Планирование прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:05, реферат

Краткое описание

Финансы предприятия являются в условиях рынка не только важнейшей экономической категорией, но и одновременно выступают плановым регулятором производственно - коммерческой деятельности, расширения самостоятельности и свободы фирм на рынках товаров и услуг. Основой финансового организма каждого производственного предприятия служит система взаимодействия таких общеэкономических процессов, методов, расчётов, как организация, планирование и стимулирование рационального использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.

Оглавление

Введение 2
1. Прибыль предприятия 3
1.1 Понятие прибыли 3
1.2 Функции прибыли 3
2. Виды прибыли 4
2.1 Балансовая прибыль 5
2.2 Валовая прибыль 5
3. Планирование прибыли 7
4. Факторы роста прибыли 10
5. Распределение прибыли и её использование 13
6. Рентабельность предприятия 15
7. Анализ состава и динамика прибыли 17
8. Глава 25 Налогового Кодекса ч.2 "Налог на прибыль организаций" 18
9. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Финансы предприятия.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      Методы  планирования прибыли.

         Планирование прибыли  – составная часть финансового  планирования. Оно проводится отдельно по видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

          В условиях стабильно развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование  в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.

         Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. В первую очередь – прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой расчётов прибыли служит прогнозируемый объём продаж. В таком случае отправной точкой планирования является объём производственных мощностей. После определения объёма продаж разрабатывается производственная программа на основе заключённых контрактов.

         Производственная  программа зависит от планового  объёма реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода, при этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершённого производства.

         В свою очередь, производственная программа является основой для  расчёта потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учётом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.

         Важным моментом в планировании прибыли является учёт трудовых затрат. С учётом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их называют расходы  на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека – часа.

         Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объема производства. Раздельно определяется переменная и постоянная затраты.

         В результате проведённых  расчётов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции  с учётом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

         На следующем этапе  составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависят от объёма продаж, например, комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.

         На основании этих расчётов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.

         План по прибыли  может быть представлен в качестве финансовой модели предприятия. С помощью  проекта плана осуществляется просчёт  эффективности различных управленческих решений.

         Для расчёта прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по укрупнённому методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде:

 

Р пр = О и + Т пр –  О к

 

Где             

        Р пр - объём реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости;

      О и  и  О к   - соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по ценам продаж и по производственной себестоимости;

      Т пр     - объём выпуска товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и по полной себестоимости.

         После того как объём реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках - по ценам продаж и по полной себестоимости, рассчитывается прибыль от реализации (П р) как разница между ценой и себестоимостью:

П р = В рп – С  рп

 

Где    В рп – выручка от реализации продукции;

      С рп – себестоимость реализованной продукции.

         Плановую сумму  прибыли (П р) также можно рассчитать, исходя из известных показателей цены и себестоимости выпуска товарной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

              

П р = П он + П тп –  П ок

 

Где    П он – прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого периода;

        П тп – прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

      П ок – прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого периода.

         При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой  продукции используется аналитический  метод планирования прибыли. Этот метод  применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. Расчёт ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому, по известным данным, можно определить базовую рентабельность ( Р о): 

                П о              - ожид. прибыль ( расчет  ведется в конце  года)

      Р о =-----------

                С тп           - полн. с-сть товарн. продукции базисного  года 

         Последовательность  расчета:

  1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объём товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
  2. Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году.
  3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции (выполняются на основе плановых данных об ассортименте, качестве, сортности).
  4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.
  5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на первом и последующих этапах.
  6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

         Аналитический метод  имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли (при наличии стабильных условий хозяйствования).

         Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объёма и стоимости продаж, при которых предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка.

         Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

         Далее планирование прибыли строится на основе эффекта  операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объём реализации, не приводя к убыточности.

         Эффект операционного  рычага состоит в том, что любое  изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объёма производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объёма продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. 
 
 

         4. Факторы роста прибыли 

         В процессе планирования прибыли важно определить за счёт каких факторов она растёт или  снижается.

         Прибыль зависит  от объёма реализации. При высоком  удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции роста объёма реализации приведёт к ещё большему росту прибыли за счёт снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

         Поскольку прибыль  исчисляется как разница между  ценой и себестоимостью, то, очевидно, что на размер прибыли оказывают влияние рост цен и снижение себестоимости.

         В период высоких  темпов инфляции рост прибыли обеспечивался  за счёт ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

         Используя такие  приёмы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.д.

         Резервы снижения себестоимости.

         1. Увеличение объёма  производства за счёт более полного использования производственноё мощности предприятия.

         2. Сокращение затрат  на её производство за счёт  повышения производительности труда,  экономного использования сырья,  материалов, электроэнергии, топлива,  оборудования, сокращение непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

         Минимизация затрат и увеличению прибыли содействует  оптимизация выбора между собственным  производством и приобретением  комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов и т.д. При большой  потребности в комплектующих деталях, запасных частях, полуфабрикатах более экономичным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать.

         Важным источником сокращением затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимальной технологии производства. Для этого рассматриваются, просчитываются различные варианты технологии производства, обосновываются решения.

         Важным резервом снижения себестоимости продукции  и увеличение прибыли является более  полное использование производственной мощности предприятия. Принятие дополнительного заказа (даже на невыгодных условиях) позволит предприятию значительно снизить себестоимость единицы продукции за счёт наращивания объёмов производства и вместо убытка получить прибыль.

          Аналогичным способом, на основе деления затрат на  постоянные и переменные минимизируется  величина затрат и за счёт  других мероприятий, что позволяет  снизить себестоимости продукции  (услуг) и увеличить прибыль  предприятия.

         Однако следует  помнить, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно не возможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые не возможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет, и продукция реализовываться не будет.

         В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется  новым методам управления затратами, такими, как управленческий учёт. С  его помощью осуществляется контроль за издержками предприятий. Особенно эффективен учёт по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решения на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утверждённую величину расходов и должны обеспечивать выполнение запланированных показателей.

Информация о работе Планирование прибыли