Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
определение причин возникновения проблемных кредитов;
изучить зарубежный опыт работы банков с проблемными кредитами;
определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

bestref-200442.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

 

ДР=(Пв+ПЧКв) : (ЧДр) * 100%,

 

где Пв – проценты к выплате за кредит в иностранной валюте за отчетный период;

ПЧКв – погашаемая часть основной суммы кредита  в валюте за отчетный период;

ЧДр – чистый доход заемщика в рублях до возврата основной суммы долга, уплаты процентов  за кредит и налогов.

Согласно рассчитанному значению ДР и категории кредита, определенной в установленном порядке, к положенному размеру отчислений в РВПС следует добавить дополнительные отчисления. Окончательная величина отчислений в резерв (ООР) рассчитывается по формуле:

 

ООР=(ДОв + ПОПС) * К,

 

где ДОв – процент дополнительного отчисления в РВПС по кредитам в иностранной валюте; ПОПС – процент отчислений, определенный согласно профессиональному суждению о качестве кредита; К – сумма классифицируемого кредита в иностранной валюте.

Например, если кредит классифицирован как нестандартный, согласно Положению ЦБ РФ № 254-П и  профессиональному суждению отчисление в РВПС должно составить 15% от суммы кредита, а ДР быть равным 40%, в этом случае дополнительно необходимо отчислить в резерв еще 7% (ДОв – см.в табл.5),т.е. общая величина отчислений в резерв – 22%.

 

Таблица 5. Дополнительные отчисления в РВПС по кредитам в иностранной валюте

Категория кредита

Значение дополнительного  риска, %

0-20

21-50

51-75

76-100

Стандартный

1

2

4

5

Нестандартный

5

7

10

15

Сомнительный

7

10

15

25


 

В таблице 5 не приводятся кредиты, классифицируемые как проблемные и безнадежные, так как по ним  уже предусмотрено отчисление в  резерв в размере 100%. Если по проблемному  кредиту все-таки отчисление составит менее 100%, то следует добавить еще 25% или менее, чтобы в сумме эта величина не превысила сумму кредита (например,80%+20%=100% или 70%+25%=95%).

Учитывая, что  предлагаемая методика увеличит объем  работы, связанной с проведением  классификации ссуд, можно ограничить ее применение только по отношению к крупным займам, представленным банкам юридическим лицам.

Выдача банковских займов в иностранной валюте сопряжена  с усилением риска невозврата, чему дополнительно способствует валютный риск, проявляющийся в росте курса и несоответствии валюты, в которой заемщик получает доход. Но, несмотря на дополнительные расходы и трудозатраты, предлагаемый подход к учету риска при выдаче кредита в иностранной валюте позволит банка не только заблаговременно обнаружить негативные тенденции в способности заемщика возвратить ссуду, но и создать адекватный источник на случай, если кредит окажется безнадежным.

Просроченная  задолженность, неликвидная недвижимость в качестве залогов – с этой проблемой столкнулись российские банки в середине 2009 г. Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. По тем объектам, по которым заемщики смогли договориться с банками, задолженности были реструктурированы, но остальные стали для кредитных организаций проблемными активами.

Прежде чем  выбрать приемлемый инструмент реализации проблемного актива, банку необходимо произвести инвестиционный анализ – что можно делать с этим объектом, какова его текущая ликвидность, возможно ли повысить его доходность в будущем. В каждом конкретном случае должна быть разработана своя схема реализации.

Анализом портфеля проблемных активов должно заниматься специальное подразделение в  структуре банка. Это может быть рабочая группа либо вновь созданный  департамент, которые самостоятельно или с помощью консультантов  будут определять наиболее оптимальный вариант: досрочная продажа с дисконтом, временное удержание, развитие (позиционирование и реконцепция), строительство, эксплуатация.

Рассмотрим  конкретные инструменты работы с  залоговыми объектами – коммерческой недвижимостью или земельным участком.

1. Временное  удержание и управление. Кредитная  организация оставит себе залоговый  объект, если он качественный, с  рентным доходом, приносящий прибыль,  и если банк может позволить  себе содержать его (затраты  на персонал, эксплуатацию здания, налоги на землю и имущество и т.д.) до полного восстановления рынка. Следующим шагом будет поиск возможностей повысить ликвидность залогового объекта. По сути, речь идет о реконцепции, коммерческом и техническом аудите.

Однако вновь  созданная структура качественно обслуживать объект сможет не раньше чем через 6-12 месяцев. Так что значительную часть деятельности по работе с проблемными активами логичнее передать на аутсорсинг – это поможет избежать излишних финансовых потерь.

Профессиональная  управляющая компания (УК) сможет приступить к работе на объекте уже через 1-1,5 месяца. Естественно, обслуживание объекта с помощью компании, у которой управление является профильным бизнесом, обойдется дешевле. В работе у УК находится несколько подобных объектов, затраты на штат распределяются между ними, а остальная бонусная составляющая идет в привязке к рентному доходу с этого объекта, что мотивирует управляющую компанию повышать его ликвидность. Под профессиональным управлением объект будет приносить прибыль и компенсировать не только потери по затратам на его содержание, но и частично возмещать потери банка по кредиту.

Оптимальный вариант  для кредитной организации - создать свою контролирующую структуру, которая будет по всем направлениям взаимодействовать с компаниями на аутсорсинге.

2. Вывод объекта  на SPV. SPV (Special Purpose Vehicle) – это специализированная компания, подконтрольная банку, на баланс которой выводится проблемный актив. Таким образом, кредитная организация избавляется от отрицательного баланса на основном счете и повышает свой рейтинг. Подобную схему используют, например, Сбербанк Капитал и ВТБ Капитал.

Удачным может  быть и такой вариант: вывести  залоговый объект на SPV и через нее заниматься управлением и эксплуатацией. Преимущество в том, что у SPV отдельные бюджеты, которые к банку имеют опосредованное отношение и на его финансовую отчетность напрямую не влияют.

3. Перевод объекта  в КЗПИФ. Перевод объекта в  паи возможет в двух случаях.  Первый – когда банк изъял  проблемный актив и уже перевел  его к себе на баланс. Инструментом будет закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости.

Второй –  объект еще не изъят и остается кредит, который по всем признакам  потребует вливания дополнительных средств. Инструмент – кредитный  закрытый паевой инвестиционный фонд (КЗПИФ).

Механизм КЗПИФ выгоден при решении актуальных задач, стоящих сейчас перед большинством финансовых организаций. Главное здесь – оздоровление банка путем снятия с его баланса дефолтных активов без необходимости дополнительного резервирования денежных средств.

Рассмотри базовую схему создания КЗПИФ. Один или несколько квалифицированных инвесторов формируют закрытый фонд денежными средствами. В соответствии с Приказом ФСФР РФ от 09.12.2008 № 08-56/пз-н формирование ЗПИФ закладными по кредитам не разрешено. Деньги направляются на выкуп кредитов других банков, а инвестор взамен получает паи КЗПИФ, которые оформляет на своем балансе как «вложения в ценные бумаги». Паи могут быть ограничены в обороте или иметь листинг и торговать на бирже. Доходы, т.е. полученные проценты по задолженности, из фонда выплачиваются пайщикам либо накапливаются внутри фонда и реинвестируются.

Результат всех этих операций – закладные по кредитам идут в фонд, а банк на балансе  получает паи и доход с этого  фонда. Ликвидность при этом растет.

4. Перевод объекта в ЗПИФН. В данном варианте очевидны три плюса. Во-первых, на балансе банка возникает недвижимость или земельный участок, а ценные бумаги, которые освобождают кредитную организацию от уплаты налога на имущество или на землю. Сумма налоговых выплат доходит до 2,2% от балансовой стоимости здания, а экономия по налогу на имущество может быть в 2 раза больше, чем выплата организациям, обслуживающим фонд.

Во-вторых, появляется возможность оптимизировать также  выплаты по налогу на прибыль. Пока полученные доходы находятся внутри фонда - налог на прибыль не выплачивается, он может реинвестироваться.

В-третьих, переведя все объекты в один фонд, можно  компенсировать задолженность одного объекта другим, который лучше. Это  особенно актуально для ситуации, когда проблемных объектов несколько, и все они имеют разную степень инвестиционной привлекательности.

Доходы внутри фонда можно реинвестировать, во что угодно - и в ценные банки, и в депозиты банка, причем даже своего. В последнем случае мультипликация процентов постепенно наращивает денежную массу внутри ЗПИФН. Ситуация с проблемным объектом оптимизирована, остается ждать восстановления рынка.

Поскольку банк является финансовой организацией, у  него есть опыт и возможности оперировать  ценными бумаги, которыми являются паи фонда. Их можно продать целиком или долями, вывести на подконтрольную структуру и управлять ею, продать закладные и т.д. – у банка имеется целый арсенал финансовых инструментов по работе с ценными бумаги. И если вдруг кредитная организация по каким-то причинам не может самостоятельно воспользоваться этим арсеналом, есть возможность обратиться в специализированные управляющие компании финансового рынка.

Инструменты работы с проблемными активами через  паевые фонды – открытые, прозрачные, понятные и эффективные. При их использовании банк всегда может продать залоговый объект, которые реализуется от фонда, а полученный доход, распределяется между пайщиками.

5. Продажа через  «голландский» аукцион. Любой  аукцион в России воспринимается, как возможность приобрести тот или иной актив по заниженной стоимости. Но при закрытом аукционе стоимость лота заранее неизвестна либо фиксируется какая-то начальная. Дальше она торгуется вниз: выбирается несколько предложений вариантов оферты и максимальная из них. Это так называемый голландский тип аукциона.

При продаже  объекта на таком аукционе банк определяет начальную стоимость (может даже не озвучивать ее). Из всех заявок выбираются те, которые наиболее близки к цене, зафиксированной банком изначально. Затем проходит второй аукцион – этих инвесторов-покупателей приглашают на открытый аукцион, где лоты торгуются уже вверх от стартовой цены.

Используя такой  инструмент, кредитная организация  сумеет продать ненужные активы чуть дороже, чем это было бы возможно.

6. Продажа через аукцион типа Short Sale. Аукцион типа Short Sale (быстрые продажи) используются, когда объект еще не перешел на баланс банка. Суть данного инструмента заключается в том, что заемщик самостоятельно ищет покупателя, который приобретает объект по цене чуть ниже стоимости залога. В США подобная схема используется давно, в России же ее только-только начали применять.

Схема проста: собственник (залогодатель) находит покупателя на объект, покупатель выставляет ему  оферту на определенную сумму, но ниже залоговой оценочной стоимости, по которой принимался этот актив. Затем собственник передает оферту на рассмотрение в банк. При положительном решении осуществляется сделка купли-продажи, в результате которой кредитная организация получает деньги (с небольшим дисконтом), собственник снимает с себя все обязательства по займу, а покупатель приобретает объект по цене существенно ниже рыночной.

Единственный  специфический нюанс: российские банки  слишком долго рассматривают  заявки и принимают решения. Проходят месяцы, пока они согласятся на оферту, а потенциальный покупатель за это время уже нашел другой интересный объект и отказывается от первоначальных договоренностей.

7. Реализация  объекта по схеме прямого лизинга.  Компания желает приобрести принадлежащий  банку объект недвижимости, но в настоящий момент не обладает необходимыми средствами, чтобы купить его целиком. Тем не менее, у потенциального покупателя есть необходимые оборотные средства, и его финансовое состояние позволяет получить объект по лизингу.

По договору лизинга компания выкупает у банка объект недвижимости и в течение семи лет вносит остаток суммы лизинговыми платежами. Под ними подразумевается процент по лизингу банку и регулярный платеж в счет стоимости объекта. По окончании срока договора и погашения всех платежей компания перестает их осуществлять, то все предыдущие выплаты лизингополучателю не возвращаются. Единственный нюанс – в этой схеме важна изначальная привлекательность объекта для покупателя.

В заключении следует  отметить, что единой схемы работы с проблемными активами не существует, ведь каждый проект индивидуален. Любой из рассмотренных инструментов может быть очень эффективным в каком-то конкретном случае. Но с уверенностью можно сказать: проблема задолженности и «плохих» активов никуда и никогда не исчезнет.

Говоря о  кредитной политике банка в целом  необходимо акцентировать внимание на следующей предпосылке – проблемные кредиты являются неотъемлемой составляющей банковского бизнеса. Это предполагает, что в любом кредитном учреждении должна быть выстроена целостная система работы с проблемными кредитами. Соответствующие подразделения банка должны осуществлять постоянный мониторинг заемщиков, анализировать их финансово-экономическое состояние, выявлять признаки неблагополучия, а в случае обнаружения проблемного займа применять меры по предотвращению убытков.

Информация о работе Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт