На
среднесрочную перспективу до 2012
года Федеральной службой по финансовым
рынкам РФ разрабатывается концепция
развития финансового рынка, и одной
из приоритетных задач является внедрение
механизмов формирования широкого круга
розничных инвесторов на финансовом рынке
и зашита их инвестиций. Среди стимулирующих
мер здесь присутствует и создание налоговых
льгот для инвесторов. В частности, в «Докладе
о мерах по совершенствованию регулирования
и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012
годы и на долгосрочную перспективу» в
2009 году планируется уточнить порядок
формирования налоговой базы для отдельных
категорий инвесторов и предусмотреть
снижение ставок налога на доходы от инвестиций
в ценные бумаги.
Восстановление
российского фондового рынка
начнется с возвращением доверия
инвесторов к компаниям и банкам,
к партнерам, к государству, чему
будет способствовать решение проблем
с ликвидностью и притоком иностранного
капитала.
Для
того, чтобы начать восстановление рынка
ценных бумаг, нужно решить обозначенные
ранее проблемы, тем самым улучшить всё:
- усовершенствовать
законодательство (особое внимание —
налоговому). В ряде случаев действующее
в России налоговое законодательство
не учитывает особенностей налогообложения
отдельных видов финансовых операций.
Его нормы в отношении финансового рынка
не всегда идентичны аналогичным понятиям
и терминам, закрепленным в нормах гражданского
законодательства и законодательстве
о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного
толкования, а в ряде случаев режим налогообложения
на российском финансовом рынке оказывается
более жестким, чем в других мировых финансовых
центрах. В настоящее время необходимо
принять меры, для того чтобы сделать налогообложение
на российском финансовом рынке более
привлекательным, чем налоговые режимы,
существующие в странах, в которых действуют
конкурирующие финансовые центры;
- снизить административные
барьеры и упростить процедуры. В последнее
время ФСФР России предприняла ряд шагов
с целью упрощения процедур государственной
регистрации выпусков ценных бумаг, что
стало одним из важнейших условий динамичного
роста объемов операций с ценными бумагами
на российском рынке. Вместе с тем, данная
работа не завершена.
Следует упростить процедуру эмиссии
ценных бумаг, в случаях, когда размещенные
ценные бумаги конвертируются в ценные
бумаги с тем же объемом прав и с сохранением
доли акционеров в уставном капитале (увеличение
номинальной стоимости акций или дробление
акций);
- развивать
срочный рынок и рынок коллективных инвестиций.
В настоящее время ФСФР России подготовлены
концепция и проект соответствующего
законодательного акта.
Ряд
проблем российского срочного рынка
связан с сегментацией его регулирования
по базовому активу и отсутствием
единого государственного органа, к
компетенции которого относятся
регулирование, контроль и надзор. Необходимо,
путем утверждения нормативных
правовых актов ФСФР России, принять
решения, направленные на достижение следующих
целей:
-
создание новых видов инвестиционных
фондов, ориентированных на инвестирование
в приоритетные сектора экономики
– фондов прямых инвестиций;
-
расширение перечня финансовых
инструментов для инвестирования
средств институтов коллективных
инвестиций, включая иностранные
ценные бумаги;
-
введение системы управления
рисками при совершении срочных
сделок институтами коллективного
инвестирования;
-
совершенствование контроля за сохранностью
средств коллективного инвестирования
со стороны специализированного депозитария;
- совершенствовать
качество корпоративного управления.
За последние годы в России многое сделано
по обеспечению необходимого качества
корпоративного управления. Вместе с тем,
целый ряд проблем требуют своего решения,
как в краткосрочной, так и в долгосрочной
перспективе. Также предполагается устранить
имеющиеся коллизии норм различных законов,
касающихся ответственности руководителей
обществ, уточнить процессуальный статус
акционера, предъявляющего иск в интересах
общества;
- улучшать
механизмы привлечения частных инвесторов
и механизмы защиты их интересов. Постоянное
и осмысленное участие населения на финансовом
рынке является одним из признаков не
только повышения уровня жизни в стране,
но и показателем определенной зрелости
финансового рынка, обеспечивающего трансформацию
индивидуальных сбережений в необходимые
экономике инвестиции. Это свидетельствует
и о росте знаний населения о финансовом
рынке, о понимании им основных принципов
функционирования рынка, включая оценку
соответствующих экономических и иных
рисков. Государственное регулирования
в этой области должно быть направлено
на усиление элементов сознательного
поведения розничных инвесторов, их защиту,
создание условий снижения рисков индивидуальных
инвестиций, исключение спонтанности,
необдуманного риска и азарта, обычно
сопутствующих ранним стадиям развития
рынка ценных бумаг и инвестиционной активности
населения.
