Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель дипломной работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
Эта цель определила ряд конкретных задач:
определение причин возникновения проблемных кредитов;
изучить зарубежный опыт работы банков с проблемными кредитами;
определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России и за рубежом
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

bestref-200442.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

Во избежание  этого банкам необходимо периодически делать объективные обзоры кредитов силами отдела внутреннего контроля с целью выявления упущенных или скрытых сотрудниками кредитного отдела признаков проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют не замеченные до того проблемные кредиты. Тем не менее, первым «выявителем» проблемных кредитов должна быть служба внутреннего контроля банка. В некоторых банках даже применяют санкции к кредитным работникам, если проблемы с кредитами заметят не они. Однако чтобы проблемных кредитов было как можно меньше, работу по предотвращению проблемной ситуации необходимо вести уже на стадии принятия решения о выдаче кредита с участием работников службы внутреннего контроля.

Но даже в  случае, когда кредит выдавался заемщику, который соответствовал всем параметрам кредитоспособности, необходимо постоянно отслеживать ситуацию, ибо его финансовое состояние может измениться, о чем будут свидетельствовать следующие тревожные сигналы.

Тревожными  сигналами нефинансового характера  являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно если кредитный договор содержит условие, требующее представления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиента о причине задержек сами являются признаками проблемности кредита. Например, если клиент обвиняет в задержках своих аудиторов, значит, существуют разногласия между ним и аудиторами о том, как следует отразить ту или иную статью в балансе или как следует использовать те или иные методы учета. Если из-за этого компания поменяет аудиторов на более «гибких», то это также будет являться признаком надвигающихся (или уже существующих) проблем.

Другими тревожными признаками указанного рода могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные  изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия. В худшем случае такое нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты, в лучшем - например, желанием защититься от конкурентов. Но сотрудники банка должны уметь понять, когда клиент злоупотребляет своим правом не разглашать определенную информацию, тщательно оценить ситуацию и решить, стоит ли настаивать на получении той или иной информации.

Разумеется, любые  нарушения условий кредитного договора должны быть тщательно расследованы. Особенно существенными являются нарушения  запретительных оговорок, ограничивающих объемы дополнительных заемных средств.

Финансовые  признаки проблемности кредита могут  обнаружиться при анализе финансовой отчетности. Они могут проявиться, в частности, и через модификацию  кредитов, взятых заемщиков. Например, если сезонные краткосрочные кредиты постоянно возобновляются и в результате становятся «вечнозелеными». Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении лимитов овердрафтов могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Причины всех подобных фактов должны быть расследованы.

Независимо  от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми  по характеру, они должны насторожить  сотрудников кредитного подразделения  банка. Ранее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку соответствующих мероприятий. Каких-то универсальных мер здесь не существует и все зависит от характера конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности в этой связи возникают более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие конкурентоспособность.

Когда сотрудник  банка замечает ухудшающий кредит, он обязан:

  • проанализировать проблемы заемщика;
  • проконсультироваться с сотрудниками, занимающимися с проблемными кредитами, и с руководством;
  • рекомендовать перевести кредит в более низкую классификационную группу и прекратить отражать проценты за кредит в доходах банка;
  • собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
  • ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
  • просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, обеспечение;
  • изучить возможность поучения обеспечения (если его не было);
  • выработать план корректирующих мер.

Сбор информации чрезвычайно важен. В идеале наилучшем  источником информации является сам  заемщик. Но обычно за информацией следует  обращаться и к другим источникам – к другим банкам, к поставщикам и к основным покупателям продукции заемщика. Сбор и трактовка этой информации должны помочь выявить эти проблемы и степень их сложности. После этого можно переходить к определению следующих шагов и выработке плана.

На первом этапе  выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного подразделения, ведущий данный кредит, потому что он лучше других знает заемщика или потому, что если он привел к возникновению такой ситуации, то сам и должен выручать банк. Другие банки создают на такие случаи самостоятельные подразделения, которым поручена работа с проблемными активами.

Дополнительные  ресурсы и опыт помогают улучшить обслуживание заемщиком кредита. Очень  часто такие подразделения называют управлениями кредитного и рыночного риска. Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. Банки стараются защитить свои активы и могут влиять на решение руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же могут либо потребовать не вмешиваться их дела, либо приветствовать конструктивный совет.

Но совет  – это только рекомендация, которую  банк дает клиенту. Вмешиваться в  процесс принятия решения клиентом банк не должен.

Универсальных правил спасения кредита не существует, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

  • разработка программы изменения структуры задолженности;
  • получение дополнительной документации и гарантий;
  • удержание дополнительного обеспечения;
  • продажа обеспечения;
  • продажа прочих активов;
  • обращение к гарантам;
  • организация совместного общества и вложения капитала;
  • разработка программ сокращения расходов;
  • продажа компании третьей стороне;
  • замена руководства компании;
  • назначение управляющих и консультантов для работы с компанией от имени банков;
  • реорганизация компании (вне судебных процедур);
  • организация финансовой помощи со стороны другого финансового института;
  • получение правительственных гарантий с получением средств из бюджета для обслуживания долга;
  • принятие юридических мер (официальное обращение к гаранту, продажа залога, если кредит находится на последней стадии ухудшения);
  • оформление документов о банкротстве.

В случае если кредит становится проблемным, можно предложить следующие основные шаги, которые описаны зарубежными экспертами по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации4:

1. Всегда помнить  о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.

2. Крайне важными  являются быстрое выявление и  объявление о возникновении любых  проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает  ситуацию.

3. Отделить ответственность  по разработке подобных планов  от функции кредитования для  того, чтобы избежать возможных  столкновений интересов у конкретного  кредитного инспектора.

4. Кредитные  инспектора должны как можно  быстрее обсудить с проблемным  заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий.

5. Оценить, какой  суммой средств нужно располагать  для взыскания проблемного кредита  (в том числе оценить продажную  цену активов и размеры депозитов).

6. Сотрудники, занимающиеся  возвратом кредитов, должны изучить  налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.

7. Сотрудники  банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства  фирмы-заемщика и посетить заемщика  для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.

8. Нужно рассмотреть  все разумные альтернативы для  погашения проблемного кредита,  в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие  проблемы являются по своей  природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (например, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.

Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и  его клиенту шанс возобновить  нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.

Страхование и  привлечение достаточного обеспечения  позволяют вернуть ссуженные  средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.

Стратегической  целью ООО «Хоум Кредит энд  Финанс Банк» является сохранение и  укрепление лидирующих позиций на рынке  банковской розницы за счет диверсификации продуктовой линейки и активного  развития розничного направления бизнеса  на территории России.

В связи с  этим, банку необходимо:

  • расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям;
  • расширять и диверсифицировать каналы дистрибуции кредитных продуктов и банковских услуг через собственную и партнерскую сети, поддерживать долгосрочные отношения с партнерами Банка;
  • непрерывно совершенствовать системы риск-менеджмента;
  • модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля;
  • повышать операционную эффективность;
  • снижать операционные расходы;
  • развивать маркетинговую деятельность, повышать и поддерживать узнаваемость и доступность бренда Банка для различных целевых аудиторий на всех сегментах рынка, на которых представлен Банк;
  • постоянно совершенствовать эффективность функционирования и управления;
  • повышать инвестиционную привлекательность компании;
  • привлекать к работе высокопрофессиональных специалистов для успешной реализации стратегии Банка.

Информация о работе Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт