Планирование, финансирование расходов на здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение планирования, финансирования расходов на здравоохранение, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.
Исходя из данной цели, мною были определены следующие задачи:
охарактеризовать систему здравоохранения РФ, необходимость ее бюджетного финансирования,
изучить порядок планирования расходов бюджетов на здравоохранение,
выявить перспективы совершенствования порядка планирования расходов бюджета на здравоохранение.
рассчитать два варианта проекта планирования, финансирования расходов на здравоохранение

Оглавление

Введение................................................................................................................3
Система здравоохранения РФ. Планирование, финансирование расходов и их перспектива.................................................................................5
1.1 Система здравоохранения РФ, необходимость ее бюджетного финансирования.....................................................................................................5
1.2 Планирование расходов бюджетов на здравоохранение............................11
1.3 Перспективы совершенствования порядка планирования расходов бюджета на здравоохранение.............................................................................13
Обоснование проекта бюджета муниципального образования................19
2.1 Задание, исходные данные для расчета.......................................................19
2.2 Анализ, планирование бюджетных показателей........................................22
2.3 Выводы и предложения.................................................................................32
Заключение.........................................................................................................35
Список используемой литературы.....................................................................36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

6) организация заготовки,  переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездное обеспечение организаций здравоохранения субъектов РФ и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами,

7) организация обязательного медицинского страхования неработающего населения,

8) осуществление профилактических, санитарно – гигиенических, противоэпидемических  и природоохранных мер. 

По решению вопросов в области охраны здоровья граждан относится:

1) организация оказания  первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов),

2) организация обеспечения  учреждений муниципального систем  здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами,

3) создание условий  для  развития и доступности  лекарственного обеспечения граждан,

4) санитарно-гигиеническое  просвещение населения.

Расходы бюджетов на здравоохранение  учитываются по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджета предоставляется  следующая медицинская помощь:

1) специализированная  медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ,

2) высокотехнологичная  медицинская помощь, оказываемая  в медицинских организациях в  соответствии с государственным заданием, сформированным в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ,

3) медицинская помощь, предусмотренная ФЗ для определенных  лиц граждан,

4)дополнительные мероприятия  по развитию профилактического  направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот, детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, дополнительная диспансеризация работающих граждан, в том числе занятых на работах с вредными условиями труда), иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний (в соответствии с законодательством РФ).

В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации  значительный удельный вес занимают средства, направляемые на страхование  неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются:

1) специализированная (санитарно-авиационная)  скорая медицинская помощь,

2) специализированная (по  установленному перечню) медицинская  помощь, оказываемая в медицинских  организациях субъектов РФ в  соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения.

Расходы бюджетов субъектов  РФ включают в себя обеспечение медицинских  организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями  медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с законодательством Российской Федерации п законодательством субъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляются дополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению.

За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается:

1) скорая медицинская  помощь,

2) первичная медико-санитарная  помощь в амбулаторно-поликлинических,  стационарно-поликлинических и больничных  организациях, в том числе женщинам  в период беременности, во время и после родов.

Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций  муниципальной системы здравоохранения  лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами  и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентам и, а также обеспечение граждан лекарственным и средствами и изделиями медицинского назначения.

Планирование расходов бюджетов на здравоохранение было и остается одним из приоритетных направлений  деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, а ее эффективность во многом определяется объемом финансовых ресурсов и структурой расходов отрасли.

 

1.2 Планирование расходов бюджетов на здравоохранение

 

Основной составляющей бюджетного процесса является бюджетное планирование, под которым понимается процесс определения характеристик бюджетных доходов и расходов с целью выработки эффективных и действенных путей достижения их сбалансированности. Таким образом, изучение и совершенствование порядка планирования расходов бюджетов на здравоохранение является немаловажным фактором в изучении планирования, так как сама система здравоохранения играет важную роль в экономике любой страны. 

Порядок планирования расходов на здравоохранение в России при формировании бюджетов различных уровней осуществляется следующим образом.

