Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:14, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Налогообложение традиционно рассматривается в научной литературе как экономическая категория, представляющая собой систему расчетов налогов и формы их выплаты. Однако налогообложение выполняет и социальные функции, имеет социальные особенности развития и представляет собой реальный предмет исследования в области экономической социологии. Использование социологического подхода к изучению налогообложения позволяет многограннее изучить его специфику в системе социальных отношений, развивающихся в сфере экономики и финансов с учетом закономерностей развития рыночной системы хозяйствования.

Оглавление

ВВЕДШЕЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
§1. Специфика налогообложения как социального процесса и его эволюция.:.
§2. Объективные и субъективные факторы налогообложения, обуславливаюгцие его эволюцию в российском обществе.
§3. Функции и принципы налогообложения и их влияние па уровень жизни населения.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,
ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ.
§1. Распространенность и мотивации девиантного налогового поведения налогоплательщиков.
§2. Налоговая культура как социокультурный фактор налогового поведения населения.
§3. Налоговая система как конфликтогенный фактор в развитии отношений предпринимателей и налоговых органов.
§4. Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости.

Файлы: 1 файл

ВВЕДШЕЕ.docx

— 53.86 Кб (Скачать)

Заключение: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В заключении сформулированы основные выводы, полученные по результатам  работы, которые заключаются в  следующем.

1. Налогообложение является  эволюционным социальным процессом,  структурные элементы которого  описываются с позиции социологической теории. Данный процесс основан на социальном взаимодействии между различными ролевыми группами (налогоплательщики, налоговые органы, специализированные налоговые организации), направлен, помимо всего прочего, на выполнение социальной функции в обществе и тесно связан с уровнем жизни населения, его налоговой культурой и налоговым поведением. Налогообложению, как и любому социальному процессу, присущи признаки идентичности во времени, эволюционный характер, взаимодействие различных групп, которые социально ориентированы друг на друга и на достижение определенной цели. Структурными элементами налогообложения как социального процесса являются: «социальная система» (налогов и налогообложения), «социальное изменение» системы (эволюция процесса во времени и в конкретных исторических условиях), «социальное взаимодействие» (налогоплательщиков, налоговых организаций, института налогов и других социальных институтов, обеспечивающих эволюцию процесса налогообложения, его субъективную обусловленность и конечные результаты).

2. Изменения в процессе  налогообложения детерминированы  объективными и субъективными  факторами. 

Среди объективных факторов выделены: кризисы, уровень жизни  населения, правовая ситуация и законодательная  база, экономические показатели (виды налогов, их ставки, льготы, права и  обязанности субъектов и т.д.), принятая в обществе государственная  налоговая политика, отечественный  и зарубежный опыт налогообложения.

Среди субъективных факторов выделены: поведенческие, социально-психологические (в т.ч. уровень доверия налогоплательщиков властным институтам и налоговым  организациям, личностные (социально-демографические  особенности, степень компетентности и др.), мировоззренческие (связанные  с уровнем сознания, ценностными  установками), социокультурные (национальные традиции, уровень культуры, морально-этические принципы), стратификационные (социально-классовое расслоение и стратификация налогоплательщиков по уровню обеспеченности), информационные (уровень информированности, осведомленности, обращение к информационным каналам).

3. Процесс налогообложения  в России в последние годы  носит эволюционный характер, однако  в силу исторических особенностей  не учитывает некоторых уроков  истории. В частности, несмотря на то, что использование системы налогообложения советского времени в современных рыночных условиях невозможно, некоторые ее достижения могут быть учтены в настоящие время при формировании социально ориентированной системы налогообложения в России (налоговое стимулирование рождаемости, перераспределение доходов в пользу малообеспеченных групп населения).

4. Принципы налогообложения,  выделяемые экономистами социально  детерминированы, при этом принцип  социальной справедливости не  раскрывается экономистами в  полной мере, в связи с чем была расширена интерпретация данного понятия. В частности, критериями социальной справедливости налогообложения должны стать направленность на повышение уровня жизни населения и его социальной защищенности в долгосрочной перспективе, сглаживание социальных конфликтов и противоречий в обществе и поддержка малообеспеченных категорий населения; прогрессия в подоходном налогообложении.

Примечательно, что большая  доля населения поддерживает существующую пропорциональную систему налогообложения, несмотря на то, что она в отличие  от прогрессивной шкалы налогообложения  в меньшей степени способствует снижению уровня социальной дифференциации в обществе. Это связано с тем, что, по их мнению, введение прогрессии будет способствовать росту масштабов  уклонения от уплаты налогов.

5. Налоги могут быть классифицированы по способу влияния на уровень жизни населения (налоги прямого влияния, косвенного влияния и социально нейтральные налоги), по социальным результатам влияния налогов на уровень жизни населения (социально-положительные, социально-отрицательные и социально-нейтральные налоги), по направлению социального влияния налогов (налоги, влияющие на уровень доходов и поддержку малообеспеченных категорий налогоплательщиков, на доступность определенных социально значимых товаров, на развитие отраслей социально-культурной сферы, на доступность жилья для населения, на занятость населения и т.д.). Анализ системы налогообложения по социальному влиянию показывает, что действующая в России система налогообложения не является социально ориентированной, а принцип социальной справедливости не реализуется в полной мере.

6. Сегодня в крупном  и среднем бизнесе преобладает  налоговая стратегия, направленная  на минимизацию налогов в рамках  закона, в тоже время малый  бизнес по-прежнему использует  девиантные налоговые стратегии. Население, в целом считает себя добросовестными налогоплательщиками, однако их налоговое поведение отличается пассивностью и низкой степенью вовлеченности в процесс налогообложения.

7. Формирование девиантного поведения обусловлено преимущественно экономическими мотивами, а также моральными и правовыми мотивами, в то время как влияние политических мотивов не является значительным. Прн этом население, в целом, с осуждением или с безразличием относится к уклонению от уплаты налогов, в тоже время высока доля тех, кто относится к уклонению с пониманием (почти каждый четвертый). При этом уклонение от уплаты налогов, в целом, не влияет на репутацию недобросовестных налогоплательщиков.

8. По результатам исследования  сформирована позиция, что несмотря на многочисленные проблемы в системе налогообложения в России, налогоплательщики должны платить налоги, даже если не считают, что налоговое законодательство является справедливым или если считают, что налоговые средства не используются эффективно и государство не выполняет свои обязательства. Уклонение от уплаты налогов - это нецивилизованная форма отстаивания своих интересов, тем более что мнение налогоплательщика может не быть объективным. В случае если налогоплательщик считает, что его права, связанные с уплатой налогов по каким-либо причинам нарушаются, то он должен отстаивать их иными способами. В этом случае особую роль приобретает развитие общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту интересов населения как налогоплательщиков, которые должны выступать в качестве посредника в диалоге между государством и обществом.

9. Налоговая культура является  важным фактором, обуславливающим  формирование налогового поведения  налогоплательщиков. Налоговая культура  рассматривается как вид экономической  культуры и массового сознания, свойственного участникам процесса  налогообложения и формируемая  под воздействием конкретно-личностных  характеристик, социокультурной и правовой ситуацией в обществе, связанной с уплатой налогов. Уровень налоговой культуры населения в России незначительно повысился, однако, в целом, по-прежнему остается низким. При этом уровень налоговой культуры управленческого персонала организаций и предпринимателей выше уровня налоговой культуры населения, что обусловлено их пониманием особенностей системы налогообложения и активной вовлеченностью в данный процесс.

10. Значительное влияние  на формирование налогового поведения  оказывает такой фактор, как готовность  делиться с государством доходами  в виде налогов. До экономического  кризиса большая часть населения  была готова отдавать государству  не более 10% своих доходов в  виде налогов, однако, этот показатель  ниже существующей сегодня ставки  подоходного налога 13%, которая и  без того является одной из  самых низких в Европе.

Еще одним фактором, обуславливающим  формирование налогового поведения, является отношение налогоплательщиков к  налогам. Показано, что население  в целом понимает важность налогов  для общества (49% опрошенных считает, что налоги — это плата государству, т.е. отмечают возмездный характер налогов; по мнению 24% опрошенных налоги - это  гражданский долг каждого). Однако каждый пятый (22%) критически относится к  существующим требованиям уплаты налогов, так как считает, что это либо «грабеж» со стороны государства, либо «жертва» в пользу государства, так как обратной помощи налогоплательщик не получает. На этом фоне понятно, почему уклонение от уплаты налогов в нашей стране не считается чем-то чрезвычайным.

