Приватизация
в таком социальном формате будет
полезна не только для укрепления
пенсионных финансов, но и для общего
повышения эффективности российской
экономики. Перевод приватизируемых активов
на накопительные счета можно использовать,
в частности, для стимулирования более
позднего выхода на пенсию и софинансирования
добровольных пенсионных накоплений работников
и работодателей. Кроме того, за счет передачи
приватизируемого имущества возникает
возможность компенсировать финансовые
потери накопительной системы в результате
кризиса.
Еще
одним плюсом передачи госактивов пенсионерам
станет возможность избежать повышения
налогов на фонд оплаты труда, а значит,
убрать лишние препятствия на пути развития
предприятий в посткризисный период. В
перспективе можно будет устойчиво поддерживать
соотношение пенсий и зарплат на уровне
40%.
Иными
словами, реформы могут быть продолжены.
Во
всем мире пенсионные системы, характеризуемые
многочисленными национальными особенностями,
которые обусловлены процессами исторического
развития и влиянием тех или идей, переживают
в настоящее время период осмысления и
подвергаются постоянной трансформации,
направленной на совершенствование возложенных
на них функций. Поэтому слепое заимствование
опыта других стран при реформировании
системы пенсионного обеспечения в России
является достаточно бесперспективным.
Более продуктивным представляется анализ
этого опыта с целью выявления подходов,
которые позволяют наиболее эффективно
решать возложенные на пенсионную систему
задачи не только в настоящее время, но
и в перспективе.
Факторами,
обеспечивающими стабилизацию финансового
положения Пенсионного фонда, будут
служить:
- более жесткая
привязка размера пенсионных выплат к
величине поступлений в Пенсионный фонд;
- учет ожидаемой
продолжительности жизни пенсионера при
назначении пенсии и стимулировании более
позднего выхода на пенсию через систему
условно-накопительных и именных накопительных
счетов;
- обеспечение
более четкого разграничения обязательств
по финансированию страховых пенсий и
других пенсионных выплат между Пенсионным
фондом России и другими источниками,
включая федеральный бюджет и социальные
внебюджетные фонды;
- увеличение
сбора страховых взносов в результате
внедрения системы условно-накопительных
и именных накопительных пенсионных счетов.
Для
повышения финансовой устойчивости
Пенсионного фонда предлагается
провести ряд дополнительных мероприятий:
- повысить
собираемость пенсионных взносов, главным
образом за счет расширения базы плательщиков
и значительного повышения доли отчислений,
уплачиваемой непосредственно работником;
- оптимизировать
технику доставки пенсий, используя современные
технологии, что должно привести к ускорению
оборачиваемости пенсионных средств,
уменьшению задержек с выплатой пенсий,
сокращению расходов на доставку.
Также
необходимо провести серию комплексных
расчетов и дополнительных исследований
вариантов дальнейшего реформирования
пенсионной системы и по их результатам
пересмотреть основные параметры переходного
периода – его начало и окончание, последовательность
дальнейших шагов, ставки отчислений,
направляемых на финансирование
накопительных
пенсий и при разработке законодательных
актов основываться на результатах
этих исследований.
Заключение
Экономические
преобразования, проводимые в России,
не могут не вызывать неблагоприятных
социальных последствий, тяжесть которых
наиболее остро воспринимается гражданами,
имеющими фиксированные доходы, прежде
всего пенсионерами. В нашей стране около
37 миллионов престарелых, инвалидов и
членов семей, потерявших кормильца, поэтому
проблема совершенствования пенсионной
системы приобретает социально-политическую
значимость.
В настоящее время
сфера пенсионного обеспечения характеризуется
наличием большого числа острых проблем,
требующих неотложного решения. Существующая
пенсионная система является обременительной
для экономики и в то же время не обеспечивает
даже минимальные потребности значительных
по численности слоев населения, охваченных
пенсионным обеспечением. Основными ее
недостатками являются:
-финансовая нестабильность;
-слабая дифференциация
пенсионного обеспечения в зависимости
от трудового вклада;
-неоправданно большой
удельный вес льготных пенсий:
-отсутствие социально-справедливого
механизма повышения размеров пенсий
в связи с ростом стоимости жизни.
В работе использовались
экономико-математические и статистические
методы, по результатам исследования
с достаточной степенью достоверности
можно прогнозировать, что негативные
демографические тенденции в России, последствия
экономического кризиса в ближайшее десятилетие
потребует чрезвычайных усилий государства
по обеспечению функционирования различных
систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас
взносы предприятий и организаций в социальные
внебюджетные фонды предельно высоки
и не могут быть существенно увеличены
без негативных социальных и экономических
последствий. В то же время доходы 15 –
20 % экономически активного населения
значительно превышают средние доходы,
и при выходе на государственную пенсию
обеспеченность этой социальной группы
значительно падает.
В сложившихся условиях
совершенно неизбежной становиться
глубокая реформа пенсионной системы
в Российской Федерации с включением
в нее, в частности, такого общепризнанного
в мировой практике института как негосударственное
пенсионное обеспечение. Организационной
основой для негосударственного пенсионного
обеспечения в Российской Федерации должны
выступать негосударственные пенсионные
фонды, то есть организации с правом юридического
лица на введение исключительно пенсионного
вида деятельности. Хочется верить, что
эта, а так же другие инновации, внесенные
и вносимые в нормативную базу пенсионного
обеспечения, помогут выбраться пенсионной
системе из кризиса и существенно улучшить
положение всех нуждающихся в поддержке
государства.
В заключение можно
прийти к выводу, что работа Пенсионного
фонда РФ имеет довольно сложную
и разветвленную систему, но к
сожалению не всегда эффективную, и
еще не один год потребуется чтобы
сбалансировать данную систему и привести
ее в равновесие.
Список
литературы
- Закон «О
Бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007. №182-ФЗ.
- Закон
«О дополнительных страховых взносах
на накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений»
от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
- Войнов, А.В.
Государственные финансы и региональное
развитие / А.В. Войнов // Вопросы экономики,
2009, № 3.
- Амелина,
Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный
фонд РФ индивидуальными предпринимателями
/ Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2009.-
№ 4.
- Дробозина,
Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит:
Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П.
Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф.
Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
- Кричевский,
Н. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд
/Н.Кричевский//Финансы. – 2010. - №2. http://www.tden.ru.
- Листопадов,
В. Государство спешит залезть в карманы
к пенсионерам/В.Листопадов//Вопросы экономики,
2010. - №5.
- Луковцев,
Ф. Сельские пенсии: вопрос ребром /Ф.Луковцев//
Новый вариант. – 2010. - №14.
- Малеева,
Т.М. Пенсионная реформа в России: История,
результаты, перспективы. – М., 2008.
- Павлюченко,
В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? / В.А.
Павлюченко//Социальная защита.- 2009.- №
1.
- Финансы:
Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.А.Дробозиной.
– М.: ЮНИТИ, 2007.
- Официальный
сайт Пенсионного Фонда РФ http://www.pfrf.ru/