Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:37, курсовая работа
В современных условиях, когда конкурентная борьба между банками в области кредитования достигла особого накала, тема развития потребительского кредита становится особенно актуальной. Потребительское кредитование нужно всем:
-населению, не имеющему в своей подавляющей массе доходов, достаточных для того, чтобы удовлетворить нормальные человеческие потребности: одеться, купить мебель, оборудовать жилье техникой, съездить отдохнуть.
Ввведение………………………………………………………………………3
1.Теоритические основы кредитовая физических лиц
1.1.Понятия системы кредитования, основные элементы………………….5
1.2.Особенности потребительского кредитования физических лиц………11
2. Анализ потребительского кредитования физических лиц в ОАО «Сбербанк»
2.1 Кредитная политика банка ОАО «Сбербанк»………………………..17
2.2 Оформление потребительского кредита в ОАО «Сбербанк»……….20
3. Проблемы кредитования физических лиц и пути их решения……………28
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………
Отношения, возникающие при предоставлении потребительского кредита, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Необходимость потребительского кредитования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими причинами:
-разрывом между текущими денежными доходами населения и высоким уровнем цен на товары длительного пользования;
-расширением платёжеспособного спроса населения;
-развитием розничной торговли.
При потребительском кредите заёмщиками являются физические лица, а кредиторами – кредитные организации.
Механизм потребительского кредитования включает в себя следующие элементы:
-объект кредитования (квартира, дом, автомобиль, бытовая техника и т.д.);
-срок кредита;
-ссудный процент;
-условия выдачи и погашения ссуды.
15Потребительский кредит служит средством удовлетворения различных нужд населения. Выделяют потребительские кредиты на инвестиционные цели и на текущие потребительские нужды. Основным объектом инвестиционного кредитования является недвижимость – квартиры, дома, дачи, земельные участки. Данный вид кредитов предоставляется, как правило, на длительный период времени – свыше 3 лет. Процентная ставка по ним ниже, чем по кредитам на текущие потребительские цели, а механизм выдачи существенно сложнее. Текущий потребительский кредит предоставляется на период времени до 1 года, цена его выше, но процедура выдачи проще.
В зависимости от цели кредитования выделяют следующие виды потребительских кредитов:
1.Потребительский кредит на неотложные нужды – является многоцелевым, что освобождает заёмщика от необходимости документально подтверждать использование полученных средств на те или иные нужды. Выдача данного кредита может осуществляться как наличными, так и безналичными средствами, единовременно и частями.
2.Потребительский кредит на недвижимость – ипотечный кредит – предоставляется на срок от 3-х лет до 30 лет.
3.Потребительский кредит на платные услуги – туристические, образовательные, медицинские, ремонтные и другие. Особенностью данного кредита является возможность его погашения с отсрочкой платежа и без обеспечения. Выдача таких кредитов осуществляется а безналичной форме путём зачисления средств на счёт лица, предоставляющего услуги, или на текущий счёт заёмщика.
4.Потребительский кредит для молодых семей – имеет как целевой, так и универсальный характер. Традиционно данные кредиты отличаются относительно низкими процентными ставками.
5.«Микрокредитование» или «экспресс-кредитование» - это получение банка займа, не посещая его офиса. Эту услугу оказывают почти в каждом крупном торговом центре. Как правило, сумма кредита зависит от указанного в анкете заработка. Однако за доступность и удобство таких кредитов клиентам банка приходится расплачиваться высокими процентами, так как для банка их выдача влечёт за собой высокий риск невозврата. Поэтому они выдаются на срок не более 2-х лет и под высокие проценты, в которые закладываются риски самого заёмщика по данному кредиту и потенциально недобросовестного заёмщика. Помимо платы за пользование кредитом начисляется дополнительная плата за открытие и ведение ссудного счёта, страхование объекта кредитования и другие дополнительные комиссии. В результате эффективная ставка кредитования возрастает в 2-3 раза по сравнению с официально объявленной ставкой.
Организация потребительского кредитования осуществляется в соответствии с общими стандартами кредитной сделки, используемыми в банке и в соответствии с ФЗ «О потребительском кредитовании». Для получения потребительского кредита необходимо представить в банк наряду с заявкой документы, подтверждающие платёжеспособность заёмщика. Это могут быть: справка о доходах с места работы, декларация о доходах заёмщика и(или) его поручителей, анкета, позволяющая кредитному инспектору квалифицировать заёмщика с точки зрения благонадёжности. Наиболее эффективным формализованным методом оценки кредитоспособности физических лиц является метод балльной оценки – скоринг. Модель проведения скоринга для каждого банка уникальна. Вместе с тем каждая методика базируется на следующих принципах:
- глубина оценки
кредитоспособности заёмщика
- информация, предоставленная клиентом и требующаяся для оценки кредитоспособности заёмщика, должна быть доступной и легко проверяемой;
- оценки и(или)
их веса должны быть формализов
Достоинством скоринговой оценки заёмщика являются субъективность, быстрота и беспристрастность в принятии решений. В результате – снижение рисков и повышение эффективности управления кредитным портфелем.
В российской банковской практике скоринг распространен недостаточно широко и носит формальный характер, вместе с тем в развитых странах он применяется повсеместно.
В настоящее время появляются новые виды потребительского кредитования. Так, развитие электронного обслуживания клиентов позволяет расширить возможности покупки товаров в кредит без посещения банка. Заказ оформляется в форме анкеты через интернет или по телефону. После рассмотрения заявки решение с указанием конкретных параметров кредитования банка (объём, срок, ставка) сообщается представителю магазина, который доводит его клиенту. После доставки товара сотрудник магазина передаёт ксерокопии паспорта и других документов в банк и получает окончательное решение о предоставлении кредита. Клиент оставляет продавцу 15 % от стоимости товара и забирает его. После чего он получает от банка по почте график предстоящих выплат по кредиту.
