свободой в действиях и реакциях в системе и, наконец, несовершенным знанием о развитии в будущем, что сильно сужает горизонт предвидения. Результатом планирования является план или система планов.
План следует отличать от прогноза. Так как прогноз является лишь частью планирования. И он нужен для получения той ориентированной на будущее информации, которая и делает возможным оценку альтернатив .
Как процесс, планирование прибыли предполагает наличие определенных этапов. Можно выделить, по крайней мере, два этапа. Исходным этапом планирования прибыли является разработка стратегии формирования и распределения прибыли, который в свою очередь подразделяется на ряд подэтапов:
- определение стратегических целей (разработка политики) формирования и распределения прибыли;
- анализ влияния внешних факторов и степени их воздействия на изменения объемов прибыли компании;
- анализ внутренних факторов формирования прибыли и создание организационно-финансовой структуры фирмы в соответствии со стратегическими целями и задачами;
- конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли;
- разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации стратегии формирования и распределения прибыли.
План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущим планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане.
В процессе, разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, и, рассмотрев варианты производственной программы и выбрать наилучшей вариант, обеспечивающий максимальную прибыль.
В рамках одного предприятия, как правило, сосредоточено сразу несколько видов деятельности, и методы планирования прибыли от каждого из них будет различаться. Так по-отдельности рассчитывается прибыль от:
Таким образом, планирование прибыли представляет собой составную часть финансового планирования, а также важный участок финансово-экономической работы в организации. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Рассмотрим традиционные методы прогнозирования прибыли.
Все методы прогнозирования прибыли представляют собой некую модель функционирования либо бизнеса в целом, либо отдельных операций, либо обобщенные модели формирования прибыли фирмы.
В процессе планирования прибыли наибольшее распространение получили такие методы прогнозирования, как:
- экстраполяция трендов;
- простые регрессионные расчеты;
- мультирегрессионные расчеты;
- метод прямого счета;
- аналитический метод;
- нормативный метод;
- метод прогнозирования операционной прибыли на основе денежного потока;
- метод системы взаимосвязи издержек, объемов реализации и прибыли;
- метод факторного моделирования.
К традиционным (наиболее распространенным) методам прогнозирования прибыли относят статистические методы (экстраполяция трендов, простые регрессионные расчеты, мультирегрессионные расчеты), нормативный метод и метод прямого счета, метод прогнозирования операционной прибыли на основе денежного потока.
Метод экстраполяции трендов основан на предположении, что в планируемом будущем сохранятся тенденции, заложенные в показателях предыдущих периодов, то есть он применяется в тех случаях, когда на этапе предварительного анализа выявлен единообразный рост или снижение того или иного показателя прибыли.
Учитывая большую погрешность результатов при использовании указанного выше метода в виду изменчивости внешней и внутренней среды функционирования фирмы, его можно применять при прогнозировании на относительно короткие промежутки времени (месяц, квартал). Регрессионные методы прогноза показателей операционной прибыли основаны на посылке, что прогнозируемые переменные - такие, как валовая прибыль или прибыль от реализации - рассматриваются как величины, зависимые от других переменных. Если выявлена зависимость от одной переменной, то алгебраически эта взаимосвязь выражается в уравнении прямой регрессии, которая формально соответствует линии тренда. Разница между ними состоит в том, что в качестве переменной используется не временной интервал, а один из факторов формирования прибыли (например, объем продаж, объем переменных затрат) [4, с. 15-19].
Регрессионные методы прогнозирования прибыли применяются только тогда, когда анализ прошлого показывает тесную связь между показателями прибыли и факторами, влияющими на ее формирование, а также когда изменение этих факторов может быть спрогнозировано достаточно надежно.
Безусловно, далеко не для всех показателей финансовых планов можно выявить подобного рода зависимости от базового показателя. Более того, в ряде случаев может вообще не существовать какой-либо зависимости между базовым и планируемыми показателями в финансовых планах. Например, финансовые планы по инвестиционной деятельности могут не быть увязаны с планами по операционной деятельности, и тем самым показатели объемов реализации не будут влиять на соответствующие показатели инвестиционного плана.
Конечным результатом данного этапа прогнозирования является построение модели, представляющей собой систему уравнений, в которой будут представлены интересующие нас показатели финансовых планов. Как правило, речь идет о планах по прибыли (прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках), о прогнозном балансе, о плане движения денежных средств (денежном потоке).
Среди показателей финансовых планов имеются и такие, которые непосредственно не зависят от изменения базового фактора. Речь может идти, например, о показателях: «административные расходы» в прогнозном варианте отчета о прибылях и убытках; «проценты по кредиту», полученные в предыдущие периоды в плане движения денежных средств; «задолженность по кредитам» в прогнозном балансе [1, с. 308].
Для прогнозирования показателей, не связанных с базовым, используются другие методы - в частности, методы прямого счета, методы балансовой увязки показателей. В окончательном варианте модели для всех показателей в финансовых планах должен быть определен порядок расчета. Непосредственно процесс прогнозирования состоит в имитации различных ситуаций посредством изменения значения базовых показателей и, соответственно, получения различных вариантов финансовых планов на прогнозируемый период.
Метод прямого счета применяется на предприятиях, где налажен выпуск небольшого ассортимента продукции. Прибыль вычисляется здесь таким образом: разница между выручкой от реализации продукции (минус НДС и акцизы) и полной себестоимостью и продукта.
П = (В*Ц) - (В*С),
где В - это выпуск товарной продукции за планируемый период,
Ц - цена на продукцию (минус НДС и акцизы),
С - себестоимость единицы продукции.
Этот метод планирования прибыль подразумевает определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции за плановый год по полной себестоимости и в конечных ценах. Также подсчитываются остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Метод прямого счета при прогнозировании операционной прибыли состоит в прогнозировании операционного дохода (выручки от продаж), переменных и постоянных затрат, относимых на прогнозируемые доходы, определении налоговых и иных обязательных платежей.