Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 02:21, реферат
Ценная бумага представляет собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей.
1. Понятие ценных бумаг………………………………… …………….3
1.1. Природа фиктивного капитала……………………………….3
1.2. Сертификат ценной бумаги……………………………………4
1.3. Риск приобретения ценных бумаг……………………………4
1.4. Виды ценных бумаг…………………………………………… 4
2. Основные виды ценных бумаг…………………………………………6
2.1. Акции………………………………………………………………6
2.2. Облигации……………………………………………………… 7
3. Субъекты рынка ценных бумаг……………………………………….9
4. Заключение………………………………………………………………10
Список используемой литературы………………………………… 11
Различают обыкновенные и привилегированные акции. Как и обыкновенные акции, привилегированные акции представляют собой ценную бумагу, указывающую на долю участия ее держателя в корпорации. От обыкновенных акций их отличает следующее: - дивиденды на привилегированные акции, как правило, устанавливаются по фиксированной ставке;
- они выпускаются
с указанием номинала и
-дивиденды по
привилегированным акциям
-держатели привилегированных акций имеют преимущественное право на определенную долю активов корпорации при ее ликвидации;
-как правило, держатели
привилегированных акций не
Существуют следующие права, предоставляемые корпорацией своим акционерам:
1.Право голоса.
Большинство обыкновенных акций дает их держателю право голоса на ежегодных собраниях акционеров по всем важным вопросам деятельности корпорации (например, по изменениям в уставе корпорации, вопросам слияний и приобретений, финансовой реорганизации, выборам совета директоров компании). Так как большая часть акционеров не может (или не хочет) посещать собрания, корпорации обязаны оформлять доверенности, по которым акционеры передают совету директоров кор
порации право голосовать от их имени на ежегодных или специальных собраниях. На биржах США оформление таких доверенностей является обязательным условием для регистрации компании и котировки ее ценных бумаг.
2. Право на участие в прибыли корпорации (на получение дивидендов).
Акции дают их держателям
на получение части прибыли
3. Преимущественное право на покупку новых акций.
Право, дающее существующим акционерам возможность закупить акции нового выпуска прежде, чем они будут предложены другим лицам. Цель этого преимущественного права в защите существующих акционеров (в первую очередь держателей крупных пакетов) от "размывания" пропорциональных долей их участия в корпорации. Как правило в законодательстве предусматривается, что наличие таких прав должно прямо оговариваться в уставе корпорации.
При реализации таких прав акционер может закупить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале корпорации.
Эти права имеют определенную стоимость: цена подписки на новый выпуск акций обычно ниже рыночной цены уже выпущенных акций; в результате этого преимущественные права могут выступать объектом купли-продажи.
4. Право при ликвидации (роспуске) корпорации.
Ликвидация - это практические действия корпорации по прекращению дел и реализации имущества. Стадия прекращения легального существования называется роспуском, а фактического - ликвидацией. По закону РФ претензии к корпорации при ликвидации удовлетворяются ею в следующем порядке: государственные претензии (уплата налогов и пошлин, расчет по государственным кредитам), претензии других кредиторов (коммерческих банков, владельцев векселей и облигаций, и т.д.),претензии владельцев привилегированных акций, и только после этого претензии владельцев обыкновенных акций. Незнание этого положения (или непонимание того, что акционер является совладельцем корпорации) в нашей стране в последнее время приводит к конфликтам между учредителями и акционерами ликвидировавшихся корпораций.
5. Права на инспекцию (проверку).
Все акционеры имеют право на поверку некоторых документов и отчетностей своих корпораций (списка акционеров, протоколов собраний акционеров, некоторых бухгалтерских отчетов и тп.).
2.2. Облигация.
Облигация - (от латинского obligato - обязательство) ценная бумага на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированого процента (в форме выигрышей и оплаты купонов).Облигация подлежит выкупу в течение обусловленного при выпуске займа срока.
В общем плане облигации представляют собой долгосрочные долговые обязательства с фиксированным процентом. Различают три основных категории облигаций: облигации корпораций, облигации федерального правительства (в том числе федеральных органов и учреждений) и муниципальные облигации.
Облигации корпораций
- это обязательства корпораций перед
кредиторами о выплате в
Облигационные отношения
оформляются специальным
Виды облигаций:
1. Купонные облигации
или облигации на предъявителя.
К ним прилагаются специальные
купоны, которые должны откалываться
два раза в год и
2. Именные облигации.
Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.
3. "Балансовые" облигации.
Этот вид облигаций
приобретает все большее
В зависимости от
обеспечения облигации
1. Обеспеченные облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:
a) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;
b) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой корпорации (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании;
с) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).
Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.
2. Необеспеченные
облигации. Эти облигации не
обеспечиваются какими-либо
3. Другие виды облигаций.
a) Облигации с доходом на прибыль, или реорганиза-ционные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при рекапитализации корпорации - как правило, когда ей грозит банкротство.
b) Гарантированные облигации: они гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом.
c) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не при носят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с диконтом ( со скидкой ), а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.
Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и облигациями корпораций постепенно стираются. С одной стороны , происходит узаконивание выпуска "не голосующих" акций, а с другой - появились "голосующие" облигации. Стиранию этих различий также способствует так же эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых "гибридных фондовых бумаг". Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала.
3. Субъекты рынка ценных бумаг.
Субъектами рынка ценных бумаг являются:
1) эмитенты - государство
в лице уполномоченных им
2) инвесторы (или
их представители, не
3) профессиональные
участники рынка ценных бумаг
- юридические лица и граждане,
осуществляющие виды
Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:
I. Небанковская модель
(США) - в качестве посредников
выступают небанковские
2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.
3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так и небанковские компании.
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
В данной работе были рассмотрены различные виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке. Я постарался постепенно перейти от общего подхода к этим понятиям к их более узкому определению, акцентируя внимание на достижениях России в этой области экономики.