Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:59, контрольная работа
Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие организационной структуры управления (ОСУ) банка и ее базовые элементы……………………………………………………………………………………………..4
2. Принципиальные подходы к организации управления и основные модели ОСУ коммерческих банков……………………………………………………………………………….8
2.1 Принципиальные подходы к организации управления………………………………8
2.2 Основные модели ОСУ коммерческих банков………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………………18
2.
Принципиальные подходы
к организации управления
и основные модели ОСУ
коммерческих банков
2.1 Принципиальные подходы к организации управления
Однолинейная организация
Принцип реализации данного подхода - единоначалие (т.е. жесткая централизация управления), при котором каждое нижестоящее подразделение или рабочее место административно и функционально подчиняется лишь одной вышестоящей инстанции или конкретному руководителю.
Преимуществом однолинейной организации ОСУ является четкое разграничение компетенции и ответственности инстанций, следовательно - исключение возможности дублирования управленческих функций, а также двойной подчиненности подразделений и исполнителей.
К недостаткам можно отнести
Данная
организационная система
Многолинейная (штабная) организация
Многолинейная организация ОСУ предполагает необходимость формализованного разделения управленческих функций между несколькими штабными инстанциями (принцип прямого пути для управленческой информации и решений).
К преимуществам этого подхода относятся:
К недостаткам многолинейной (штабной) структуры относятся:
Рассматриваемая структура управления пригодна только для сравнительно небольших банков.
Линейно-штабная организация
Такие структуры предполагают дифференциацию штабных служб банка на две группы:
Линейно-штабная организация ОСУ представляет собою стратегический компромисс, смягчающий недостатки уже рассмотренных подходов и, в свою очередь, не позволяющий в полной мере использовать их преимущества, поэтому она применима для любых типов крупных коммерческих банков.
Традиционная (функциональная) модель ОСУ
Принцип реализации: исторически первая модель организации банка, при которой все его бизнес-отделы формируются по принципу жесткой специализации по функциональному признаку (т.е. конкретному виду банковских услуг).
Преимущества традиционной модели ОСУ:
Недостатки традиционной модели ОСУ:
В современных условиях данная модель ОСУ целесообразна для применения небольшими и средними банками с исторически сформировавшейся постоянной клиентурой.
Схема традиционной модели ОСУ представлена на рисунке 1:
Рисунок 1 – Схема традиционной модели ОСУ коммерческого банка
Новые (рыночно ориентированные) модели ОСУ как способ оптимизации организационно-управленческой системы банка
В условиях развивающейся рыночной экономики возникла необходимость разработки новых, более адаптируемых к современным условиям моделей ОСУ коммерческих банков. В частности, поводом для их внедрения стали следующие причины:
Новые моделей ОСУ призваны обеспечить банкам большую гибкость системы управления в целом, а также получение конкурентных преимуществ за счет качественно новых методов обслуживания клиентов и сбыта услуг.
Для уже функционирующих на рынке банков переход к принципиально новой модели ОСУ, требующей отказа от узкой функциональной специализации и методического усложнения системы управления, будет иметь негативные последствия из-за неизбежных нарушений в процессе производственно-финансовой деятельности, поскольку в отличие от хозяйствующих субъектов большинства других отраслей (промышленность, сфера обслуживания и т.п.), банк не может временно прекратить работу на рынке для проведения радикальной реорганизации собственной деятельности, а это непременно снизит уровень качества конкретных банковских услуг.
Тем не менее, данные последствия должны быть компенсированы принципиально новым качеством обслуживания клиентов и внедрением новых механизмов продвижения банковских продуктов на рынок.
Новые модели ОСУ классифицируются следующим образом:
Перечислим факторы, определяющие выбор конкретной модели ОСУ:
Принцип реализации данной модели заключается в сохранении специализированных по функциональному признаку бизнес-отделов с созданием в каждом из них должности маркетолога группы услуг, отвечающего за организацию продвижения их на рынок. Основные функции маркетинга в данном случае перемещаются с корпоративного уровня на уровень подразделений, непосредственно производящих и реализующих соответствующие услуги. За штабной маркетинговой службой сохраняются функции стратегического руководства направлением и методической помощи маркетологам бизнес-отделов.
Возможные модификации ОСУ по группам услуг:
Схематично модель ОСУ по группам услуг можно представить так (рисунок 2):
Рисунок
2 – Схема модели ОСУ по группам
услуг
Преимущества данной модели заключаются в следующем:
Тем не менее модель ОСУ по группам услуг имеет свои недостатки:
Данная модель целесообразна для большинства банков с исторически сложившейся традиционной ОСУ и недостаточно высокой организационно-управленческой культурой.
Матричная модель ОСУ
Матричная модель ОСУ коммерческих банков предполагает сохранение традиционной специализации бизнес-отделов при общем усилении маркетинговой ориентации системы управления банком на корпоративном уровне. Как и любой другой матричный подход к организации управления, определяет необходимость пересечения двух направлений деятельности банка, в данном случае - финансового и коммерческого – это обеспечивается путем формирования специального штабного департамента по управлению ликвидностью, включающего в себя три специализированных структурных подразделения, координирующих текущую деятельность бизнес-отделов.