Неналоговые доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ, предметом – доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления).

Оглавление

Введение 3

1. Состав и структура неналоговых доходов бюджетов 5

2. Методика планирования неналоговых доходов бюджетов 14

3. Совершенствование планирования неналоговых доходов бюджетов 22

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     

    По  статье «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков» (41,1 % в структуре доходов от имущества) прогнозируемые доходы уменьшаются на 116 940 тыс. руб., или на 9,0 %; по статье «Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов» (47,8 % в структуре доходов от использования имущества) уменьшение составляет 32 474 тыс. руб., или 2,3 %.

    По  остальным подгруппам доходов ситуация следующая:

    по  подгруппе доходов «Платежи при пользовании природными ресурсами» (1,1 % в структуре неналоговых доходов) доходы увеличиваются на 2 809 тыс. руб., или на 6,5 %;

    по  подгруппе «Доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» (7,8 % в структуре неналоговых доходов)  доходы увеличиваются на 24 566 тыс. руб., или на 8,0 %; динамика поступлений по этой подгруппе доходов в действующих и сопоставимых ценах приведена на рис. 3;

    по  подгруппе «Доходов от продажи материальных и нематериальных активов» (13,6 % в структуре неналоговых доходов) доходы уменьшаются на 13 409 тыс. руб., или на 2,3 %; динамика поступлений по этой подгруппе доходов приведена на рис. 4;

    по  подгруппе доходов «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» (9,9 % в структуре неналоговых доходов) доходы увеличиваются на 25 864 тыс. руб., или на 6,5 %; динамика поступлений по этой подгруппе доходов приведена на рис. 5.

    Доходы  от платных услуг в действующих  ценах увеличились, в сопоставимых ценах остались на уровне 2010 года.

    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в действующих ценах остаются на уровне 2009-2010 годов, в сопоставимых в 2010 и 2011 годах наблюдается уменьшение.

    Поступления от штрафов, санкций, возмещения ущерба в 2010, 2011 годах в действующих ценах несколько увеличиваются, в сопоставимых ценах уменьшаются. 
 

     На  основании приведенных данных можно  сделать следующие выводы,

объем прогнозируемых на 2011 год неналоговых доходов в действующих ценах меньше соответствующих доходов 2008-2010 годов, в сопоставимых ценах – меньше доходов 2007-2010 годов. В сравнении с 2010 годом в действующих ценах уменьшаются доходы по подгруппам доходов от использования имущества и доходов от продажи материальных и нематериальных активов, являющихся наиболее весомыми в структуре неналоговых доходов. По подгруппам доходов «Платежи при пользовании природными ресурсами», «Доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства», «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» доходы несколько увеличиваются. 
 
 

 

3. Совершенствование планирования  неналоговых доходов бюджетов 

  

     Повышения качества планирования и эффективности администрирования неналоговых доходов обсуждены на заседании «круглого стола», который провел Комитет Совета Федерации по бюджету. Парламентарии, представители Счетной палаты РФ, федеральных органов власти и управления обменялись мнениями по вопросам совершенствования законодательства, призванного оптимизировать систему поступления доходов от внешнеэкономической деятельности, пользования природными ресурсами, использования имущества, находящегося в государственной собственности.

     Особую актуальность в настоящее время обретают вопросы качества планирования макроэкономических и бюджетных показателей, а также детальная проработка прогноза по каждому виду доходов федерального бюджета.

     Предложенный механизм оценки качества исполнения доходной части главного финансового закона страны лишь по совокупному значению всех доходов, противоречит одному из базовых принципов бюджетной системы страны - принципу полноты отражения доходов.

     Доходы от размещения средств Стабфонда России, например, по итогам 2008 года составили 22,9 млрд рублей, а по результатам трех кварталов 2009 года такая информация в отчете Федерального казначейства не приводится.

     Таким образом, вероятное снижение отдельных неналоговых доходов, не отраженное на стадии планирования бюджета, может быть компенсировано из неучтенных доходных источников.

       За исключением доходов oт внешнеэкономической деятельности прочие неналоговые доходы по своей структуре характеризуются слабой прямой зависимостью oт внешнеэкономической конъюнктуры.

     Так, в частности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по итогам 2007 года были исполнены на 98,5 процента, а спустя год они были перевыполнены почти на 30 процентов.

     Анализ планирования и поступления платежей за пользование природными ресурсами в последние три года, к примеру, показывает устойчивую тенденцию к ежегодному занижению плановых показателей более чем на 60 процентов[17].

     Таможенные пошлины и сборы составляют около 90 процентов поступлений неналоговых доходов и немногим более трети всех доходов федерального бюджета.

