Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:17, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы являются теоретическая проработка вопросов функционирования пенсионного фонда РФ. В соответствии с поставленной целью в работе сформулирован следующий перечень задач: - определить теоретические аспекты управления системой пенсионного обеспечения; - выделить экономическую сущность системы пенсионного обеспечения; - описать развитие системы пенсионного страхования и обеспечения в России; -дать характеристику особенностям современного этапа развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации; - проанализировать особенности организации распределительной и накопительной составляющих в системе обязательного пенсионного страхования; - определить возможности преодоления кризиса финансирования системы пенсионного обеспечения.
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты управления системой пенсионного обеспечения
6 1.1Экономическая сущность системы пенсионного обеспечения 6 1.2 Развитие системы пенсионного страхования и обеспечения в России 9 Глава 2. Особенности современного этапа развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
16 2.1 Особенности организации распределительной и накопительной составляющих в системе обязательного пенсионного страхования
16 2.2 Возможности преодоления кризиса финансирования системы пенсионного обеспечения
В настоящий
момент низкий уровень государственных
пенсий является одной из причин высокого
уровня бедности населения Российской
Федерации.
В условиях
экономического роста
доля населения с уровнем доходов ниже
прожиточного минимума снизилась с 28,9%
в 2000 г. до 13,4% в 2011 г., что составляет 19 млн.
человек, 15% из которых – пенсионеры. [13,с.63]
До
настоящего времени многие страны,
как правило, проходили одинаковый путь
развития пенсионных систем. Зарождалась
система социальных гарантий обеспечения
определенного уровня жизни населения
в старости в качестве распределительной
системы. По мере старения населения страны
приходили к решению о сочетании распределительной
системы пенсионного обеспечения с элементами
накопительной системы. В настоящее время
многие развитые страны обладают распределительными
системами пенсионного обеспечения, гарантирующими
достойный уровень жизни пенсионеров,
и накопительными системами (обязательными
и добровольными), позволяющими населению
формировать значительную часть средств
на старость.
На
основе анализа организации и
реформирования пенсионных систем в
различных странах в работе выявлены
преимущества распределительно-накопительных принципов формирования
современных пенсионных систем, увеличивающих
уровень благосостояния пенсионеров и
гарантирующих большую финансовую устойчивость
национальных пенсионных систем в условиях
действия разнообразных социально-экономических
рисков: демографических, связанных со
старением населения, финансовых рисков,
обусловленных кризисами на финансовых
рынках, политических рисков, связанных
со сменой социальной политики в отношении
пенсионеров, политическими партиями,
приходящими к власти.
В условиях
действия различных
социально-экономических рисков очевидны
преимущества распределительной пенсионной
системы с элементами накопительной системы
по сравнению с чисто накопительной пенсионной
системой. Пенсионные средства стран,
сделавших ставку на накопительную пенсию
(Казахстан, Чили), оказались под угрозой
их существенного сокращения из-за удешевления
активов, в которые инвестированы эти
средства.
До
настоящего времени уровень минимальной
пенсии был в 2 – 2,5 раза меньше прожиточного
минимума пенсионера, и лишь показатель
средней назначенной пенсии был сопоставим
с показателем прожиточного минимума
пенсионера. В 2011 году средний размер назначенных
пенсий превысил величину прожиточного
минимума пенсионера на 10,2% (см.: рис. 1).
Рис.
1. Динамика минимального, среднего размера
назначенных пенсий и прожиточного минимума
пенсионера в РФ за 2000 – 2011 гг., руб. [13,с.65]
В условиях
переходного периода от распределительного
к распределительно-накопительному
принципу функционирования пенсионной
системы имеет место ситуация, при
которой нынешние пенсионеры, а также
люди, выходящие на пенсию в ближайшие
годы, не могут испытать на себе позитивного
эффекта накопительной части трудовой
пенсии. В то же время выплачиваемые им
пенсии не могут в полной мере обеспечить
удовлетворения основных социальных потребностей
в продуктах питания, оплате жилья, качественном
здравоохранении.
Усугубляет
ситуацию высокий показатель инфляции
в стране, за последние 5 лет составивший
в среднем 11,4% в год, в 2011 году – 9,3%, а по
прогнозам Правительства РФ, в 2013 году
инфляция составит 9 – 10%.
