Облигация понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации эмитировать облигации вправе не только государство, но и субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Выпуск государственных и муниципальных облигаций осуществляется с целью финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, для погашения долговых обязательств, финансирования потребностей муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

облигации.docx

— 77.04 Кб (Скачать)

       Действительно, если объем эмиссии одного выпуска  облигаций значительно превосходит объемы размещения остальных выпусков, то значение отношения оборота такого выпуска к обороту рынка всегда будет высоким. В то же самое время другой выпуск облигаций, объем эмиссии, которого невелик, может торговаться гораздо интенсивнее и пользоваться повышенным спросом, т.е. быть более ликвидным.

       Вышесказанное оправдывает мысль, что для количественной оценки ликвидности ценных бумаг более целесообразным является рассмотрение относительных показателей, а не абсолютных величин. Придерживаясь  такой точки зрения, коэффициент ликвидности -го финансового инструмента определим по формуле

     ,

где - дневной оборот торгов с -м инструментом в рыночных ценах, - номинальный объем всех размещенных ценных бумаг -го инструмента, К – количество всех видов финансовых инструментов рассматриваемого рынка ценных бумаг. Эта формула показывает отношение доли -го актива в торговом обороте к доле того же актива в объеме всего рынка.

После элементарных преобразований  коэффициент  ликвидности можно выразить в эквивалентной форме:

     .                               (4)

            В такой записи коэффициент ликвидности отражает отношение доли торгуемых бумаг -го актива к доле всех бумаг рынка, по которым проводились сделки. Другими словами, коэффициент ликвидности показывает, как соотносится оборачиваемость -го финансового актива к оборачиваемости рынка. Таким образом, в коэффициенте  ликвидности через оборачиваемость

опосредованно учитывается фактор скорости продажи  актива, а через оборот

актива  по рыночной цене и его соотнесение  к номинальному объему актива

косвенно  учитывается фактор цены реализации. Увеличение коэффициента

ликвидности отражает повышение оборачиваемости  финансового инструмента, рост интенсивности торгов и усиление спроса по соответствующему выпуску ценных бумаг. Следовательно, чем больше коэффициент ликвидности, тем легче и быстрее можно реализовать финансовый актив по рыночной цене, что и характеризует ликвидность ценных бумаг.

              На облигационном рынке дюрация есть мера средней продолжительности потока платежей, связанных с облигацией, т.е. взвешенное среднее сроков времени до наступления остающихся платежей. Дюрация бескупонной облигации совпадает со сроком до погашения. Дюрация купонных облигаций   всегда меньше срока обращения  выпуска за счет купонных выплат. Для облигаций с купонным доходом дюрация вычисляется по следующей формуле:

     ,

где d - дюрация, y - ставка доходности, P - текущая цена без учета накопленного купонного дохода, T - срок до погашения облигации, - размер j-го купона, n - количество невыплаченных (оставшихся) купонов, N - номинал облигации, - срок до погашения j-го купона. Накопленный купонный доход   , где K - купонный период ближайшего до погашения купона, t – количество дней до выплаты ближайшего купона. [10, 57-60]

      
 
 
 
 
 
 

    3.ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ

     Облигации - ценные бумаги, которые являются не долевыми, а долговыми. Это значит, что, покупая облигации, инвестор не становится собственником компании, а превращается в ее кредитора. Облигации представляют собой ценные бумаги, которые являются особой формой займа. Эмитент, то есть организация, выпустившая облигации, взамен полученных денег обязуется через определенный срок выкупить облигации назад по номинальной стоимости и выплатить определенный процент за пользование этими денежными средствами.

