Правовое положение военных казенных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:32, статья

Краткое описание

Казенные учреждения как новая разновидность юридических лиц введены в отечественную правовую систему Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ)1.

Файлы: 1 файл

Бараненкова_1.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Типовые особенности военного казенного учреждения (определенные типом учреждения):

  1. обязанность учредителя осуществлять финансовое обеспечение военного казенного учреждения в необходимом объеме, чем достигается гарантированность финансового обеспечения, независимость от рыночной обстановки (ранее, учеными отмечалась весьма значимая проблема отсутствия в законодательстве четких параметров обязательного минимума такого финансирования, а также последствий недофинансирования);
  2. жесткий унифицированный правовой режим имущества, в значительной степени отличающий военное казенное учреждение от учреждений других типов;
  3. особый режим ответственности военного казенного учреждения, предусматривающий возможность обращения взыскания лишь на имеющиеся у военного казенного учреждения денежные средства27, при одновременной субсидиарной ответственности учредителя, что позволяет обеспечить, с одной стороны – уникальную устойчивость, стабильность функционирования военного казенного учреждения и выполнение им своих функций даже в условиях ненадлежащего финансирования, с другой – права кредиторов военного казенного учреждения (а, в конечном счете, и устойчивость гражданского оборота)28;
  4. ограничение права военного казенного учреждения осуществлять деятельность, приносящую доходы;
  5. лишение права самостоятельного пользования средствами, полученными военным казенным учреждением от разрешенной ему деятельности, приносящей доходы (доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и могут быть учтены главным распорядителем при распределении бюджетных ассигнований). 

 

Библиографический список:

  1. Ахметьянова З.А. О правовой природе права самостоятельного распоряжения // Юрист. - 2004. - № 7.
  2. Ахметьянова З.А. Учреждение как участник имущественных отношений и особенности правового положения его имущества // Юрист. - 2005. - № 2.
  3. Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций: Монография. – М. : МПИ, 2008.
  4. Бараненков В.В. Гражданская правосубъектность военных организаций и правовые основы функционирования ведомственных систем юридических лиц. – М. : Национальный институт бизнеса, 2006.
  5. Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы участия учреждений в гражданском обороте / Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М. : Издательская группа «Юрист», 2003.
  6. Сморчкова Л.Н. Имущество учреждения: правовой режим и проблемы использования. – М.: Национальный институт бизнеса, 2005.
  7. Сморчкова Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис… канд. юрид. наук. – М. : МПИ, 2003. – 191 с.

1 Собрание законодательства РФ. 2010. № 19, ст. 2291 (вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования).

2 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3823.

3 Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 308243-5 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/728500.html.

4 Согласно Пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 308243-5 «на федеральном уровне по состоянию на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25287 учреждений (без закрытой части), на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года – 302660 учреждений» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/728500.html.

5 Собрание законодательства РФ. 1996. №3, ст. 145.

6 См. подр.: Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций: Монография. – М.: МПИ ФСБ России. 2008. С. 85 – 88.

7 Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ «Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение)».

8 Так, напр., согласно ГК РФ, реорганизация (п. 1 ст. 57) и ликвидация (п. 2 ст. 61) юридического лица могут быть осуществлены не только по решению его учредителей (участников), но и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

9 Бюджетное и автономное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено  в его учредительном документе.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

10 До 1 января 2011 г. п. 2 ст 120 ГК РФ было установлено, что «Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом».

В соответствии с Федеральным законом  от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ с 1 января 2011 г. абзац  третий п. 2 ст. 120 изложен в новой  редакции: «Частное учреждение полностью  или частично финансируется собственником  его имущества. Порядок финансового  обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом». В настоящее время законодательством предусмотрено финансовое обеспечение учредителем  деятельности казенных учреждений по смете, а финансирование бюджетных – так же как и  автономных – только в части касающейся выполнения государственного (муниципального) задания.

11 См. подр., напр.: Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы участия учреждений в гражданском обороте: науч. труды Рос. акад. юрид. наук. Вып. 3. В 3 т. Том 1. М.: Юрист, 2003. С. 749,  750.

12 При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом (п. 2 ст. 296 ГК РФ), возложено на управомоченный собственником орган. См.:  пункт 41 постановления Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8.

13 Бараненков В.В. Гражданская правосубъектность военных организаций и правовые основы функционирования ведомственных систем юридических лиц. – М.:  2006. С. 147 – 193.

14 Согласно ст. 66 ГК РФ «Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст. ст. 115 и 120 настоящего Кодекса».

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами. При недостаточности  указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся  у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого  имущества и особо ценного  движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ с 1 января 2011 г. п. 2 ст. 120 дополнен абзацем следующего содержания:

«Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся  у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».

По вопросу, касающемуся обращения  взыскания на имущество учреждения, см. также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. № 45.

15 Казенное учреждение определено как «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы» (абз. 39 ст. 6 БК РФ).

16 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 9, ст. 828.

17 Для сравнения: автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Бюджетное учреждение отвечает по своим  обязательствам всем находящимся у  него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Собственник имущества автономного  или бюджетного учреждения не несет  ответственность по обязательствам автономного учреждения.

18 Автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.

Остальным имуществом, находящимся  у них на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

19 Аналогичная норма закреплена в п. 3 ст. 161 БК РФ.

20 Автономное и бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения (п.п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ).

21 На 2011 г. бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, планируются с учетом расходов, осуществляемых указанными учреждениями в 2009 г. в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доходы деятельности (пункт 21).

22 См, подр., напр.: Ахметьянова З.А. О правовой природе права самостоятельного распоряжения // Юрист. 2004. № 7. С. 18 – 21; Сморчкова Л.Н. Имущество учреждения: правовой режим и проблемы использования. – М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005. С. 72 - 83. Сморчкова Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: дис… канд. юрид. наук. – М., 2003. – 191 с.

23 Ахметьянова З.А. Учреждение как участник имущественных отношений и особенности правового положения его имущества // Юрист. 2005. № 2. С. 2.

24 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 10.

25 Статья 161 БК РФ так и называется: «Особенности правового положения казенных учреждений».

26 Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 298 ГК РФ.

27 При этом учреждение защищено от утраты принадлежащего ему имущества не только в результате нецелевого отчуждения самим учреждением, но и от обращения на него взыскания со стороны кредиторов.

28 См. подробнее: Бараненков В.В. Гражданская правосубъектность военных организаций и правовые основы функционирования ведомственных систем юридических лиц. – М.,  2006. С. 141 – 142.


Информация о работе Правовое положение военных казенных учреждений