Повышение
интереса населения к финансовому
рынку и стимулирование инвестирования
на финансовом рынке индивидуальных
сбережений обеспечивается рядом мер,
в том числе в области совершенствования
налогообложения, о чем сказано
выше.
Важным
средством стимулирования участия
розничных инвесторов на финансовом
рынке могут стать компенсационные
и страховые схемы;
- совершенствовать
регулирование на финансовом рынке. Совершенствование
регулирования на финансовом рынке должно
осуществляться по трем основным направлениям:
во-первых, повышение роли СРО и установление
их более тесной связи с государственным
регулятором финансового рынка, во-вторых,
унификация норм и правил государственного
регулирования деятельности на финансовом
рынке с постепенной концентрацией государственных
функций по регулированию, контролю и
надзору на финансовом рынке в одном государственном
органе, в-третьих, развитие системы пруденциального
надзора;
- предупреждать
и пресекать недобросовестную деятельность
и совершенствовать регулирование. Предотвращение
манипулирования ценами и совершения
сделок на основе инсайдерской информации.
Крайне актуальной остается задача принятие
закона о противодействии злоупотреблений
на финансовых и товарных рынках. Указанный
законопроект разработан ФСФР России
и согласован с заинтересованными органами
исполнительной власти. Вместе с тем, принятие
этого закона требует не только отдельных
юридических уточнений редакции его положений,
но и более широкой и публичной работы
по формированию таких правил и этики
поведения участников рынка ценных бумаг,
которые бы исключали возможности манипулирования
ценами, использования инсайдерской информации.
Определенные меры по предотвращению
указанных злоупотреблений на организованном
рынке могут быть приняты незамедлительно
в рамках действующего законодательства
с опорой на инициативу и сознательность
наиболее ответственных участников финансового
рынка и работников регулирующих органов;
- консолидировать
и формировать положительный имидж. Важным
фактором повышения конкурентоспособности
российского финансового рынка является
создание его позитивного имиджа в глазах
отечественных и зарубежных инвесторов.
Необходимо сосредоточить усилия на том,
чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки
в отношении неразвитости российского
финансового рынка или незащищенности
привлекаемых на российском рынке инвестиций.
Необходима целостная система распространения
информации и знаний о российском финансовом
рынке, как среди иностранных инвесторов,
так и внутри России. Зачастую упрощенные
представления российских предпринимателей
о финансовом рынке, приверженность отдельных
комментаторов и аналитиков штампам зарубежной
прессы оборачиваются накоплением неоправданно
негативных оценок реальной ситуации
в России. Низкий уровень информированности
населения, а также отсутствие доверия
к инструментам финансовых рынков приводит
к тому, что до сих пор значительная часть
сбережений граждан осуществляется в
наличной форме, путем вложений в иностранную
валюту и увеличения объема наличных денег
на руках у населения.
Построение
системы информации о российском
финансовом рынке позволит создать
объективную картину реальных возможностей,
которые предоставляет инвесторам
и эмитентам российский финансовый
рынок.
Решение
изложенных задач позволило бы создать
надежную базу долгосрочного роста
российского финансового рынка
и повышение его роли как в
рамках национальной, так и мировой
экономики. В результате могли бы
быть достигнуты следующие целевые
показатели (табл.4).
Таблица
4.
Перспективы
развития рынка ценных бумаг
Показатель |
2007 |
2012 |
2020 |
Капитализация
публичных компаний, трлн. руб. |
32,3 |
84 |
170 |
Соотношение
капитализации к ВВП, в % |
97,8 |
130 |
110 |
Биржевая
торговля акциями, трлн. руб. |
31,4 |
78 |
240 |
Стоимость
корпоративных облигаций в обращении,
трлн. руб. |
1,2 |
7,7 |
19 |
Активы
паевых инвестиционных фондов, трлн. руб. |
0,8 |
5,8 |
17 |
Годовой
объем публичных размещений акций
на внутреннем рынке, по рыночной стоимости,
в трлн. руб.. |
0,7 |
1,4 |
3 |
Количество
розничных инвесторов на рынке ценных
бумаг, млн. человек |
0,8 |
8,3 |
20 |
Доля
иностранных ценных бумаг в обороте
российских бирж, % |
0 |
4 |
12 |
Заключение.