Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:14, реферат
Актуальность темы исследования. Налогообложение традиционно рассматривается в научной литературе как экономическая категория, представляющая собой систему расчетов налогов и формы их выплаты. Однако налогообложение выполняет и социальные функции, имеет социальные особенности развития и представляет собой реальный предмет исследования в области экономической социологии. Использование социологического подхода к изучению налогообложения позволяет многограннее изучить его специфику в системе социальных отношений, развивающихся в сфере экономики и финансов с учетом закономерностей развития рыночной системы хозяйствования.
ВВЕДШЕЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
§1. Специфика налогообложения как социального процесса и его эволюция.:.
§2. Объективные и субъективные факторы налогообложения, обуславливаюгцие его эволюцию в российском обществе.
§3. Функции и принципы налогообложения и их влияние па уровень жизни населения.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,
ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ.
§1. Распространенность и мотивации девиантного налогового поведения налогоплательщиков.
§2. Налоговая культура как социокультурный фактор налогового поведения населения.
§3. Налоговая система как конфликтогенный фактор в развитии отношений предпринимателей и налоговых органов.
§4. Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении сформулированы основные выводы, полученные по результатам работы, которые заключаются в следующем.
1. Налогообложение является
эволюционным социальным
2. Изменения в процессе
налогообложения
Среди объективных факторов выделены: кризисы, уровень жизни населения, правовая ситуация и законодательная база, экономические показатели (виды налогов, их ставки, льготы, права и обязанности субъектов и т.д.), принятая в обществе государственная налоговая политика, отечественный и зарубежный опыт налогообложения.
Среди субъективных факторов
выделены: поведенческие, социально-психологические
(в т.ч. уровень доверия
3. Процесс налогообложения
в России в последние годы
носит эволюционный характер, однако
в силу исторических
4. Принципы налогообложения,
выделяемые экономистами
Примечательно, что большая
доля населения поддерживает существующую
пропорциональную систему налогообложения,
несмотря на то, что она в отличие
от прогрессивной шкалы
5. Налоги могут быть классифицированы по способу влияния на уровень жизни населения (налоги прямого влияния, косвенного влияния и социально нейтральные налоги), по социальным результатам влияния налогов на уровень жизни населения (социально-положительные, социально-отрицательные и социально-нейтральные налоги), по направлению социального влияния налогов (налоги, влияющие на уровень доходов и поддержку малообеспеченных категорий налогоплательщиков, на доступность определенных социально значимых товаров, на развитие отраслей социально-культурной сферы, на доступность жилья для населения, на занятость населения и т.д.). Анализ системы налогообложения по социальному влиянию показывает, что действующая в России система налогообложения не является социально ориентированной, а принцип социальной справедливости не реализуется в полной мере.
6. Сегодня в крупном
и среднем бизнесе преобладает
налоговая стратегия,
7. Формирование девиантного поведения обусловлено преимущественно экономическими мотивами, а также моральными и правовыми мотивами, в то время как влияние политических мотивов не является значительным. Прн этом население, в целом, с осуждением или с безразличием относится к уклонению от уплаты налогов, в тоже время высока доля тех, кто относится к уклонению с пониманием (почти каждый четвертый). При этом уклонение от уплаты налогов, в целом, не влияет на репутацию недобросовестных налогоплательщиков.
8. По результатам исследования сформирована позиция, что несмотря на многочисленные проблемы в системе налогообложения в России, налогоплательщики должны платить налоги, даже если не считают, что налоговое законодательство является справедливым или если считают, что налоговые средства не используются эффективно и государство не выполняет свои обязательства. Уклонение от уплаты налогов - это нецивилизованная форма отстаивания своих интересов, тем более что мнение налогоплательщика может не быть объективным. В случае если налогоплательщик считает, что его права, связанные с уплатой налогов по каким-либо причинам нарушаются, то он должен отстаивать их иными способами. В этом случае особую роль приобретает развитие общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту интересов населения как налогоплательщиков, которые должны выступать в качестве посредника в диалоге между государством и обществом.
9. Налоговая культура является
важным фактором, обуславливающим
формирование налогового
10. Значительное влияние
на формирование налогового
Еще одним фактором, обуславливающим формирование налогового поведения, является отношение налогоплательщиков к налогам. Показано, что население в целом понимает важность налогов для общества (49% опрошенных считает, что налоги — это плата государству, т.е. отмечают возмездный характер налогов; по мнению 24% опрошенных налоги - это гражданский долг каждого). Однако каждый пятый (22%) критически относится к существующим требованиям уплаты налогов, так как считает, что это либо «грабеж» со стороны государства, либо «жертва» в пользу государства, так как обратной помощи налогоплательщик не получает. На этом фоне понятно, почему уклонение от уплаты налогов в нашей стране не считается чем-то чрезвычайным.
11. Налогообложение является
сферой конфликта интересов
Работа заканчивается рекомендациями и предложениями по трем направлениям: 1) рекомендации по повышению уровня налоговой культуры; 2) рекомендации по снижению конфликтогенности в налоговой сфере; 3) рекомендации по повышению социальной справедливости системы налогообложения.
В числе основных мер по
повышению налоговой культуры населения
и предпринимателей необходимо выделить
работу по информированию налогоплательщиков,
совершенствование
• информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
• информирование о важности налогов;
• информирование о направлениях расходования государством денежных средств налогоплательщиков.
Меры по снижению уровня конфликтогенности в налоговой сфере включают следующие:
• целенаправленная, организованная
на государственном уровне работа по
развитию налоговой культуры налогоплательщиков,
формированию законопослушного налогового
поведения и нетерпимого
• развитие налоговой культуры самих работников налоговых органов (для этого необходимо повышать требования к квалификации сотрудников, создать стимулы и позитивную мотивацию их работы (например, повышение уровня оплаты, престижности профессии, технической оснащенности), изменить приоритеты в работе налоговых органов (стремление собрать больше налогов должно уступить место стремлению объективно проверять налоги и оказывать помощь налогоплательщикам);
• совершенствование налогового законодательства (повышение простоты, прозрачности и непротиворечивости в его изложении, социальной справедливости и социальной ориентированности налоговой системы).
Предложения и рекомендации
по повышению социальной ориентированности
системы налогообложения
1) В условиях, когда по
данным Росстата РФ 19 млн. человек
в 2008 году, имели уровень доходов
ниже прожиточного минимума, который
не превышал 5 тысяч рублей, необходимым
является введение
2) В перспективе целесообразно
введение прогрессивной шкалы
подоходного налогообложения (
3) Расширение перечня социальных
вычетов для малообеспеченных
категорий населения и
4) Введение норм в подоходном
налогообложении,
5) В настоящее время
лица, имеющие более высокие доходы,
участвуют в формировании
6) Одной из антикризисных
мер, стимулирующих снижение
7) Важной мерой развития
социальной инфраструктуры
Информация о работе Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости