Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с экономическим содержанием, сущностью и функциями финансов предприятия. Исследовать развитие финансов в России и определить роль финансов в современной экономике.
Задачи исследования:
1.определить сущность финансов, рассмотреть их история и закономерности развития
2.определить сущность финансов, рассмотреть их историю и закономерности развития
3.Дать характеристику основным функциям финансов
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и особенности финансов. Функции финансов.
1.1.Необходимость и сущность финансов…………………………… …….5
1.2.Особенности финансов………………………………………………….12
1.3.Распределительная функция финансов………………............................16
1.4.Контрольная функция финансов………………………….......................19
1.5.Другие функции………………………………………………………..…21
Глава 2. Перспективы развития финансов в России. 51
2.1.Варианты развития макроэкономических показателей в различных условиях проведения экономической политики …………..........................23
512.2.Пути повышения эффективности управления финансами…………….35
Заключение…………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………
Здесь возможны такие меры, как снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также их акционеров и иных инвесторов в случае, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствуя направлению части их ресурсов на создание системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотека, секьюритизация, долгосрочные субординированные кредиты). Одновременно необходимы жесткий контроль качества кредитного портфеля, использование регулятивных и иных рычагов для укрепления стабильности финансовой и банковской систем.
6. Требуется более тщательный мониторинг движения капиталов, причем не только из страны, но и, что не менее важно, в страну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования, создавая стимулы, обеспечивающие приведение указанных параметров в соответствие с экономическими приоритетами. Следует также рассмотреть возможность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований. Основной акцент здесь должен быть сделан не столько на административные (ограничительные) рычаги, сколько
на то, чтобы посредством использования механизмов денежно-кредитной и финансовой политики повысить заинтересованность участников рынка в работе с рублевыми инструментами.
7. Меры по валютной либерализации должны сопровождаться
разработкой механизмов и рычагов чрезвычайного характера, которые
можно быстро задействовать при наступлении кризисных событий.
Нельзя допустить, чтобы формирующуюся финансовую стабильность подорвали спекулятивные операции или колебания мировой
конъюнктуры. Важно уменьшить риски «игры на повышение», когда
международные спекулянты будут покупать рубли лишь на короткий
срок, чтобы затем продать подорожавший рубль, капитализировать
полученную прибыль и уйти с рынка, нарушив его стабильность.
Даже страны с мощными экономическими и финансовыми системами (США, Япония) были вынуждены использовать широкий набор регулирующих мер, чтобы поддерживать стабильность своих финансовых и валютных рынков, а реальная либерализация во многих из них стала осуществляться лишь в конце 1980-х (Западная Европа, США) или в конце 1990-х годов (Япония), когда они заняли прочные позиции в мировой экономике. Заметим, что, например, в случае с Японией валютная либерализация и либерализация движения капиталов были осуществлены спустя более 30 лет после либерализации текущих операций в середине 1960-х годов.
Как показывает мировой опыт, набор технических, регулятивных рычагов как долгосрочного, так и краткосрочного действия по предотвращению дестабилизации на финансовом рынке достаточно велик — от ставок налогообложения в зависимости от сроков нахождения средств или норм резервирования в увязке со сроками привлекаемых внешних ресурсов до прямых количественных ограничений на ввод «коротких» средств.
Учитывая, что российская экономика уже в большой степени либерализована, основной акцент в данном круге вопросов теперь нужно сделать на разработке антикризисных механизмов, способных нейтрализовать воздействие внешних шоков.
8. Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть резервные требования, балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами.
Очевидно, все эти задачи не могут быть решены сразу — для этого требуются и консолидированная заинтересованность участников рынка, и политическая воля, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности, нужно начинать системную работу по формированию основ устойчивого и долгосрочного развития страны, позволяющих эффективно интегрироваться в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно – денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Важно понять, что финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общества на товарно – денежные отношения. Исторический характер финансов позволяет сделать вывод, что любое государство создаёт систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций.
Таким образом, финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) — вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. Функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять. Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение экономической категории.
Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.
Подводя итог, следует сказать о том, что финансы неотъемлемая часть экономики государства. С помощью финансов происходит создание и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в стране.
Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: возникновения финансов, их необходимость и особенности, функции финансов как проявление их сущности и пути повышения эффективности управления финансами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. “Финансы, денежное обращение, кредит” учебник / Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2 – е изд. 2001.
2. “Финансы” учебник / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской.- М.:Перспектива, 2003 г.
3. “Финансы” учебник / Под. ред. д. э. н., проф. С.И. Лушина, д. э. н. В.А. Слепова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2003 г. – 682 с.
4. “Финансы и кредит”: Учебное пособие / Под. ред. проф. А.М. Ковалёвой. – М. : Финансы и статистика, 2005 г. – 512 с.
5. “Бюджетная система России”: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.- 703 стр.
6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию “О бюджетной политике в 2008 – 2010 г.г.” от 9 марта 2007 г./ Финансы № 3 2007 г.
7. В.И. Тресков “От годового бюджета к трёхлетнему” / Финансы №1 2007 г.
8. Заключение контрольно – счётной палаты Кировской области на проект закона “Об областном бюджете на 2007 г.”
9. Киров, Итоги 2006 г. в цифрах (информационный сборник). – Киров 2006 г.
10. С.А. Белозёров “Сущность и функции домашних хозяйств” / Вестник СПбГУ Серия 5, № 3 2006 г.
11. И. Башмаков “Ненефтегазовый ВВП как индикатор динамики российской экономики” / Вопросы экономики № 5 2006 г.
12. А.М. Глушанин “Анализ основных положений Бюджетного кодекса РФ” / Экономический еженедельник "Эпиграф"
13. С. Дробышевский, П. Кадочников, С. Синельников – Мурылёв “Некоторые вопросы денежной и курсовой политики в России в 2000 – 2006 г. и на ближайшую перспективу” / Вопросы экономики № 2 2007г.
14. М. Ершов “Экономический рост: новые проблемы и новые риски” / Вопросы экономики № 12 2006 г.
30