Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с экономическим содержанием, сущностью и функциями финансов предприятия. Исследовать развитие финансов в России и определить роль финансов в современной экономике.
Задачи исследования:
1.определить сущность финансов, рассмотреть их история и закономерности развития
2.определить сущность финансов, рассмотреть их историю и закономерности развития
3.Дать характеристику основным функциям финансов
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и особенности финансов. Функции финансов.
1.1.Необходимость и сущность финансов…………………………… …….5
1.2.Особенности финансов………………………………………………….12
1.3.Распределительная функция финансов………………............................16
1.4.Контрольная функция финансов………………………….......................19
1.5.Другие функции………………………………………………………..…21
Глава 2. Перспективы развития финансов в России. 51
2.1.Варианты развития макроэкономических показателей в различных условиях проведения экономической политики …………..........................23
512.2.Пути повышения эффективности управления финансами…………….35
Заключение…………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и
правил, выполнения финансовых обязательств.
1.5. Другие функции.
К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита
слабо. В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социальн ориентированному экономическому росту. Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов. Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.
2. Перспективы развития финансов в России
2.1. Варианты развития макроэкономических показателей в различных условиях проведения экономической политики
Для оценки количественных и качественных эффектов реализации вариантов денежно-кредитной политики в условиях высоких и низких цен на нефть экономистами были проанализированы 7 сценариев развития российской экономики в среднесрочной перспективе (5 лет — до 2011 года). Первые четыре сценария рассматривают ситуацию сохранения в указанный период относительно высоких цен на нефть на мировом рынке (не ниже 45 долл. за баррель, сорт «Брент»).
Сценарий I описывает, по сути, инерционный вариант развития. При этом, предполагается, что Правительство РФ не допустит увеличения расходов федерального бюджета РФ после президентских выборов 2008 г. сверх 18,5% ВВП, сохранится действующая налоговая система, не будут пересматриваться правила накопления средств в Стабилизационном фонде, годовые темпы роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий будут превышать уровень инфляции не более чем на 2—2,5 пункта. ЦБ РФ продолжит политику накопления золотовалютных резервов, что означает соответствующий прирост денежной массы, в том числе требующийся для поддержания высоких темпов роста ВВП, а также необходимость сдерживания темпов укрепления реального эффективного курса рубля. Таким образом, в данном сценарии не учитываются наметившиеся в 2006 г. изменения политики ЦБ РФ, связанные с допущением номинального укрепления рубля за счет меньшего накопления валютных резервов. Кроме того, предполагается, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и хорошие внутренние макроэкономические показатели будут способствовать притоку в страну как прямых иностранных инвестиций, так и финансового капитала. Для упрощения расчетов отношение курса доллара и евро принимается равным 1,25 — 1,30 долл. за евро на весь период.
Остальные три сценария, предполагающие высокие цены, строятся на изменении отдельных параметров сценария I, оставляя неизменными другие условия. Сценарий II отличается от первого сценария тем, что мы допускаем некоторое расширение бюджетных расходов на фоне сохраняющихся высоких цен на нефть и доходов бюджета.
Сценарий III предполагает достижение к 2011 г. уровня годовой инфляции в 4%, что позволяет оценить масштабы требуемой дополнительной стерилизации |валютных интервенций, проводимой ЦБ РФ. В 2006 году ЦБ РФ осуществил номинальное укрепление рубля по отношению к доллару на 8,5%. Сценарий IV рассматривает вариант изменения политики ЦБ РФ, при котором денежные власти с 2007 г. отказываются от накопления золотовалютных резервов и допускают номинальное укрепление курса рубля к иностранным валютам, обеспечивающее нулевое сальдо платежного баланса РФ.
Сценарии V—VII строятся для ситуации, предполагающей снижение цен на нефть на мировом рынке до среднего многолетнего уровня (25 долл. за баррель, сорт “Брент”). В сценарии V такое снижение происходит постепенно (к 2009 г.), а в сценариях VI и VII — резко, уже в 2007 г. Базовые предпосылки экономической политики в условиях низких цен остаются теми же, что и в сценариях для высоких цен, а Стабилизационный фонд используется для финансирования дефицита федерального бюджета. Вместе с тем прогнозируется, что по мере снижения цен будет наблюдаться достаточно сильный отток капитала из страны. Сценарий VI, помимо предположения о резком падении цен уже в 2007 г. с 65 до 25 долл. за баррель, рассматривает вариант политики денежных властей, при которой ЦБ РФ отпускает номинальный курс рубля, сохраняя неизменный объем своих золотовалютных резервов, в результате чего происходит быстрое номинальное обесценение рубля. Сценарий VII допускает возможность проведения противоположной политики — удержание неизменным номинального курса рубля (для упрощения расчетов — к доллару США), при использовании для интервенций золотовалютных резервов вплоть до их полного исчерпания.