Объем медицинской помощи и затраты  на ее оказание на государственном  уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.  Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете на 1000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Единицами объемов медицинских услуг приняты: в больницах — койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях — врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых  для реализации Программы государственных  гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются следующие  нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:

  • стоимость одного дня лечения в больнице;
  • стоимость одного посещения в поликлинике;
  • стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;
  • стоимость одного койко-дня.

Планирование Программы  государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика ее формирования и обоснования. Определяются: виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.

На региональном уровне разрабатывается территориальная программа государственных гарантий, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.

На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального, образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).

Сформированный муниципальный  заказ согласовывается в органах  управления субъекта РФ. Если после  признания его параметров субъектом  РФ в муниципальном образовании  имеются дополнительные ресурсы, то муниципальный заказ может быть увеличен сверх территориальной программы государственных гарантий.

На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для  реализации муниципального заказа. Согласованные  показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.

В финансовых органах объем ассигнований из бюджетов на здравоохранение и  физическую культуру планируется на основе использования различных нормативов. Нормативные расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» рассчитываются исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения и физической культуры, с учетом повышения федерального уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, индексации стоимости продуктов питания, медикаментов и коммунальных услуг.

 

1.3 Перспективы совершенствования  порядка планирования расходов  бюджета на здравоохранение

 

Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан па получение качественной медицинской помощи. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1 ( в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122)  отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Реализация медицинских услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, в совокупности представляющих собой сеть учреждении (организаций) здравоохранения.

В соответствии с номенклатурой  все учреждения сгруппированы в  три крупных блока: лечебно-профилактические; государственной санитарно-эпидемиологической службы; аптечные. В свою очередь, в  каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, названия которых отражают специфику выполняемых ими функции. Например: к учреждениям охраны материнства и детства отнесены родильные дома и дома ребенка; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся па лечении отдельных видов заболеваний пли видах деятельности.

Вторым значимым документом в области охраны здоровья является Закон РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1, в соответствии с  которым все граждане России должны иметь медицинскую страховку, причем обязательное медицинское страхование работающих граждан осуществляют работодатели, неработающих граждан - субъекты РФ за счет средств регионального бюджета. Страховые принципы оплаты медицинских услуг не в полной мере обеспечивали равный доступ населения к медицинской помощи, в связи с чем в настоящее время осуществляется организационно-экономическое реформирование планирования расходов бюджета на  здравоохранение.

Существующие финансово-экономические  механизмы, организационно-правовые формы и структура сети здравоохранения пока не обеспечивают необходимые доступность и качество медицинской помощи, особенно для населения малых городов и сельской местности, снижают эффективность управления ресурсами и сдерживают структурные изменения в отрасли. Слабо развит рыночный сектор здравоохранения. Требует модернизации система лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Развитие здравоохранения  будет ориентировано на реализацию прав и потребностей человека в этой сфере, строиться на принципах открытости, конкурентности, использования современных технологий и стандартов качества и осуществляться по следующим основным направлениям.

Первое - обеспечение  государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и совершенствование страховых принципов. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должна стать инструментом обеспечения доступности и качества медицинской помощи, эффективного планирования расходов бюджета на здравоохранение. Она должна основываться на текущем и стратегическом планировании медицинской помощи, современной системе стандартизации, включая стандарты медицинской помощи. При этом порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг будут конкретизированы.

Необходимо реализовать  на практике права граждан на выбор  страховой медицинской организации, а также врача и медицинской  организации в рамках договора обязательного  медицинского страхования на предоставление медицинской помощи.

Предстоит внедрить преимущественно  одноканальное финансирование организаций  здравоохранения и осуществить  поэтапный переход на оплату медицинской  помощи по полному тарифу за счет средств  обязательного медицинского страхования. Для медицинских организаций всех видов собственности будут обеспечены равные возможности участия в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Получат развитие механизмы, обеспечивающие солидарный принцип в обязательном медицинском страховании. Будет осуществлен переход от единого социального налога в части средств, поступающих в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, к страховому взносу по единому для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей тарифу. Должны быть установлены федеральные требования к размеру взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Информация о работе Планирование, финансирование расходов на здравоохранение