Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с экономическим содержанием, сущностью и функциями финансов предприятия. Исследовать развитие финансов в России и определить роль финансов в современной экономике.
Задачи исследования:
1.определить сущность финансов, рассмотреть их история и закономерности развития
2.определить сущность финансов, рассмотреть их историю и закономерности развития
3.Дать характеристику основным функциям финансов
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и особенности финансов. Функции финансов.
1.1.Необходимость и сущность финансов…………………………… …….5
1.2.Особенности финансов………………………………………………….12
1.3.Распределительная функция финансов………………............................16
1.4.Контрольная функция финансов………………………….......................19
1.5.Другие функции………………………………………………………..…21
Глава 2. Перспективы развития финансов в России. 51
2.1.Варианты развития макроэкономических показателей в различных условиях проведения экономической политики …………..........................23
512.2.Пути повышения эффективности управления финансами…………….35
Заключение…………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………
Согласно полученным расчетам, при данном сценарии совокупный прирост реального ВВП за 5 лет (2007—2011 гг.) составит не более 6%, при этом в 2010—2011 гг. годовые темпы прироста реального ВВП будут отрицательными (до -2,0%). Объем ВВП России в 2011 г. не превысит 900 млрд. долл. (по текущему курсу) — почти на 40% меньше, чем в первом сценарии.
Доходы федерального бюджета упадут до уровня ниже 14,5%, что означает возникновение дефицита федерального бюджета уже в 2008 г. (при ценах на нефть в 30 долл.). Ожидается полное исчерпание средств Стабилизационного фонда РФ уже в 2010 г., на фоне дефицита федерального бюджета в 2010—2011 гг. в размере не менее 4,5% ВВП.
В рамках данного сценария предполагается, что политика ЦБ РФ сводится к постепенной девальвации рубля за счет валютных интервенций. Очевидно, что такая политика трудно реализуема на практике вследствие вероятной атаки на рубль. К концу 2011 г. рубль обесценится примерно в полтора раза по сравнению с концом 2006 г. (более 40 рублей за доллар), что будет стоить ЦБ РФ примерно 200 млрд. долл. золотовалютных резервов.
Реальный эффективный курс рубля за 5 лет снизится примерно
на 8—9%, однако вследствие падения цен на нефть сальдо торгового
баланса становится отрицательным.
Сценарий VI. Как отмечалось выше, сценарий развития экономики, предполагающий отказ ЦБ РФ от контроля за курсом в условиях резкого падения цен на нефть, является весьма условным. На практике в силу качественных изменений в поведении всех участников рынка и очевидных политических последствий такого решения для денежных властей описываемое развитие событий вряд ли возможно. Согласно расчетам, в условиях неизменного поведения остальных участников рынка при заданном снижении цен на энергоносители годовое падение номинального курса рубля к доллару составит более 25%, а за весь рассматриваемый период рубль обесценится примерно на 40%, что меньше, чем в сценарии с постепенным снижением цен на нефть.
Вследствие негативного шока темпы роста реального ВВП становятся отрицательными уже в 2008 г. и остаются на данном уровне в течение всего периода (совокупное снижение ВВП за 5 лет составит не более 1%).
Тяжелее всего резкое падение цен скажется на бюджетной сфере: средства Стабилизационного фонда заканчиваются уже в начале
4- третьего года низких цен (2009 г.), при этом дефицит федерального бюджета колеблется в пределах 5,0—5,5% ВВП (без учета очевидных предположений о необходимом снижении бюджетных расходов в сложившихся обстоятельствах).
В данном сценарии не предполагается возможность дополнительной эмиссии, связанной с необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета, поэтому темпы прироста денежной массы становятся еще ниже, чем в сценарии V. Проведение жесткой денежно-кредитной политики позволяет ослабить перенос падения курса в цены, и инфляция в 2011 г. снижается до 4,5%.
С точки зрения уровня жизни населения, согласно расчетам, данный сценарий позволяет в значительной степени законсервировать текущую ситуацию. Так, доля денежных доходов первого квинтиля останется фактически неизменной на уровне около 5,4%, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума вырастет примерно до 16,7%.
