Общая характеристика расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 16:06, реферат

Краткое описание

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов

Оглавление

Введение......................................................................................................3
1. Экономическое содержание бюджета.........................................................4
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета...............................................4
1.2. Социально-экономическая сущность бюджета................................6
2. Бюджеты Российской Федерации................................................................8
2.1. Федеральный бюджет..........................................................................8
2.2. Региональный бюджет........................................................................12
2.3. Местный бюджет................................................................................14
3. Структура доходов бюджета Российской Федерации...............................18
3.1 Налоговые доходы бюджета...............................................................18
3.2. Неналоговые доходы бюджета..........................................................18
4. Общая характеристика расходов бюджета.................................................21
4.1 Классификация расходов бюджета.....................................................21
5. Практическая часть......................................................................................24
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

rgr_finansy_moe.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

12. Статистический учет;

13. Формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14.Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15.Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16. Проведение выборов и референдумов в РФ;

17.Федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

        Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

       Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

2.2. Региональный бюджет

         Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ. Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Роль региональных бюджетов усиливается.

          С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1.Налог на имущество предприятий;

2.Налог на недвижимость;

3. Дорожный налог;

4.Транспортный налог;

5. Налог с продаж;

6. Налог на игорный бизнес;

7. Региональные лицензионные сборы.

      К собственным доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

        Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1.Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2. Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3. Проведение выборов и референдумов в субъектах РФ;

4. Обеспечение реализации региональных целевых программ;

5. Формирование государственной собственности субъектов РФ;

6. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

7.Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8. Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

9. Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10.Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

11.Ккомпенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

       Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

2.3. Местный бюджет

    Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.

       Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

         Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).

Местные бюджеты выполняют следующие функции:

1.Формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2.Распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

3.Контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

       Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

         Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

1.Местные налоги и сборы:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2.Доходы от приватизации, в том числе:

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

3.Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:

1.От налога на добавленную стоимость;

2. От акцизов;

3. От налога на прибыль предприятий;

4. От подоходного налога с физических лиц.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:

1.Содержание органов местного самоуправления;

2. Формирование муниципальной собственности и управление ею;

3.Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;

4.Средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

5.Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

6.Организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

7.Содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

8.Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

9.Охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

10. Обслуживание и погашение муниципального долга;

11. Целевое дотирование населения;

12. Проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

         Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).

 

 

 

 

 

 

3.СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА  РФ

3.1 Налоговые доходы бюджета

         К налоговым доходам федерального уровня относятся следующие виды налогов:

1.Налоги с имущества: налог на имущество предприятий; налог с владельца транспортных средств; налог на приобретение транспортных средств;

2. Платежи за природные ресурсы: земельный налог; арендная плата за землю, плата за воду, лесной налог; налоги с фонда оплаты труда: налог на нужды образовательных учреждений, сборы на содержание милиции и др.;

3. Налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

4. Налоги на определённый вид финансовых операций: налог на операции с ценными бумагами;

5.Налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: государственная пошлина и другие.

3.2. Неналоговые доходы  бюджета

         В настоящее время состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам отнесены:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

2. Доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

3. Средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы. конфискации, компенсации, а  также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного  РФ, субъектам РФ, муниципальным образованием, и иные суммы принудительного изъятия;

4. Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающаяся после  уплаты налогов и иных обязательных  платежей;

5. Доходы в виде финансовой  помощи, полученной от бюджетов  других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуди бюджетных кредитов.

       Основным источником  неналоговых доходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ являются доходы от использования  имущества. находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

      В рассматриваемой  группе неналоговых доходов учитываются:

1. Средства, получаемые в виде  арендной либо иной платы за  сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

2.Средства, получаемые в виде  процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

3. Средства, получаемые от передачи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, под залог, в доверительном управлении;

4. Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государством или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

5. Доходы в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных(складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

6. Часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятиях, остающиеся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

7. Другие предусмотренные законодательством  РФ доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

4.1 Классификация расходов  бюджета

         Бюджетная классификация-группировка расходов и доходов, основанная на однородных признаках.

         Существует  следующие виды классификации  расходов федерального бюджета:

1. Экономическая;

2. Функциональная;

3. Ведомственная;

         В первую  часть применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного производства. В этом случае выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Информация о работе Общая характеристика расходов бюджета