В развитых
странах относительным показателем
размера пенсии является индекс замещения
зарплаты. Основное отличие от российского
коэффициента замещения заключается
в том, что для сравнения используется не средняя
заработная плата в стране, а уровень заработной
платы населения перед выходом на пенсию,
что отражено на рисунке 2.
Рис.
2. Индексы замещения пенсий средней
зарплатой перед выходом на
пенсию
в различных странах мира [13,с.67]
В соответствии с
Конвенцией Международной организации
труда № 102, Европейский кодекс социального
обеспечения определяет минимальный размер
пенсии в размере 40 % от заработной платы.
Указанный размер пенсии гарантирует
гражданину доступ к минимально необходимому
набору товаров и услуг. При этом за последние
5 лет минимальный размер назначенных
месячных трудовых пенсий в России составлял
лишь 10,8 % от среднего размера начисленной
месячной заработной платы.
В настоящее
время Правительством РФ активно
обсуждаются возможные пути увеличения
пенсий в стране.
Рис.
3. Прогноз динамики коэффициента замещения
трудовой пенсии в зависимости от
сценария пенсионной реформы в РФ [13,с.70]
Как
видно из рис. 3, предлагаемый Правительством
вариант позволяет поддерживать
коэффициент замещения трудовой
пенсии на уровне выше 30% в долгосрочной
перспективе.
2.2 Возможности преодоления
кризиса финансирования системы пенсионного
обеспечения
Доходы
Пенсионного фонда РФ на формирование
базовой части пенсии существенно
не меняются. В случае изменения сценария
доходы базовой части пенсии объединяются
с доходами страховой части трудовой пенсии.
Как
видно из рис. 4, в случае объединения
Базовой и Страховой частей трудовой
пенсии на страховые взносы в соответствии
с планом Правительства, доля страховой части пенсии
в ВВП увеличится с нынешних 2,6% до 5%, а
в перспективе к 2050 году до 10% ВВП.
Рис.
4. Прогноз динамики страховых взносов
на Обязательное пенсионное страхование
% от ВВП [13,с.75]
Рис.
5. Прогноз доходов на формирование
накопительной части трудовой
пенсии, % от ВВП [13,с.77]
Как
видно из рис. 5, если накопительную
часть пенсии оставить в нынешнем виде,
то совокупные доходы на ее формирование
составят менее 2% от ВВП до 2050 года. Предлагаемое
автором изменение доли отчислений в ПФР
на пополнение накопительной части пенсии
до 6% для граждан моложе 1967 года рождения
увеличит совокупные доходы накопительной
части трудовой пенсии до 4,4% в 2050 году.
Предложенные
меры обяжут работающих граждан более
ответственно относиться к формированию своей будущей
трудовой пенсии. Другим положительным
эффектом от введения предложенной меры
станет стимулирование работников по
выводу из тени получаемых заработных
плат, так как уровень достатка на пенсии
будет напрямую зависеть от размера доходов,
получаемых в трудовой период жизни.
Участники
рынка должны доверять той системе,
которая работает с их сбережениями. Главная
роль рынка капитала и финансового рынка
при введении накопительной схемы пенсионного
обеспечения состоит в том, чтобы сделать
все операции «прозрачными».
Эту роль необходимо выполнять на всех
стадиях развития рынков. По мере того
как рынки становятся более развитыми,
по мере появления на них более разнообразных
участников, эта роль становится лишь
более сложной и ответственной.
Развитие накопительной
пенсионной системы зависит от уверенности
ее членов в том, что их пенсионные сбережения
будут надежным образом вложены и при
этом дадут достаточную отдачу. Следует
отметить, что недоверие к российской
финансовой системе спровоцировало целый
ряд действий, (например, применение бартера
и неденежных расчетов), масштаб которых
сократился лишь недавно; кроме того, используются
ненадежные и неэффективные формы сбережения
(«в чулке» и «бегство капитала»).
Для
того чтобы сформировать доверие
к накопительной системе
пенсионного обеспечения, необходимы
широкие и непрерывные усилия по формированию
доверия к банкам, компаниям, управляющим
активами, и к другим финансовым посредникам.