Данные расчеты позволяют получить достаточно осторожные оценки динамики основных макроэкономических показателей российской экономики в случаях как высоких, так и низких цен на нефть. Это фактически означает, что реальные события при понижении цен на нефть с учетом ожиданий экономических агентов будут развиваться по худшему сценарию. Поэтому власти должны быть готовы в таком случае принимать меры, направленные хотя бы на смягчение выявленных в расчетах негативных последствий. Аналогично в условиях высоких цен на нефть все сценарии также представляются консервативными и показывают нижнюю границу возможных вариантов развития экономики.
Результаты моделирования динамики основных макроэкономических показателей по сценариям приведены в таблице.
Сценарий I. Согласно полученным результатам при инерционном развитии экономики РФ совокупный прирост реального ВВП за 5 лет (2007—2011 гг.) составит примерно 25%, при этом годовые темпы прироста реального ВВП к концу периода снизятся до 3,5%. Уменьшение темпов роста объясняется снижением уровня рентабельности и стабилизацией объемов экспорта нефти и газа в условиях сохранения настоящей (преимущественно сырьевой) отраслевой структуры. С учетом роста реального курса рубля это позволит экономике России выйти в 2011 г. на объем ВВП, равный 1,5 трлн. долл. США (по текущему курсу).
Несмотря на некоторое снижение государственных доходов (примерно до 22,5—23% ВВП вследствие снижения вслед за ценами уровня налогообложения нефтяного сектора и общего снижения уровня рентабельности в экономике), баланс федерального бюджета остается положительным (не менее 4% ВВП). Результатом этого, в частности, является накопление к концу 2011 г. Стабилизационного фонда в размере 25-26% ВВП (380-390 млрд. долл.).
Политика ЦБ РФ по накоплению золотовалютных резервов и ограничению годовых темпов укрепления реального курса рубля за счет стерилизации валютных интервенций приведет к тому, что величина золотовалютных резервов составит 405—415 млрд. долл.
Суммарный рост реального эффективного курса рубля за 5 лет составляет примерно 35% (+48% к уровню накануне кризиса 1998 г.). При этом номинальный курс рубля к концу 2011 г. будет равен примерно 29,5-30,5 руб./долл.
Следствием такой политики станет достижение в 2009—2010 гг. нулевого сальдо счета торгового баланса, то есть прирост золотовалютных резервов, начиная с 2010 г. будет происходить только за счет притока капитала. Темпы прироста денежной массы хотя и снижаются (до 9 — 10% в 2010—2011 гг.), но остаются выше инфляции. Монетизация стабилизируется на уровне около 34—35% ВВП. Согласно нашим оценкам, в рамках данного сценария невозможно снижение инфляции в 2011 г. ниже 6,0%. Совокупный рост цен за пять лет составит не менее 40%.
Сценарий II. Дополнительное увеличение бюджетных расходов на 2 пп. ВВП приведет к заметному ухудшению ряда показателей. Так, совокупный рост ВВП за рассматриваемый период в этом случае не превысит 21,5%, а инфляция не опустится ниже 7,0%. Соответственно, произойдет снижение уровня дифференциации доходов населения: доля денежных доходов первого квинтиля вырастет с 5,4 до 5,7%, однако, несмотря на рост бюджетных расходов, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума также возрастет с 15,8 до 17,0%.
Профицит федерального бюджета сокращается к 2011 г. до 1,0% ВВП, совокупный рост реального курса рубля достигнет 39% (+52% к уровню накануне кризиса 1998 г.). Объем Стабилизационного фонда не превысит 17% ВВП.
Сценарий III. Более низкие темпы инфляции к 2011 г. — 4% — при отсутствии бюджетной экспансии потребуют дополнительной стерилизации денежной эмиссии в размере примерно 200 млрд. руб. в год по сравнению с инерционным сценарием. Такой объем стерилизации может быть достигнут за счет использования описанных выше дополнительных инструментов денежной политики ЦБ РФ, помимо накопления средств на счетах Стабилизационного фонда. При этом благодаря более медленному росту реального курса рубля (не более 30%) совокупный рост реального ВВП за пять лет превысит показатели первого сценария.
Так же как и в сценарии I, сохраняется тенденция к усилению дифференциации доходов населения и снижению уровня бедности, что приведет к уменьшению к 2011 г. доли денежных доходов первого квинтиля с 5,4 до 4,8%, а доли населения с доходами ниже прожиточного минимума — с 15,8 до 11,0%.
Сценарий IV. Изменения в динамике макроэкономических показателей в данном сценарии, предполагающем номинальное укрепление рубля, гораздо более заметные. Так, при сохранении объема резервов ЦБ РФ на уровне конца 2006 г. (около 300 млрд. долл.) номинальный курс рубля укрепляется к концу 2007 г. до отметки ниже 18 руб./долл. (на 30—35% за год), что приводит к формированию отрицательного сальдо торгового баланса уже на рубеже 2007—2008 гг. Рост реального курса за 2007-2011 г. составит до 45% (55-60% к июлю 1998 г.)
Суммарный рост реального ВВП за пять лет не превысит 11,5%, дефицит торгового баланса в 2011 г. может достигнуть 35—40 млрд. долл. (около 15% экспорта). В то же время за счет отсутствия масштабных покупок валюты и денежной эмиссии годовые темпы прироста денежной массы к концу периода снижаются до 4,5—5%, что приводит к снижению и годовых темпов инфляции примерно до 4% в год (не более 35% за пять лет).
Соответственно, замедлится снижение уровня дифференциации доходов населения: доля денежных доходов первого квинтиля снизится с 5,4 до 5,2%, однако доля населения с доходами ниже прожиточного минимума также останется достаточно высокой — не ниже 15,0%. Объем Стабилизационного фонда в сценарии IV к концу 2011 г. достигнет 20-25% ВВП.
Анализ результатов реализации четырех сценариев в условиях высоких цен на нефть позволяет сделать некоторые выводы относительно последствий альтернативных мер экономической политики.
В условиях инерционного сценария экономика демонстрирует достаточно хорошие показатели. Темпы роста реального ВВП остаются одними из самых высоких среди рассмотренных сценариев, при этом
инфляция находится в приемлемых пределах. Рост реального курса приводит к снижению активного сальдо торгового баланса, но на фоне сохранения средних темпов роста реального ВВП потенциально создает условия для притока иностранного капитала и расширения несырьевого сектора экономики.
Сценарий с увеличением бюджетных расходов, исходя из проведенных модельных расчетов, демонстрирует, по сути, непринципиальные изменения в макроэкономических параметрах по сравнению с базовым сценарием. Это объясняется относительно умеренными масштабами таких дополнительных расходов и прекращением дальнейшей бюджетной экспансии при стабилизации цен на нефть на уровне 45 долл. за баррель. Однако расчеты убедительно показывают, что и при таких масштабах снижения жесткости бюджетной политики действия правительства оказывают заметные негативные последствия на экономику.
Сравнительный анализ двух вариантов (сценарии III и IV) экономической политики в условиях высоких цен на нефть (различающихся дополнительной стерилизацией и допущением номинального удорожания курса рубля) показывает, что первый вариант является более предпочтительным. Масштабы дополнительной стерилизации по сравнению с инерционным сценарием не представляются чрезмерными, а при реализации указанных ранее дополнительных мер реалистичной представляется стерилизация и в больших масштабах Иными словами, в этом сценарии возможно достижение более низких темпов инфляции, сопоставимых с инфляцией в сценарии с номинальным укреплением рубля. Однако в сценарии IV такая низкая инфляция достигается путем резкого замедления темпов экономического роста. Сценарий V (предполагающий постепенное снижение цен на нефть) наглядно демонстрирует существующую зависимость экономики РФ от цен на нефть и фактически показывает угрозу кризисного развития ситуации даже без учета качественных изменений в ожиданиях и поведении экономических агентов на фоне падающих цен на нефть.