Обязательное медицинское страхование: организация и тенденции раз-вития в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:26, реферат
Краткое описание
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Оглавление
Введение Глава 1. Социально-экономическая природа медицинского страхования 1.1 История развития медицинского страхования в России 1.2 Сущность медицинского страхования 1.3 Правовое регулирование медицинского страхования 1.4 Финансовые основы медицинского страхования Глава 2. Организация медицинского страхования в России: проблемы, сущность 2.1 Общие проблемы системы медицинского страхования 2.2 Государственный фонд обязательного медицинского страхования 3.1 Изменения в ОМС в результате реализации Национальных проектов 3.2 Концептуальные основы модернизации медицинского страхования 3.3 Перспективы развития ДМС и ОМС Заключение Список использованных источников литературы Введение
Анализ данных
Федерального фонда ОМС о поступлении
страховых платежей в 2008 году свидетельствует
о значительной дифференциации в финансовом
обеспечении населения субъектов Федерации
средствами ОМС в рублях на одного жителя:
максимум - 5055,9 руб., минимум - 221,5 руб., при
средним показателе по России - 926,3 руб.
Еще большая дифференциация в финансовом
обеспечении средствами ОМС неработающего
населения страны максимум - 2500 руб. на
одного человека в год и минимум 4,4 руб.
- год.
Недостаточное
поступление финансовых ресурсов в
систему ОМС (по некоторым оценкам Базовая
программа ОМС финансируется в различных
субъектах Федерации на 55-70%) приводит
к дисбалансу экономических возможностей
при формировании Базовой программы ОМС
по ее финансированию, что, в свою очередь,
ведет к росту неформальных платежей населения.
Существует
острая необходимость выравнивания возможностей
субъектов Федерации в реализации программы
обязательного медицинского страхования,
которая требует большей централизации
финансовых ресурсов для последующего
их распределения между нуждающимися
в дотациях регионами.
Использование
единого социального налога как механизма
сбора средств в системе страхования приводит
к тому, что, с одной стороны, увеличивается
количество собираемых в виде налога финансовых
ресурсов, с другой стороны, выхолащивается
сама идея страхования: страховой взнос
заменен налоговым платежом работодателей,
что исключает любое участие граждан в
страховании. Застрахованные, ради которых
и затевалось медицинское страхование,
еще более отдалились от системы, они в
ней участвуют в качестве пассивных потребителей,
за которых все решено.
Фактически, в
формировании финансовых ресурсов медицинского
страхования не участвуют ни представители
медицинских работников, ни представители
застрахованных (пациентов и потенциальных
пациентов). Существующий механизм распределения
собранных ресурсов ни чем не отличается
от распределения бюджетных средств. Кроме
того, любая страховая система (в том числе
и обязательная) предусматривает прозрачность,
которая обеспечивается с помощью как
общественного, так и личного контроля
застрахованных за формированием и расходованием
страхового фонда.
Сутью социальной
проблемы медицинского страхования
в нашей стране является то, что использование
медицинского страхования (обязательного
и добровольного) не находит поддержки
как среди врачей, так и среди населения.
Поддерживают медицинское страхование
не более 14% врачей. Такой уровень поддержки
отмечают и другие авторы. Кроме того,
отношение населения к медицинскому страхованию
крайне противоречиво и имеет явную тенденцию
к отрицательному. Таким образом медицинское
страхование, как способ реформирования
отечественного здравоохранения в целом,
имеет в России крайне ограниченную социальную
базу.
В течение десяти
лет обязательное медицинское страхование
в субъектах Российской Федерации
развивалось и функционировало в виде
нескольких моделей, обусловленных различной
инфраструктурой страховщиков, что приводило
к абсолютно различным механизмам финансирования
медицинской помощи, оказываемой в рамках
медицинского страхования.
Как минимум, этих
моделей было четыре:
страховая модель
(в территориях работали фонды
ОМС и страховые компании, которые
осуществляли деятельность в соответствии
с действующим законодательством);
фондовая модель
(в территориях работали только фонды
ОМС, которые выполняли роль страховщиков,
а страховые компании не работали или
отсутствовали вообще);
смешанная модель
(и фонды ОМС и страховые
компании существовали и выполняли
роль страховщиков);
нулевая модель
(все финансовые ресурсы медицинского
страхования зачислялись в бюджет и
механизмы медицинского страхования не
использовались). В этом заключается часть
организационной проблемы медицинского
страхования.
Другая часть
этой проблемы заключалась в том,
что подобное “разнообразие" далеко
не всегда позволяло гражданам, застрахованным
в разных субъектах Федерации не только
реализовать свое право на получение медицинской
помощи в рамках базовой программы ОМС,
если они находились не по месту своего
жительства, но зачастую и претендовать
на получение медицинской помощи вообще.
Исключение составляли только случаи
экстренной помощи.
Наличие обозначенной
выше проблемы способствовало региональным
диспропорциям в становлении и развитии
системы медицинского страхования, что
в свою очередь приводило к значительной
дифференциации конституционных прав
и реальных возможностей населения в получении
медицинской помощи. До сих пор данная
проблема решена не в полном объеме.
Кроме того, управление
территориальными фондами ОМС осуществляется
органами исполнительной власти субъектов
Федерации, что предоставляло возможность
нецелевого использования финансовых
ресурсов медицинского страхования.
Любые реформации
требуют информационной поддержки,
которая, прежде всего, необходима для
консолидации уже существующих сторонников
перемен и привлечения в их
число новых. В определенные исторические
периоды, когда происходят значимые для
всего общества изменения (а к таким можно
отнести и введение медицинского страхования),
информационная поддержка должна приобретать
характер пропаганды. При этом пропаганда
должна носить не огульный а целенаправленный
характер. В нашем случае следовало бы
сосредоточить усилия на разъяснительной
работе среди медицинского персонала.
Следует с сожалением констатировать,
что этого сделано не было.
Мировая практика
свидетельствует о том, что основным
способом решения проблемы адаптации
бюджетной модели здравоохранения к условиям
рыночной экономики является институт
медицинского страхования.
В России введение
страхового механизма мобилизации
дополнительных ресурсов в бюджетную
модель здравоохранения в виде обязательного
медицинского страхования (ОМС) в начале
90-х годов происходило в условиях экономического
спада и стагнации экономики страны. В
целом это привело к тому, что данная система
практически не выполнила свою основную
функцию, в лучшем случае данные средства
оказались бюджетозамещающими.
Не оправдались
также надежды, что введение системы
страхования позволит в короткие
сроки повысить эффективность системы
здравоохранения за счет конкуренции
между медицинскими организациями.
Это обусловлено тем, что исторически
сеть учреждений здравоохранения формировалась
на основе принципов построения системы
по уровням предоставления медицинской
помощи и исключения дублирования. В результате
за 10 лет в здравоохранении сохранились
прежние принципы организации предоставления
медицинской помощи и содержания сети
медицинских учреждений при снижении
относительных показателей их обеспеченности
финансовыми ресурсами.
Вместе с
тем, реализация страховых принципов
уже сформировала новые методы медико-экономической
оценки предоставляемой медицинской помощи,
формализованные, в частности, в систему
вневедомственного контроля качества
медицинской помощи в противовес традиционной
системе исключительно ведомственного
контроля, существовавшие многие десятилетия
в здравоохранении.
Особенно важно
отметить, что введение страхования способствовало
созданию института прав пациента как
потребителя медицинской помощи. Как социальный
институт ОМС обеспечивает большую прозрачность
финансовых потоков в здравоохранении.
Учитывая вышеизложенное,
становится очевидным, что в настоящее
время крайне необходимо провести модернизацию
ОМС, сконцентрировав основные усилия
на достижении сбалансированности ресурсов
и обязательств системы, а также создать
условия и предпосылки реформирования
здравоохранения.
Однако, несмотря
на видимые преимущества такой системы,
ее существенным недостатком является
то, что полис обязательного не
обеспечивает страхователя покрытием
на случай возникновения смертельно опасного
заболевания. Программа ОМС не охватывает
крупные риски в силу ограниченности финансовых
ресурсов. А что касается программ добровольного
страхования, то включение подобных рисков
в общее страховое покрытие значительно
усложняет методику расчета страховых
тарифов. Если обычное страхование расходов
на лечение относится к группе рисковых
видов страхования и расчет тарифов производится
по методике, принятой в имущественных
видах страхования, то страхование от
критических заболеваний требует иных
подходов к расчету платежей. Это объясняется,
во-первых, долгосрочным характером страхового
покрытия и, во-вторых, тем, что такой вид
страхования сочетает в себе черты рискового
и накопительного страхования.
Хотелось бы
выделить наиболее общие проблемы,
стоящих перед медицинским страхованием
практически во всех странах и
анализ путей возможного решения этих
проблем. К таким проблемам относятся:
проблема возрастания числа пожилых людей,
т.е. "старение" населения; самовозрастающая
стоимость (опережающая инфляцию) медицинских
услуг, что хотя и является самостоятельной
проблемой, но одновременно может рассматриваться
и как производная от первой.
2.2 Государственный
фонд обязательного медицинского
страхования
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
реализует государственную политику
в области обязательного медицинского
страхования граждан как составной части
государственного социального страхования.
Федеральный фонд
является самостоятельным государственным
некоммерческим финансовo-кредитным учреждением.
Федеральный фонд
является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, обособленное
имущество, счета в учреждениях Центрального
банка Российской Федерации и других кредитных
организациях, печать со своим наименованием,
штампы и бланки установленного образца.
Полное официальное
наименование Федерального фонда - Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования,
сокращенное наименование ФОМС.
Основными задачами
Федерального фонда являются:
финансовое
обеспечение установленных законодательством
Российской Федерации прав граждан на
медицинскую помощь за счет средств обязательного
медицинского страхования в целях, предусмотренных
Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации";
обеспечение финансовой
устойчивости системы обязательного
медицинского страхования и создание
условий для выравнивания объема и качества
медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории Российской
Федерации в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;
аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда
для обеспечения финансовой стабильности
системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения
основных задач Федеральный фонд:
1) осуществляет
выравнивание финансовых условий
деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования;
2) разрабатывает
и в установленном порядке
вносит предложения о размере
взносов на обязательное медицинское
страхование;
3) осуществляет
в соответствии с установленным
порядком аккумулирование финансовых
средств Федерального фонда;
4) выделяет в
установленном порядке средства
территориальным фондам обязательного
медицинского страхования, в том числе
на безвозвратной и возвратной основе,
для выполнения территориальных программ
обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет
совместно с территориальными
фондами обязательного медицинского
страхования и органами Государственной
налоговой службы Российской Федерации
контроль за своевременным и полным перечислением
страховых взносов (отчислений) в фонды
обязательного медицинского страхования;
6) осуществляет
совместно с территориальными
фондами обязательного медицинского
страхования контроль за рациональным
использованием финансовых средств в
системе обязательного медицинского страхования,
в том числе путем проведения соответствующих
ревизий и целевых проверок;
7) осуществляет
в пределах своей компетенции
организационно-методическую деятельность
по обеспечению функционирования
системы обязательного медицинского
страхования;
8) вносит в
установленном порядке предложения по
совершенствованию законодательных и
иных нормативных правовых актов по вопросам
обязательного медицинского страхования;
9) участвует
в разработке базовой программы
обязательного медицинского страхования
граждан;
10) осуществляет
сбор и анализ информации, в том числе
о финансовых средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет
соответствующие материалы в Правительство
Российской Федерации;
11) организует
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, подготовку специалистов
для системы обязательного медицинского
страхования;
12) изучает и
обобщает практику применения
нормативных правовых актов по
вопросам обязательного медицинского
страхования;
13) обеспечивает
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, организацию научно-исследовательских
работ в области обязательного медицинского
страхования;
14) участвует
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, в международном
сотрудничестве по вопросам обязательного
медицинского страхования;