Сценарий VII. Альтернативой политике номинальной девальвации рубля является политика поддержания курса рубля на фиксированном уровне. Расчеты в рамках данного сценария показали, что при фиксации курса рубля к доллару на уровне 27,0 руб./долл. золотовалютных резервов хватает на удержание курса в течение 4 лет, в начале 2011 г. резервы исчерпываются до нуля. Однако, как отмечалось выше, полученные в данном сценарии количественные оценки являются максимально условными, так как в реальности проведение политики фиксированного курса рубля в условиях резкого падения цен на нефть означает неминуемое возникновение атаки на рубль уже в течение первого года, и золотовалютные резервы кончатся значительно быстрее, чем это показывает модель.
Модель недооценивает и масштабы снижения уровня жизни населения. Согласно модельным расчетам, доля денежных доходов первого квинтиля несколько увеличивается — с 5,4 до 5,7%, тогда как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума вырастет с 15,8 до 18,3%.
Сравнительный анализ проведенных оценок последствий трех кризисных сценариев позволяет сделать некоторые выводы. В рамках заданных предпосылок при снижении цен на нефть не существует реальной возможности избежать серьезного замедления роста и стагнации экономики. Вместе с тем у России есть возможность не доводить ситуацию до кризиса, сопоставимого по масштабам с событиями второй половины 1998 года. Наименьшие потери экономика несет в случае выбора политики номинальной девальвации рубля при падении цен на нефть, однако при реализации данного варианта следует учитывать возникающие политические ограничения. Кроме того, в данном варианте, аналогично послекризисному развитию в конце 1998 г., можно ожидать ускорения экономического роста вследствие эффекта импортозамещения при снижении реального курса национальной валюты.
Маловероятным представляется случай резкого (более чем в 2 раза) падения цен на нефть в течение одного года. Следовательно, с точки зрения динамики нефтяных цен более вероятным является пятый сценарий, и варианты политики, по-видимому, будут реализовываться в условиях этого сценария. Отпуск ЦБ РФ номинального курса рубля в свободное плавание в условиях более высоких, хотя и снижающихся, цен на нефть, когда экономика обладает большим запасом прочности, снижает объективные трудности реализации данной политики на практике.
Необходимо также отметить, что модель, возможно, переоценивает зависимость экономики России от цен на нефть. На протяжении последних лет важным фактором экономического роста стали масштабные инвестиции, а в модели отражена в первую очередь взаимосвязь динамики сырьевых цен и темпов экономического роста.
Рассмотрение различных сценариев развития экономики России в условиях высоких и низких цен на энергоносители позволяет выявить варианты политики, реализация которых обеспечивает достижение относительно лучших показателей развития экономики в обоих случаях.
Следует сделать вывод, что при высоких ценах на нефть такой политикой является политика максимальной стерилизации операций ЦБ РФ на валютном рынке при накоплении золотовалютных резервов. Основной проблемой при реализации данной политики является то, что положительные последствия ее проведения реализуются на практике в средне- и долгосрочной перспективе, тогда как трудности с проведением жесткой денежной политики финансовые власти ощутят незамедлительно.
При снижении цен на нефть лучшей представляется политика девальвации рубля. При этом критически важным на начальной стадии снижения цен на энергоносители до их приближения к нижней точке спада является подача сигнала о том, что денежные власти, несмотря на возможные политические последствия, не будут стараться поддерживать курс рубля на текущем уровне и тратить свои золотовалютные резервы. Это позволит свести спекулятивные атаки на рубль к минимуму и ослабить влияние кризиса на экономику .
