Перспективы развития депозитарной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение состояния депозитарной деятельности. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. изучить историю развития и сущность депозитарных операций;
2. определить виды депозитарных операций;
3. изучить проблемы современной депозитарной системы РФ и выявить возможные пути решения;
4. определить состояние депозитарной системы в РФ

Оглавление

Введение 4
1. История развития депозитарной деятельности. 6
2. Место и роль депозитариев в инфраструктуре рынка ценных бумаг.
2.1. Сущность депозитарной деятельности. 7
2.2. Правовые основы депозитарной деятельности. 11
2.3. Виды депозитариев на рынке ценных бумаг. 16
3. Проблемы депозитарной системы России в современных условиях. 19
4. Рынок коллективных инвестиций и специализированные депозитарии. 22
5. Перспективы развития депозитарной деятельности в России. 24
6.Риски депозитарной деятельности и методы их снижения. 28
Заключение 35
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     В регулировании депозитарной деятельности должно принимать участие не только государство, но и саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг (например, Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансферагентов и Депозитариев). Стандарты и правила, разрабатываемые СРО, должны быть обязательными для исполнения всеми участниками. Необходима также разработка и использование на практике Правил профессиональной этики депозитариев.

     Также требуют совершенствования функциональные возможности депозитариев, то есть пути дальнейшего развития необходимо рассматривать с точки зрения выполняемых ими функций: расчетной или кастодиальной.

     Таким образом, децентрализованная депозитарная система не позволяет депозитариям устанавливать корреспондентские отношения, а следовательно, иметь единую базу данных для наиболее эффективной деятельности. Несмотря на государственное лицензирование, государство не может в совершенстве контролировать депозитарную деятельность, потому что каждый депозитарий имеет свою организационную структуру и набор услуг.

     К тому же современные депозитарии  имеют низкий уровень унификации, то есть отсутствие единой формы документов. Кроме того, коммерческие банки не могут уделять столь сильное внимание депозитарным операциям, поэтому достаточно трудно обеспечить эффективную систему защиты информации.

     Решением  этих проблем может стать создание централизованно-распределенной депозитарной системы, которая обладала бы сетью  депозитариев, которые подчинялись бы Головному депозитарию, четкой нормативной базой, единой для всех филиалов. Достоинством такой системы является возможность использования множества вариантов технологий, сочетающих в себе элементы децентрализованной и централизованной системы. Например, может использоваться как документарный, так и электронный документооборот.

 

       4. Рынок коллективных инвестиций и специализированные депозитарии.

      Очередной отправной точкой, знаменующей начало следующего этапа развития депозитариев в России, стало становление рынка коллективных инвестиций, представленного с инфраструктурной точки зрения прежде всего паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, эти фонды составляющим.

      Основной  нормативный акт, регулирующий отношения  участников рынка коллективных инвестиций, — Федеральный закон от 29.11.2001 г.

      № 156 – ФЗ «Об инвестиционных фондах» — в своей первой редакции увидел свет в 2001 году и сразу же закрепил за управляющими компаниями обязанность передавать имущество, составляющее фонд и заключающееся в ценных бумагах, на хранение в специализированный депозитарий. Кроме того, на специализированный депозитарий возлагались функции по контролю за распоряжением имуществом, составляющим фонд, во избежание нарушения управляющими компаниями действующего законодательства Российской Федерации и ущемления прав владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и вкладчиков негосударственных пенсионных фондов. Для осуществления деятельности специализированного депозитария необходимо было получить отдельную лицензию, что многие депозитарии не замедлили сделать, расширив тем самым сферу своей профессиональной деятельности. Более того, лицензия специализированного депозитария давала возможность вернуться и к деятельности по ведению реестров владельцев ценных бумаг, правда, только в отношении реестров владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

      Таким образом, регистраторами в отношении  данной категории реестров теперь могут  выступать как специализированные регистраторы, так и специализированные депозитарии.

