Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 16:06, реферат
Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов
Введение......................................................................................................3
1. Экономическое содержание бюджета.........................................................4
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета...............................................4
1.2. Социально-экономическая сущность бюджета................................6
2. Бюджеты Российской Федерации................................................................8
2.1. Федеральный бюджет..........................................................................8
2.2. Региональный бюджет........................................................................12
2.3. Местный бюджет................................................................................14
3. Структура доходов бюджета Российской Федерации...............................18
3.1 Налоговые доходы бюджета...............................................................18
3.2. Неналоговые доходы бюджета..........................................................18
4. Общая характеристика расходов бюджета.................................................21
4.1 Классификация расходов бюджета.....................................................21
5. Практическая часть......................................................................................24
6. Список использованной литературы
12. Статистический учет;
13. Формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;
14.Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
15.Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
16. Проведение выборов и референдумов в РФ;
17.Федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.
2.2. Региональный бюджет
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ. Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Роль региональных бюджетов усиливается.
С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
1.Налог на имущество предприятий;
2.Налог на недвижимость;
3. Дорожный налог;
4.Транспортный налог;
5. Налог с продаж;
6. Налог на игорный бизнес;
7. Региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
1.Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
2. Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
3. Проведение выборов и референдумов в субъектах РФ;
4. Обеспечение реализации региональных целевых программ;
5. Формирование государственной собственности субъектов РФ;
6. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7.Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
8. Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
9. Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10.Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11.Ккомпенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).
Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.
2.3. Местный бюджет
Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).
Местные бюджеты выполняют следующие функции:
1.Формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
2.Распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;
3.Контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.
Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.
В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
1.Местные налоги и сборы:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследство или дарение;
д) местные лицензионные сборы;
2.Доходы от приватизации, в том числе:
а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
б) доходы от продажи земли;
в) доходы от продажи квартир гражданам;
3.Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:
1.От налога на добавленную стоимость;
2. От акцизов;
3. От налога на прибыль предприятий;
4. От подоходного налога с физических лиц.
Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:
1.Содержание органов местного самоуправления;
2. Формирование муниципальной собственности и управление ею;
3.Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;
4.Средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
5.Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
6.Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
7.Содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
8.Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
9.Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
10. Обслуживание и погашение муниципального долга;
11. Целевое дотирование населения;
12. Проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).
3.СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ
3.1 Налоговые доходы бюджета
К налоговым доходам федерального уровня относятся следующие виды налогов:
1.Налоги с имущества: налог на имущество предприятий; налог с владельца транспортных средств; налог на приобретение транспортных средств;
2. Платежи за природные ресурсы: земельный налог; арендная плата за землю, плата за воду, лесной налог; налоги с фонда оплаты труда: налог на нужды образовательных учреждений, сборы на содержание милиции и др.;
3. Налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;
4. Налоги на определённый вид финансовых операций: налог на операции с ценными бумагами;
5.Налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: государственная пошлина и другие.
3.2. Неналоговые доходы бюджета
В настоящее время состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам отнесены:
1. Доходы от использования
2. Доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3. Средства, полученные в результате
применения мер гражданско-
4. Часть прибыли унитарных
5. Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуди бюджетных кредитов.
Основным источником
неналоговых доходов бюджетов
всех уровней бюджетной
В рассматриваемой
группе неналоговых доходов
1. Средства, получаемые в виде
арендной либо иной платы за
сдачу во временное владение
и пользование или во
2.Средства, получаемые в виде
процентов по остаткам
3. Средства, получаемые от передачи
имущества, находящегося в
4. Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государством или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
5. Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных(складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
6. Часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
7. Другие предусмотренные
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
4.1 Классификация расходов бюджета
Бюджетная классификация-группировка расходов и доходов, основанная на однородных признаках.
Существует следующие виды классификации расходов федерального бюджета:
1. Экономическая;
2. Функциональная;
3. Ведомственная;
В первую часть применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного производства. В этом случае выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.