Правовое регулирование организации государственных закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
-проанализировать институт поставок для государственных и муниципальных нужд;
-изучить средства и приемы, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности;
-раскрыть проблемы, существующие в практике государственных заказов и показать пути их решения.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
-определение понятия государственных и муниципальных нужд, выявление целей поставок для государственных и муниципальных нужд;
-исследование способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в свете Закона № 94-ФЗ, выявление его положительных и отрицательных сторон и отличия от ранее действующего законодательства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Общая характеристика государственных и муниципальных нужд
1.1 Понятие государственных и муниципальных нужд
1.2 Понятие государственных и муниципальных заказчиков
1.3 Понятие и сущность государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1 Размещение заказа путем проведения конкурса
2.2 Размещение заказов путем запроса котировок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Госзакупки.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    Глава I. Общая характеристика государственных  и муниципальных нужд

    1.1 Понятие государственных и муниципальных  нужд

    1.2 Понятие государственных и муниципальных  заказчиков

    1.3 Понятие и сущность государственного  и муниципального контракта на  поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

    ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

    2.1 Размещение заказа путем проведения  конкурса

    2.2 Размещение заказов путем запроса котировок

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Отказ от административно-плановых методов  управления экономикой, переход к  рыночным отношениям вызвал потребность  в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.

    Актуальность  темы настоящей курсовой работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Во-вторых, в настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса. По данным Госкомстата, за год федеральными органами проводится около 40 тысяч конкурсов на поставки различной продукции. Но лишь 10% закупок осуществлялись на конкурсной основе, остальные 90% – это фактически результат личной договоренности заказчика и поставщика. Проводить конкурсы с запланированным результатом позволяло нечетко регламентированное законодательство. Действовавший до недавнего времени ФЗ от 06.05.1999г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее Закон № 97-ФЗ) детального описания процедуры конкурса не содержал. В Законе не было никаких критериев для определения победителей, что расширяло плацдарм для коррупции, не было упоминаний о внеконкурсных способах размещения заказа, которые регулировались другим нормативным актом - Указом Президента РФ от 08.04.1997г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и созданным на его основе Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Именно поэтому Закон № 97-ФЗ не получил широкого применения в практике как государственных, так и муниципальных закупок, о которых в нем даже не упоминалось.

    К тому же, долгое время не было вообще никакой нормативной правовой базы, регулирующей муниципальный заказ. Это объясняется тем, что на протяжении десятилетий существования советской власти отвергался принцип самоуправления. Комплексные планы социально-экономического развития городов и районов выполнялись по типовым методическим указаниям и носили рекомендательный характер.

    Все эти проблемы и призван решить, вступивший в силу 1 января 2006 года Федеральный  Закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ), который направлен на решение задач упорядочивания нормативной базы и сведение воедино всех процедурных вопросов в области закупок, рационального расходования денежных средств, устранение возможности злоупотреблений и коррупции путем четкой регламентации процедур размещения заказов, стимулирования добросовестной конкуренции, а также урегулирование гражданско-правовых отношений в области государственных закупок "по вертикали", то есть на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это в полной мере соответствует п. "о" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации, которыми гражданское законодательство относится исключительно к компетенции Российской Федерации, по вопросам которой принимаются федеральные конституционные и федеральные законы.

    В первую очередь Закон № 94-ФЗ был  направлен на устранение наиболее распространенных злоупотреблений.

    Что же касается изменений, то из наиболее значимых новшеств Закона № 94-ФЗ можно  отметить:

    -введение  реестра недобросовестных поставщиков, установление требований к реестру заключенных контрактов;

    -закрытый  перечень случаев размещения  заказа у единственного поставщика;

    -кардинальное  изменение процедуры запроса  котировок, в том числе обязательное  размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;

    -заложены  основы для размещения заказа  на биржах и посредством электронных  торгов;

    -установлена  ранее не применяемая процедура  запроса котировок в целях  оказания гуманитарной помощи  и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    -введен  механизм защиты прав участников размещения заказа;

    -установлена  обязательность проведения аудиозаписи  для заказчика, возможность проведения  аудио- и видеозаписи для участников  размещения заказа. 

    Цели  работы:

    -проанализировать  институт поставок для государственных и муниципальных нужд;

    -изучить  средства и приемы, при помощи  которых удовлетворяются государственные  и муниципальные потребности;

    -раскрыть  проблемы, существующие в практике  государственных заказов и показать  пути их решения.

    В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:

    -определение  понятия государственных и муниципальных  нужд, выявление целей поставок  для государственных и муниципальных  нужд;

    -исследование  способов размещения заказов  для государственных и муниципальных  нужд в свете Закона № 94-ФЗ, выявление его положительных и отрицательных сторон и отличия от ранее действующего законодательства;

    -анализ  иных нормативно-правовых актов,  связанных с отношениями по  поставке для государственных  и муниципальных нужд;

    -исследование государственного и муниципального контракта, особенностей, порядка их заключения и исполнения, а также изучение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного и муниципального контракта для государственных и муниципальных нужд.

    Объектом  исследования является правовое регулирование  процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных  контрактов.

    Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы являются государственные и  муниципальные нужды, способы, и порядок их удовлетворения.

    Методологическая  основа исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный  анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др. 
 
 
 
 

    Глава I. Общая характеристика государственных  и муниципальных нужд 

    1.1 Понятие государственных и муниципальных  нужд 

    Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов  Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности  Российской Федерации, государственных  заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

    Под государственными нуждами субъектов  Российской Федерации понимаются потребности  субъектов Российской Федерации, государственных  заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, понятие "государственные нужды" объединяет понятия "федеральные нужды" и "нужды субъектов РФ".

    В широком понимании государственный  заказ - это потребность органов  государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется  за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютерной техники для органов государственной власти, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для вооруженных сил РФ. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти.

    Одним из признаков указанных нужд является обеспечиваемость их за счет средств  федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования. Подлежат ли применению нормы Закона № 94-ФЗ, когда размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд предполагается осуществлять получателями бюджетных средств, полученных ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности? Подразумевает ли Закон № 94-ФЗ под внебюджетными источниками финансирования исключительно средства бюджетов государственных внебюджетных фондов? Однозначно ответить здесь нельзя. Согласно ч. 2 ст. 42 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ) доходы получателей средств федерального бюджета, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются как доходы от использования государственного (муниципального) имущества либо как доходы от оказания платных услуг. В связи с этим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо применять нормы Закона № 94-ФЗ.

    Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

    Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система  целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и  планируемых государством эффективных  путей и средств достижения указанных ориентиров.

    Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных  бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных  образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. 

    1.2 Понятие государственных и муниципальных  заказчиков 

    В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать  соответственно:

    - государственные  органы (в том числе органы  государственной власти). Структура федеральных органов исполнительной власти периодически утверждается указами Президента РФ;

    - органы  управления государственными внебюджетными  фондами;

    - органы  местного самоуправления;

    - бюджетные  учреждения. Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

    - иные  получатели средств федерального  бюджета. К числу получателей  бюджетных средств (получатель  средств соответствующего бюджета)  БК РФ относит органы государственной  власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Информация о работе Правовое регулирование организации государственных закупок