      Первые  — на основании лицензии профессионального  участника рынка ценных бумаг  на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, вторые — на основании лицензии специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

      Для компаний, которые когда-то были депозитариями, потом стали регистраторами, а теперь, как правило, входят в группы компаний, в составе которых есть и регистратор, и депозитарий, имеющий как депозитарную, так и спецдепозитарную лицензии, это хороший шанс для диверсификации деятельности по ведению реестров владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

      Хорошим примером такой диверсификации служит группа компаний «Иркол», в состав которой  в настоящее время входит регистратор  ЗАО «Иркол» и ООО «Депозитарий Иркол». В данном случае ЗАО «Иркол» специализируется на ведении реестров владельцев инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, отличающихся большим объемом операций и требующих высокого уровня организации документооборота, широкого применения современных технологий, наличия развитых филиальной и агентской сетей.

      Все это может быть наилучшим образом  обеспечено в условиях крупной организации, имеющей больше кадровых и технологических  ресурсов, каковой является ЗАО «Иркол».

      На  долю же ООО «Депозитарий Иркол» в этом условном разделении труда выпала работа с закрытыми паевыми инвестиционными фондами, отличительной особенностью которых является относительно небольшой объем операций в реестре при условии необходимости неизмеримо более тщательного контроля за правильностью проведения каждой из них, что объясняется объемами финансовых средств, инвестируемых в паи таких фондов, которые зачастую превышают традиционный размер инвестиций в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды на несколько порядков.

 

      5. Перспективы развития депозитарной деятельности в России.

     Рассмотрим  перспективы развития депозитарной системы с точки зрения выполнения функциональных обязанностей депозитариев в условиях перехода к централизованно-распределенной структуре. Основу нормативно-правового регулирования депозитарной деятельности в России составляют Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг», Положение о депозитарной деятельности в РФ, утвержденное Постановлением ФКЦБ РФ № 36 от 16 октября 1997 года и инструкция Центрального Банка РФ от 25 июля 1996 года № 44, определяющая особенности работы депозитариев кредитных организаций. Основные направления и подходы к развитию российской депозитарной системы сформулированы в «Докладе о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг», утвержденном Правительством РФ ( решение № БН – П13 – 21918 от 9.07.97 г. ), Указе Президента РФ от 16 сентября 1997 года № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации», Государственной программе защиты инвесторов на 1998 – 1999г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.06.98 № 785 и Постановлением Правительства № 741 от 10 июля 1998 года «О мерах по созданию национальной депозитарной системы».

      Кроме совершенствования функциональных возможностей, существует объективная  необходимость совершенствования  технологий деятельности депозитариев и изменения, соответствующих правил и стандартов. Российские депозитарии  должны иметь возможность работать в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации (ISO) для документооборота по операциям с ценными бумагами (стандарт ISO 7775) и использовать систему нумерации ценных бумаг ISIN, в соответствии со стандартом ISO 6166. Характеристики фондовых рынков, особенно системы заключения, клиринга и исполнения сделок в разных странах различны, так как в них отражаются исторические традиции и национальное законодательство. Поэтому представляется целесообразным дальнейшее развитие взаимодействия в разработке единых стандартов и процедур, приемлемых для всех депозитариев, работающих на рынке. При этом необходимо достижение следующих целей: сверка сделок на следующий день после заключения (день Т+1); исполнение сделки на непрерывной и каждодневной основе в день Т+3; осуществление расчетов на единых принципах и повышение эффективности путем возможно более широкого использования депозитариев, механизмов зачета и стандартной нумерации ценных бумаг.

      Основные  проблемы которые требуют решения  для минимизации рисков, связанных с недостатками в системах клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами следующие:

      отсутствие  унифицированных систем сверки условий  заключенных сделок;

      различные сроки исполнения сделок;

      несоблюдение  принципа поставки ценных бумаг против платежа;

      отсутствие  стандартизированных гарантий исполнения сделки;

      отсутствие  на многих рынках системы безналичных  счетов для исполнения сделок по ценным бумагам.