16Популярность потребительского кредитования в последние годы в России существенно выросла, как ранее это произошло во всех развитых странах. Это связано с тем, что потребительские кредиты можно считать одним из самых удобных видов кредитования, так как средства, полученные в их рамках, могут быть использованы заемщиком по своему усмотрению, в отличие от многих других видов кредитования. Получая потребительский кредит, клиент банка может использовать полученные деньги либо на приобретение необходимых ему товаров, либо с другими целями, о которых он не обязан ставить в известность банк. Удобства потребительского кредитования заключаются еще и в том, что процедура получения подобных кредитов во многих банках является достаточно простой, а сами кредиты – доступными широким категориям населения. Неудивительно, что услуги в области потребительского кредитования оказывают практически все современные коммерческие банки.
Доступность потребительского кредитования, которая существенно выросла в последние годы, проявляется не только в том, что суммы, выдаваемые банками, становятся больше, но еще и в том, что по потребительским кредитам снижаются процентные ставки. Таким образом, получение кредита становится все более выгодным для заемщиков. А легкость получения кредита приводит к тому, что население все чаще обращается к потребительскому кредитованию во многих ситуациях, требующих значительных материальных расходов.
2.Анализ потребительского кредитования физических лиц в ОАО «Сбербанк»
2.1 Кредитная политика банка ОАО «Сбербанк»
17Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. Ему нет равных среди коммерческих банков по числу филиалов, территориальных банков и агентств. По организационной структуре Сберегательный банк РФ является акционерным коммерческим банком. Он учрежден Центральным Банком России как акционерное общество открытого типа и зарегистрирован в ЦБ РФ 20 июня 1991 г. Органы управления Сберегательного банка включают:
-общее собрание акционеров.
-Совет банка
-Совет директоров банка
-Президента Сберегательного банка
-Компетенция органов управления банка определена в его уставе.
Благодаря своим ведущим позициям в банковской системе и, исходя из решаемых им задач, Сберегательный банк РФ является учредителем ряда других кредитно-финансовых учреждений. Уставный капитал Сберегательного банка РФ как акционерного общества формируется путем выпуска и размещения обыкновенных и привилегированных именных акций (т.е. имя владельца регистрируется в специальном реестре, ведущемся в банке).
Сберегательный банк РФ - это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка - дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посреднических и т. д. Наиболее важными направлениями размещения средств СБ РФ являются ссуды и инвестиции .
Выдача ссуд - один из основных и традиционных видов банковских операций. Коммерческие кредиты (или кредиты предприятиям любой формы собственности) предоставляются заемщикам при соблюдении принципов целевого использования: обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Основные направления кредитной и процентной политики банка определяются Советом директоров Сберегательного банка РФ в соответствии законодательством РФ, нормативными документами Центрального Банка России. Координацию кредитной работы и принятие решений о выдаче кредитов (или их пролонгации) осуществляет кредитно-инвестиционный комитет - постоянный рабочий орган банка, действующий в соответствии с Положением о кредитно - инвестиционном комитете.
Сберегательный банк Российской Федерации предоставляет кредиты заемщикам на цели, предусмотренные их уставом для осуществления текущей и инвестиционной деятельности. Приоритет при формировании кредитного портфеля, как правило, имеют акционеры, затем заемщики, имеющие в банке расчетные счета и совершающие по ним операции.
Предоставление банком кредитов основывается на учете необходимых потребностей заемщиков в заемных средствах, наличии достаточных гарантий для своевременного их возврата. Банк предоставляет кредиты в пределах собственного капитала и привлеченных средств, обеспечивая сбалансированность размещаемых и привлекаемых ресурсов по срокам и объемам.
Кредитные операции - наиболее рисковые операции банка. Поэтому кредитная политика ориентируется на надежность заранее проверенных заемщиков, с которыми банк в течение длительного времени работает и знает их финансовое состояние. Наряду с кредитованием юридических лиц и межбанковским Сбербанк традиционно предоставляет потребительские кредиты населению: краткосрочные и долгосрочные.
Основные направления кредитной политики Сбербанка
18При кредитовании юридических лиц Сбербанк России придерживается следующих направлении:
1 Поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
1.1 Отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т. д.);
1.2 Отрасли, выполняющие
жизнеобеспечивающие функции (
1.3 Оборонно-промышленный комплекс;
1.4 Малый бизнес;
1.5 Сельское хозяйство;
2.Поддержка существующих клиентов Сбербанка России и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка, непрерывность деятельности которых является критичной для других заемщиков Сбербанка России;
3.Кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.
В отношении физических лиц Сбербанк России следует следующим приоритетам:
1. Повышает доступность кредитов, предлагая различные способы их погашения - равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;
2.Помогает клиентам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов;
3.Сохраняет всю линейку розничных кредитных продуктов и продолжает оптимизировать ее, учитывая необходимость сохранения качества кредитного портфеля;
4.Обеспечивает повышение финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка;
5.Усиливает работу по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательно оценивая финансовые возможности заемщиков и предлагаемое обеспечение.
2.2Оформление потребительского кредита в ОАО «Сбербанк»
191.Подача предварительной заявки
Чтобы начать процедуру
получения кредита, нужно подать
предварительную заявку на предоставления
кредита. Сделать это можно
3.Собеседование в банке и предоставление документов