Общая характеристика расходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 16:06, реферат

Краткое описание

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов

Оглавление

Введение......................................................................................................3
1. Экономическое содержание бюджета.........................................................4
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета...............................................4
1.2. Социально-экономическая сущность бюджета................................6
2. Бюджеты Российской Федерации................................................................8
2.1. Федеральный бюджет..........................................................................8
2.2. Региональный бюджет........................................................................12
2.3. Местный бюджет................................................................................14
3. Структура доходов бюджета Российской Федерации...............................18
3.1 Налоговые доходы бюджета...............................................................18
3.2. Неналоговые доходы бюджета..........................................................18
4. Общая характеристика расходов бюджета.................................................21
4.1 Классификация расходов бюджета.....................................................21
5. Практическая часть......................................................................................24
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

rgr_finansy_moe.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

       Введение......................................................................................................3

1. Экономическое содержание бюджета.........................................................4

       1.1. Понятие, сущность  и задачи бюджета...............................................4

       1.2. Социально-экономическая сущность бюджета................................6

2. Бюджеты Российской Федерации................................................................8

       2.1. Федеральный бюджет..........................................................................8

       2.2. Региональный  бюджет........................................................................12

       2.3. Местный бюджет................................................................................14

3. Структура доходов бюджета  Российской Федерации...............................18

       3.1 Налоговые доходы  бюджета...............................................................18

       3.2. Неналоговые доходы бюджета..........................................................18

4. Общая характеристика расходов  бюджета.................................................21

      4.1 Классификация  расходов бюджета.....................................................21

5. Практическая часть......................................................................................24

6. Список использованной литературы

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики.

          Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования.

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕЖАНИЕ  БЮДЖЕТА

1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета

            Бюджет - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

          Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, они присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально- вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

        Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

         Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и другое.

          Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы  подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.

              Экономические и политические реформы, проводимые с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

            Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

          Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

1.2. Социально-экономическая сущность бюджета

       В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

       Бюджет представляет  собой основной финансовый план  государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным собранием.

       Федеральный бюджет России -главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. и разрабатывается и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другое.

        Централизация  средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

       При переходе  к рыночной экономике бюджет  сохраняет свою важную роль. Но  методы его воздействия на  общественное производство и  сферу социальных отношений изменяется.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. БЮДЖЕТЫ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Федеральный бюджет

            Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

             Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства. В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный бюджет играет основную роль. Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.

        Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

1. Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;

2. Государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

3. Таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

      К налоговым доходам также относятся:

1. Доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства;

2. Доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения;

3. Доходы от реализации имущества, которое находится в собственности у государства;

4. Доходы от внешнеэкономической деятельности;

5. Доходы от реализации государственных запасов и резервов;

6. Прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

7. Часть прибыли унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

        Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства. Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

      В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1. Обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2.Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3. Функционирование федеральной судебной системы;

4.Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6. Государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7. Государственная поддержка атомной энергетики;

8.Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9. Исследование и использование космического пространства;

10.Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11.Финансовая поддержка субъектов РФ;

Информация о работе Общая характеристика расходов бюджета