      Для их решения необходимо исполнение следующих  условий:

      Сверка  параметров сделок между всеми непосредственными  участниками рынка ценных бумаг (брокерами, дилерами и другими членами  биржи) должна производиться не позднее, чем на следующий рабочий день после заключения сделки, т.е. на день Т+1. Возможна реализация двух основных типов систем сверки: двусторонняя и односторонняя. Основным различием между ними является то, что в двусторонней системе обе стороны сделки вводят информацию о сделке в систему, а в односторонней этот ввод осуществляет только одна сторона. Сверка в день Т+1 предоставляет сторонам возможность устранить все расхождения или конфликты, что уменьшает риск неисполнения сделки и помогает обеспечить своевременное исполнение сделки. Институциональные инвесторы или иные участники сделок, не являющиеся брокерами или дилерами также должны стать членами системы сверки сделок.

      На  всех рынках должна быть принята система  каждодневного исполнения сделок, то есть исполнение сделок должно происходить  через два рабочих дня после заключения, в день Т+3. В системе каждодневного исполнения окончательные расчеты по сделкам происходят во все рабочие дни недели. Этот процесс служит для сокращения числа заключенных, но не исполненных сделок, уменьшая тем самым уязвимость рынка.

      Введение  системы зачета сделок и клиринга. Особую актуальность этот вопрос приобретает  в условиях возрастания объемов  сделок и повышением интенсивности  взаимодействия между участниками. Существует три основных варианта систем зачета сделок для клиринга: двусторонний зачет, многосторонний зачет и непрерывное зачетное исполнение. Для каждой из этих альтернатив должно быть проанализировано соотношение между стоимостью создания и поддержки системы зачета и издержками на исполнение сделок без такой системы.

      Использование в расчетно-депозитарных системах принципа «поставки против платежа» (ППП). Существенный риск при исполнении сделок по ценным бумагам возникает в тех случаях, когда поставка ценных бумаг происходит без одновременного получения поставляющей стороной соответствующей денежной суммы. Одновременный обмен ценностей позволяет избежать риска, связанного с изменением цены и с невозможностью действовать в соответствии с обязательствами. Выполнение принципа ППП может быть обеспечено путем присоединения к системе денежной оплаты, к системе банковских гарантий или к системе финансовых гарантий.

      Осуществление денежных платежей, связанных с исполнением  сделок по ценным бумагам, должно осуществляться по единой технологии для всех финансовых инструментов и рынков на основе соглашения о зачислении « день в день» при условии автоматизации системы платежей.

      Реализация  вышеуказанных мер будет способствовать снижению рисков на рынке ценных бумаг, повышению гарантий прав собственности  и интеграции России в международные клиринговые, расчетные и кастодиальные системы. Исходя из этого, дальнейшее развитие депозитарной системы в нашей стране должно проходить в тесном взаимодействии и расширении контактов с депозитарными организациями других стран, их международными объединениями и другими международными инфраструктурными организациями.

 

     6. Риски депозитарной деятельности и методы их снижения.

     Проблемы, связанные с законодательной  базой регулирования деятельности — не единственные проблемы, с которыми встречается депозитарий коммерческого банка. В частности, при работе депозитария коммерческого банка в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг сам коммерческий банк находится не только в сфере действия чисто банковских рисков, но и в сфере рисков депозитарной деятельности.

     С юридической точки зрения риск —  это событие или действие, влекущее неблагоприятные последствия. В  настоящее время риск употребляется  для обозначения опасностей, которые  могут реализоваться как в  результате событий, так и в результате чьих-либо действий.

     Риски, которым подвергаются депозитарии, можно разделить на две основные категории:

     1. Риски, которые возможно контролировать  со стороны депозитария. Эта  группа рисков, например, включает  в себя рыночные риски, которые  лица, принимающие решения, могут ограничивать путем установления лимитов инвестиций.

Информация о работе Перспективы развития депозитарной деятельности в России