Хотя
стабильность финансовой системы зависит
от надежности политики и надзорной базы,
которую использует государство, она также
зависит и от того, считают ли сами участники
рынка, что их интересам соответствует
создание доверия к себе и доброй репутации
в целях сохранения хорошего доступа к
финансированию. [13,с.129]
При формировании доверия
следует уделить особое внимание поддержанию
уверенности в финансовой системе самых
слабых участников рынка, будь то индивидуальные
вкладчики или акционеры-миноритарии,
которые составляют подавляющее большинство
участников накопительной системы пенсионного
обеспечения.
Доверие
к новой системе можно повысить,
разрешив вкладывать существенную часть
российских пенсионных средств за рубежом.
Сознание того, что их сбережения не
подвержены «капризам» отечественного
рынка, повысит уверенность работников
в системе. Часть пенсионного портфеля,
которую вкладывают за рубежом, в разных
странах неодинакова: в Великобритании
она составляет около 30%, в Ирландии - 37%,
в Австрии -20%, в Бельгии - 35%; в США - только
11%, во Франции - 5%, в Германии - 6%, в Японии
- только 7%, впрочем, там вложение средств
за рубежом разрешено, даже если управляющие
пенсионными средствами не используют
его в полном объеме. В России с 2010 г. часть
портфеля, которую разрешено размещать
за рубежом, будет ограничена 20%. Впрочем
если проблемы финансового рынка удастся
преодолеть, то этот порог может быть поднят.
Банковский
сектор. Главное требование при введении
накопительных пенсионных схем состоит
в том, чтобы банкам можно было доверять
хранение активов. Надежность банков важна,
так как до тех пор, пока не представится
возможность использовать более долгосрочные
инвестиции, в накопительных системах
сохраняются именно банковские активы.
В начальные
годы существования новой системы
пенсионного обеспечения из-за того, что номенклатура
возможных активов ограничена, значительная
часть средств будет размещена на различных
банковских депозитах.
Поэтому
слабые банки угрожают существованию
всей пенсионной системы, истощая ее
активы, и (что еще более серьезно)
подрывая доверие к ней.
[13,с.131]
Действительно,
если российские вкладчики не доверяют
банкам своих сбережений и не считают
банки надежными хранителями своих ценных
бумаг, то сложно представить, каким образом
смогут эффективно работать другие компоненты
финансовой системы, необходимые
для накопительной пенсионной системы
(например, институты рынка капитала).
Для
того чтобы повысить доверие к
частному банковскому сектору, требуется
создать банковскую инфраструктуру,
тем самым формируя благоприятные
условия работы. Задача эта сложна,
но выполнима. В Чили в 1982 г., спустя год
после начала проведения пенсионной реформы,
вследствие крупного банковского и экономического
кризиса ВВП упал на 14%. После кризиса были
проведены глубокие реформы банковской
системы, благодаря которым удалось создать
крепкий финансовый сектор и обеспечить
успех пенсионной реформы.
Российским
властям придется принимать меры,
направленные на совершенствование институциональной
инфраструктуры, в рамках которой частные
субъекты осуществляют посредничество
в интересах третьих сторон.
Предполагается,
что одним из результатов введения
накопительной системы станет наличие
«длинных» денег, которые можно предоставлять
в виде кредита. Однако в целом банки (как
отечественные, так и зарубежные) неохотно расширяют операции
по кредитованию, их интересы как кредиторов
защищаются слабо, и все испытали неблагоприятные
последствия недавних периодов взлета
инфляции.
Для
того чтобы получить желаемый результат,
потребуются действия, призванные улучшить
положение кредиторов,
а также более благоприятная ситуация
в отношении инфляции. Среди других мер
по совершенствованию банковской инфраструктуры
- укрепление прав частных сторон в качестве
кредиторов, усиление защиты интересов
кредиторов в корпорациях, испытывающих
затруднения, создавая надежные и оперативные
положения о корпоративном банкротстве
и разрешении ситуации, а также формирование
основ для развития рынка капитала. [13,с.142]
Как
показывает опыт Казахстана, существенным
недостатком пенсионной реформы может стать область
корпоративного управления (например,
в сфере бухгалтерского учета, раскрытия
финансовой информации и защиты прав акционеров-миноритариев).
Для
достижения прогресса во всех этих
областях потребуется время. Поэтому,
как и в случае пенсионной реформы,
чем быстрее и раньше будут предприняты
соответствующие меры, тем скорее будет
получен эффект.