     Ставки таможенных пошлин, размер которых меняется в течение финансового года в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и необходимости принятия протекционистских мер, являются достаточно гибким финансовым инструментом. В связи с этим, прогнозирование ставок таможенных пошлин на предстоящий финансовый год - а тем более плановый период - весьма затруднено и безусловно сказывается на качестве расчетов бюджетных показателей.

     В целях нормализации ситуации необходимо предоставление всей полноты информации по всем видам бюджетных доходов.

     Целесообразно также усилить контроль за принятием представителями государства в управляющих органах компаний с высокой долей государственного участия решений по вопросам дивидендной политики компаний.

     В качестве меры по совершенствованию администрирования таможенных платежей, требуется упорядочить систему предоставления таможенных льгот. Для оптимизации установленного режима беспошлинного ввоза технологического оборудования для различных отраслей промышленности, необходимо нормативно установить четкие критерии его отнесения к этой категории.

     Законодательство  субъектов Российской Федерации  относительно неналоговых доходов  неоднородно: в законах ряда субъектов  Российской Федерации неналоговые  доходы урегулированы достаточно подробно, в законах других субъектов Российской Федерации содержатся отсылочные нормы к федеральному бюджетному законодательству. Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации во многом является несовершенным: в субъектах Российской Федерации, где реализованы законотворческие права регионов, нередки противоречия с БК РФ, а также между различными статьями одного и того же законодательного акта. Наиболее подробно неналоговые доходы урегулированы в законах субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год.

     Круг  администраторов неналоговых доходов  достаточно широк. Система администрирования неналоговых доходов продолжает требовать совершенствования, поскольку одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что, на наш взгляд, является неоправданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов.

     Как уже отмечалось, есть проблемы не только с правовой природой платежей, в совокупности образующих неналоговые доходы, но и с порядком их администрирования, распределением полномочий между федеральными органами по организации взимания и осуществления контроля. Проблемы, названные нами, усугубляются и самим законодателем. Так, в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" администратором регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации, предусмотренных Законом РФ "О недрах", определена Федеральная налоговая служба. В то же время минимальные и максимальные ставки этого платежа установлены в Законе РФ "О недрах", а конкретные ставки в соответствии с данным Законом устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами (т.е. Федеральным агентством по недропользованию).

     Совокупность  проблем по обеспечению всех администраторов поступлений в бюджетную систему Российской Федерации оперативной и достоверной информацией требует решения ряда задач: перечень государственных органов, на которых возложены функции администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, должен быть оптимальным и стабильным; необходимо закрепить в законодательном акте четкую ведомственную принадлежность доходов определенным администраторам, что устранит неоднозначность трактовки всеми участниками бюджетного процесса своих прав, обязанностей и ответственности [19, стр 55].

     Необходимо  отметить, что ситуация меняется в  лучшую сторону. В последние два  года в приложении 1 к Федеральному закону о федеральном бюджете  на соответствующий год такое  закрепление выполняется, но отдельные недочеты по-прежнему имеют место.

     Федеральные законы о федеральном бюджете  на 2005 - 2007 гг. не разделяют доходы на налоговые и неналоговые в  приложении, посвященном поступлению  доходов в федеральный бюджет, как это происходило в законах о федеральном бюджете на соответствующий год до 2005 г. При этом в приложениях к федеральным законам о бюджете отдельно указываются нормативы отчислений неналоговых доходов и федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон о федеральном бюджете позволяет выделить доходы, которые рассматриваются как неналоговые с позиции федерального законодателя. При этом отметим, что ст. 6 Федерального закона о федеральном бюджете на 2007 г. закрепляет положение о том, что классификация доходов и нормативы распределения должны устанавливаться БК РФ.

     В законах о бюджете на соответствующий  год дается неполный перечень возможных  доходов государственного бюджета, перечисляются только доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году. Более широкий перечень неналоговых доходов содержится в Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации". В этом Законе также отсутствует деление государственных доходов на налоговые и неналоговые, что свидетельствует о возврате бюджетной классификации доходов к традициям бюджетных законов Российской империи, в которых в отличие от советского периода отсутствовало четкое разграничение налогов и неналоговых доходов[15, стр23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение 

     Основная  часть доходного потенциала федерального бюджета формируется, конечно, за счёт налоговых доходов. Но неналоговые  поступления играют также большую  роль в бюджетах всех уровней. Ведь, проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание (изменить что-то) для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.

     Несмотря  на то, что основными источниками  неналоговых доходов в бюджет составляют поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала – около 1%.

     Это свидетельствует о крайне неэффективном  использовании государственной  собственности, поскольку её доля в  общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой – около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.

     Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним  из источников формирования государственного бюджета. Да, мы видим, что неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.

Информация о работе Неналоговые доходы