     Покупка облигации по смыслу близка к предоставлению кредита. Разница состоит в том, что, во-первых, в случае с покупкой облигации кредиторов не один, а множество, и, во-вторых, облигацию можно продать, не дожидаясь окончания срока ее обращения. Купив облигацию со сроком погашения (то есть сроком, когда эмитент их выкупит обратно) один год, инвестор сможет, например, продать ее через месяц, через день и даже в день покупки. Выпуск облигации является выгодной операцией, как для инвестора, так и для эмитента. Ведь в этом случае устраняется посредник - банк, который получает разницу между ставкой привлечения денежных средств от населения и ставкой выдачи кредитов предприятиям. В результате инвестор может разместить свои денежные средства под ставку выше, чем в банке, а предприятие получает кредит дешевле, чем банковский. Если банк принимает средства от населения под 17% годовых, а кредиты выдает под 25%, то предприятие может выпустить облигации под 20-22% годовых с выгодой для себя и для инвестора. Облигации по форме выплаты дохода бывают двух видов: дисконтные и купонные. Дисконтом называется разница между ценой приобретения облигации и номиналом, то есть суммой, по которой происходит ее погашение. Соответственно, дисконтными облигациями называются те облигации, единственным доходом инвестора по которым выступает дисконт. Купив дисконтные облигации дешевле номинала, инвестор получает доход в виде разницы цены покупки и номиналом, либо ценой покупки и ценой продажи, если инвестор решит продать свои облигации, не дожидаясь погашения. Купонные облигации отличаются тем, что по ним с установленной периодичностью происходят купонные выплаты, как правило, раз в год или раз в полгода или раз в квартал. В конце срока эти облигации тоже погашаются по номиналу, однако купить их инвестор может как по цене номинала, так и по цене выше или ниже ее. Цена покупки будет зависеть от текущей ситуации на рынке. Величина купона может быть как постоянной для всего срока обращения облигации, так и изменяться в зависимости от уровня процентных ставок в экономике (от уровня инфляции, от стоимости кредитов и доходов по другим облигациям). В СССР самым известными являлись трехпроцентные облигации выигрышного займа. В настоящий момент купоны по российским облигациям достигают 20%. Если инвестор покупает облигацию с 20-процентным доходом по цене ниже номинала, то его итоговая доходность окажется выше, чем величина купона. По соотношению «доход-риск» облигации находятся, как правило, ниже акций. Это значит, что доход по облигациям, хотя зачастую ниже, чем по акциям, однако, его величина и сроки получения известны заранее. Купив облигацию, инвестор обязательно получит доход, если дождется погашения. Даже продав облигацию раньше срока погашения, в большинстве случаев инвесторы получают прибыль.

     По  типам эмитентов облигации делят на три группы:

     -государственные облигации;

     -субфедеральные  облигации; 

     -корпоративные и банковские облигации.

     Большую часть российского рынка облигаций  занимают государственные облигации. Их репутация оказалась серьезно подмоченной после кризиса в августе 1998 года. Пирамида ГКО (государственных краткосрочных облигаций), построенная для покрытия дефицита государственного бюджета, рухнула, подорвав доверие инвесторов к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Поскольку объем этого рынка стал после кризиса значительно меньше, а государство больше не совершает столь масштабных заимствований на внутреннем рынке, то существующие выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Не случайно, что доходность по государственным ценным бумагам самая низкая среди российских облигаций. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска.

     Субфедеральные  облигации - это облигации, которые  выпускаются исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления. Проще говоря, это облигации, которые выпускаются регионами. Самые известные среди таких облигаций - это питерские облигации, московские облигации, оренбургские облигации. Поскольку считается, что региональные облигации более рискованные чем государственные, то и доходность по ним должна быть выше. Например, доходность по питерским облигациям колеблется от 17 до 18 % годовых в зависимости от срока погашения. Однако следует сказать, что в отличие от государственных облигаций обслуживание питерских облигаций не прекращалось даже в период августовского кризиса, и поскольку их объем не столь велик, правительство Санкт-Петербурга стабильно выполняет свои обязательства. Саратовская область выпустила всего две серии облигаций в 1995 и 1996 году и после этого больше не выходила со своими ценными бумагами на рынок.

     Корпоративные облигации - относительно новый для  российского рынка облигаций сегмент. До кризиса 1998 года государственные облигации оттягивали на себя все деньги российских инвесторов и не позволяли занимать компаниям и банкам деньги на рынке облигаций под приемлемую доходность. После кризиса рынок государственных облигаций сжался и постепенно пустующую нишу стали занимать крупнейшие российские компании. Сначала на рынок со своими облигациями вышли такие компании как Газпром, ЛУКОЙЛ, ТНК, РАО ЕЭС. Затем уже в 2000 году список пополнился облигациями Внешторгбанка, Магнитогорского металлургического комбината, МГТС, Алросы и других компаний. Все новые компании объявляют о выпуске облигаций. Для того чтобы привлечь инвесторов к своим облигациям эти компании предлагают более высокую доходность чем по государственным облигациям и используют различные ухищрения вроде привязки цен облигаций к валюте или возможностей досрочного выкупа облигаций по определенной цене. Неудивительно, что этот рынок постоянно расширяется и привлекает новых инвесторов.

     Купить  облигации теперь может не только крупный банк или инвестиционная компания, но и любой гражданин, заключив брокерский договор с компанией, работающей на рынке облигаций.

     Несмотря на то, что в 2011 году ожидается бурный рост котировок на российском долговом рынке, всегда существует возможность не только сохранить от инфляции вложения, но и заработать на бумагах с фиксированной доходностью, таких как облигации.  
      

     Облигации – универсальный инструмент, и  могут использоваться как для  защитных, так и спекулятивных целей. Причем, риски потери инвестиций на облигационном рынке традиционно ниже, чем на волатильном рынке акций.

     В 2011 году рекомендуется инвесторам покупать бумаги на первичных размещениях эмитентов корпоративного сектора и сегменте облигаций субъектов федераций. Полагается, что объемы размещений и премии будут как минимум на уровне прошлого года, и результаты января 2011 года послужили тому весьма веским доказательством. На первичный и вторичный рынки государственных бумаг, таких как ОФЗ и ОБР (Облигации Банка России) нужно обращать меньше внимания, так как не исключено, что в этом секторе рынка произойдет снижение цен под влиянием большого объема размещений ОФЗ и ОБР для финансирования дефицита федерального бюджета и действий ЦБ РФ по борьбе с инфляцией.

     На  вторичном рынке корпоративных  облигаций  не ожидается существенного роста котировок, однако всегда есть идеи в отдельных секторах промышленности. Наибольшее внимание нужно уделять долговым инструментам эмитентов отраслей, которые будут развиваться лучше других в 2011 г.: ритейла, телекоммуникационной, транспортной и нефтегазовой отрасли, не исключен рост и российского машиностроения.

     По мнению экспертов, облигации эмитентов финансового сектора - банков, страховых и лизинговых компаний, а также строительных и сельскохозяйственных предприятий, и облигации 3-го эшелона заслуживают в 2011 г. меньше внимания.

     По мере улучшения ситуации в экономике РФ потребность в услугах транспортных компаний будет расти. Кроме того, количество пассажиров авиа - и железнодорожного транспорта также будет увеличиваться. Например, грузоперевозки ж/д транспортом выросли в январе 2011 года на 8,7% по сравнению с прошлым годом. Нужно обратить внимание на облигации: РЖД, Аэрофлот, Трансаэро

     Не исключено, что по мере роста доходов населения и отступления «кризисных» страхов и рисков произойдет сокращение накоплений и рост потребления, в том числе и товаров долгосрочного пользования. Напомним, что количество продаж легковых автомобилей в РФ в 2010 г. выросло в 1,9 раза по сравнению с 2009 г. Поэтому облигации компаний ИКС5, Магнит вырастут в цене. [13, 38]

     Эксперты считают, что в РФ вырастет объем предоставления услуг доступа в Интернет, расходы на мобильную связь в 2011 г. останутся как минимум на прежнем уровне, что послужит стимулом для продолжения роста сектора в целом. Внимание на выпуски: МТС, ВымпелКом.

     Нефтегазовые доходы – основной источник бюджетных доходов в РФ, поэтому мы полагаем, что ценность данного сектора в глазах государства будет только расти. Мы ожидаем роста спроса на финансовые ресурсы со стороны нефтегазовых компаний и дальнейшего развития сектора в целом. Внимание на выпуски: Газпромнефть, Лукойл, Газпром.

     Ожидается существенный рост в металлургической отрасли в текущем году, однако облигации эмитентов этого сектора отличаются высоким кредитным качеством, и в тоже время хорошо реагируют на различные события, и отлично подходят для спекулятивных операций, и являются одними из наиболее торгуемых инструментов на долговом рынке. Внимание на выпуски: ММК, НЛМК, Северсталь, Мечел, Евраз, АЛРОСА, Норильский никель.

     Кредитное качество долговых обязательств регионов не вырастет, однако для финансирования дефицитов бюджетов субъектов федерации департаменты финансов будут выходить на публичный рынок в большем объеме, чем в 2010 г. Соответственно, ожидается рост ликвидности бумаг всего сектора, что благоприятно повлияет на котировки. Наиболее ликвидный и торгуемый инструмент этого сектора – это облигации города Москвы. Выпуски остальных регионов отличаются высоким кредитным качеством, умеренной доходностью и низкой ликвидностью, и в большей степени подходят для защитной стратегии – купить и держать до погашения.

     По  словам Воробьева Евгения, заместителя начальника Управления анализа долговых рынков, в 2011 году возможен рост количества размещений эмитентов 3-го эшелона. Основным драйвером роста станет поиск инвесторами более высоких доходностей, чем предлагают долговые инструменты эмитентов первого и второго эшелонов. Несмотря на то, что «у рынка короткая память», эксперты хотят предостеречь от погони за прибылью и увлечения инвестициями в такие облигации – за последние два года основные потери игроки понесли как раз из-за вложений в долговые инструменты эмитентов 3-го эшелона.  
 
 
 

Информация о работе Облигация понятие и сущность