2.2. Пути повышения эффективности управления финансами
В связи с необходимостью обеспечения экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране. Речь идёт уже не просто об экономическом росте, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике. При этом важно понять, можно ли в принципе эффективно совместить такие процессы, как осуществления прогрессивных структурных изменений и поддержания высоких темпов экономического роста, поскольку проведение глубоких структурных преобразований обычно сопровождается снижением темпов роста
Чтобы вновь не войти в полосу рисков, аналогичных периоду 1998 г., следует предусмотреть ряд подходов и механизмов, которые с одной стороны, уменьшили бы сами риски, а с другой – сделали бы экономику более устойчивой даже при негативном воздействии глобальных процессов. В данной связи необходимо отметить ряд важнейших моментов:
1. Необходимы формирование и последовательная реализация
структурной политики, отвечающей новым вызовам глобальной
экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании передовых технологий и «экономики знаний», создающих
условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающих
зависимость от мировой конъюнктуры. Поскольку современная конкуренция — не просто соперничество отдельных компаний за рынки
сбыта и финансовые ресурсы, а конкуренция экономических систем,
обеспечивающих прочные позиции страны и ее бизнеса в мире, то
в этих условиях требуется активизация всех механизмов экономической политики и всех субъектов «экономического пространства» для
скоординированного решения стоящих задач.
2. С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры»
экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали
необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру
производства, что невозможно без прочной финансовой базы, и которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы
внутренними.
При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.
Следует еще раз оценить целесообразность ситуации, при которой средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, в нее не поступают, а либо «замораживаются», либо инвестируются за рубежом, по сути поддерживая экономический рост в других странах. Причем сначала такую поддержку мы оказываем посредством наших сырьевых поставок, удовлетворяющих внешний спрос, а затем там же размещаем полученные нами финансовые ресурсы. При этом финансирование внутренних российских потребностей осуществляется с внешних рынков (что, отметим, влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное использование внутренних средств). Для полноты картины важно сопоставить цепу размещений наших средств и стоимость привлечения внешних ресурсов, оценив возможные доходы Стабфонда в случае, если бы его средства размещались внутри страны. Здесь речь может идти и о непосредственном сравнении доходности, и о более системных оценках — с точки зрения возможности укрепления экономики, роста доходов и, как следствие, налоговых поступлений.
3. Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов делает еще более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов. Следует системно рассмотреть возможности использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения. Напомним, что в ведущих странах до 40—50% всей денежной базы (денежного предложения) формируется на основе покупки их центральными банками «длинных» государственных бумаг, что, по сути, означает «длинный» кредит экономике. Это позволяет, во-первых, осуществлять первичное поступление
ликвидности в экономику с учетом приоритетов экономической
политики, теснее увязывая денежно-кредитную и структурную политики, а во-вторых, обеспечить поступление «длинных» ресурсов в экономику. В перспективе важную роль с учетом их долгосрочного характера должны играть пенсионные накопления, а также ряд других мер (таких, как более низкие налоги для вкладчиков по процентным начислениям за «длинные» депозиты, более низкие нормы резервирования по «длинным» пассивам и др.).
4. Следует повысить роль Центрального банка, который должен
выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того,
сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов
нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи — контроль за
инфляцией и валютным курсом — целями поддержания экономического
роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы
к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие
политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной, региональной
и структурной политики.
Для формирования «длинной» ресурсной базы целесообразно принимать в качестве залога кредитные требования по «длинным» кредитам со стороны коммерческих банков. Эта мера приведет к уменьшению кредитных рисков, стимулируя кредитование на более длительные сроки.
5. Необходимы укрепление банковского сектора как основы финансовой системы, рост его капитализации.
В ряде стран основным источником роста капитала банков является собственная прибыль в сочетании с иностранным капиталом (так происходит практически во всех странах Центральной и Восточной Европы). В результате национальные банковские системы фактически перешли под контроль иностранных участников. В то же время другие подходы опираются на активную политику государства по укреплению национальных финансовых систем (Япония, Норвегия, Чили и др.). Например, в Японии правительство выкупало у банков проблемные долги и входило таким образом в их капитал. При этом оговаривались условия последующего выхода государства из него при нормализации положения. Предоставлялись также чрезвычайные кредиты для достижения общих экономических целей в соответствии с задачами структурной политики.