11. Налогообложение является  сферой конфликта интересов между  его участниками (в первую очередь,  между налогоплательщиками и  налоговыми органами). Причины конфликтов  между налогоплательщиками и  налоговыми органами многообразны: со стороны налогоплательщиков - это незнание своих прав и  обязанностей, плохое отношение  к сотрудникам налоговых органов,  отсутствие желания сотрудничать  с ними. В тоже время со стороны  налоговых органов - это недостаточный  уровень квалификации сотрудников,  отсутствие взаимопонимания между  налоговыми органами и налогоплательщиками. 

Работа заканчивается  рекомендациями и предложениями  по трем направлениям: 1) рекомендации по повышению уровня налоговой культуры; 2) рекомендации по снижению конфликтогенности в налоговой сфере; 3) рекомендации по повышению социальной справедливости системы налогообложения.

В числе основных мер по повышению налоговой культуры населения  и предпринимателей необходимо выделить работу по информированию налогоплательщиков, совершенствование законодательства и процесса налогообложения, снижение налогового бремени, повышение прозрачности расходов государства, общественный контроль за расходованием денежных средств, совершенствование работы налоговых органов, ужесточение ответственности налогоплательщиков. Меры по информаированию налогоплательщиков должны проводиться по следующим направлениям:

• информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях;

• информирование о важности налогов;

• информирование о направлениях расходования государством денежных средств  налогоплательщиков.

Меры по снижению уровня конфликтогенности в налоговой сфере включают следующие:

• целенаправленная, организованная на государственном уровне работа по развитию налоговой культуры налогоплательщиков, формированию законопослушного налогового поведения и нетерпимого отношения  к неуплате налогов;

• развитие налоговой культуры самих работников налоговых органов (для этого необходимо повышать требования к квалификации сотрудников, создать  стимулы и позитивную мотивацию  их работы (например, повышение уровня оплаты, престижности профессии, технической  оснащенности), изменить приоритеты в  работе налоговых органов (стремление собрать больше налогов должно уступить место стремлению объективно проверять  налоги и оказывать помощь налогоплательщикам);

• совершенствование налогового законодательства (повышение простоты, прозрачности и непротиворечивости в его изложении, социальной справедливости и социальной ориентированности  налоговой системы).

Предложения и рекомендации по повышению социальной ориентированности  системы налогообложения включают следующие.

1) В условиях, когда по  данным Росстата РФ 19 млн. человек  в 2008 году, имели уровень доходов  ниже прожиточного минимума, который  не превышал 5 тысяч рублей, необходимым  является введение необлагаемого  минимума доходов в подоходном  налоге в размере не ниже 10-20 тысяч рублей и регулярный  пересмотр его в сторону повышения,  с учетом инфляции, либо, в качестве  альтернативы, существенное повышение  уровня существующих стандартных налоговых вычетов.

2) В перспективе целесообразно  введение прогрессивной шкалы  подоходного налогообложения (данная  мера должна вводиться осторожно  в условиях роста уровня жизни  населения, повышения уровня налоговой  культуры и при наличии эффективной  системы контроля за крупными доходами налогоплательщиков).

3) Расширение перечня социальных  вычетов для малообеспеченных  категорий населения и повышение  их уровня (например, в отношении  расходов на страхование жизни,  на повышение профессиональной  квалификации, на дополнительное  пенсионное обеспечение, на проезд  к месту работы и т.д.).

4) Введение норм в подоходном  налогообложении, стимулирующих  повышение уровня рождаемости  в стране (введение налоговых  льгот или вычетов для налогоплательщиков  в зависимости от его социально  значимых характеристик, таких  как: число лиц, находящихся  на иждивении, структура семей,  наличие нетрудоспособных членов  семей; введение порядка совместного  налогообложения доходов семей).

5) В настоящее время  лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании социальных  фондов с меньшей налоговой  нагрузкой, чем лица с менее  высокими доходами. Это нарушает  принцип справедливости и равной  напряженности взимания налогов.  В связи с этим целесообразным  представляется введение пропорциональной  шкалы обложения ЕСН.

6) Одной из антикризисных  мер, стимулирующих снижение уровня  безработицы, может быть предоставление  льготы по ЕСН, которая распространялась  бы в отношении всех сотрудников  (за исключением уволенных в  период кризиса).

7) Важной мерой развития  социальной инфраструктуры могло  бы стать предоставление градообразующим  предприятиям возможности включать  в расходы по налогу на прибыль  социально значимые расходы (расходы  на содержание детских садов,  школ, спортивных учреждений и  т.д.).

Информация о работе Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости