Неналоговые доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ, предметом – доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления).

Оглавление

Введение 3

1. Состав и структура неналоговых доходов бюджетов 5

2. Методика планирования неналоговых доходов бюджетов 14

3. Совершенствование планирования неналоговых доходов бюджетов 22

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     5) средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;

     6) доходы, получаемые от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности области, подлежащие  зачислению в областной бюджет  в полном объеме.

     7) плата за негативное воздействие  на окружающую среду - по нормативу  40 процентов;

     8) платежи за пользование лесным  фондом в части, превышающей  минимальные ставки платы за  древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;

     9) иные неналоговые доходы, зачисляемые  в областной бюджет в соответствии  с законодательством Российской Федерации и области.

     В доходах бюджетов субъектов наибольшую долю (более 90%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов. Остальная  доля доходов приходится на безвозмездные  и безвозвратные перечисления средств в основном из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов) [1, ст 57].

     Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются  и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в  том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

     В бюджеты городских округов и  муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной  продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты поселений, городских округов  до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи в  аренду находящихся в государственной  собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты муниципальных районов  до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи в  аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

  1. местных налогов и сборов;
  2. отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
  3. неналоговых доходов.

     Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных  и региональных налогов, а также  неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты[1].

     Неналоговые доходы формируются:

     1) от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;

     2) от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления  и бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении органов местного  самоуправления;

     3) от доходов от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

     4) в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);

     5) неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     К неналоговым доходам относятся  еще безвозмездные и безвозвратные  перечисления в виде:

     -финансовой  помощи из бюджетов других  уровней в форме дотаций и  субсидий;

     -субвенций  из региональных фондов компенсаций;

     -перечислений  из бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     -перечислений  от физических и юридических  лиц, в том числе добровольных пожертвований[2].

     Доходы  местных бюджетов формируются за счёт собственных доходов и доходов за счёт отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Доля неналоговых доходов в доходной части местного бюджета составляет 3,6 %. К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников.

     Состав  неналоговых доходов сложно назвать  стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования  и продажи государственного имущества  относятся к неналоговым доходам  по своей правовой природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законодательного решения. В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов федеральной собственности сокращается в результате приватизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методика планирования неналоговых  доходов бюджетов

          

              Методы планирования выражаются в способах и приемах разработки прогнозных и плановых показателей,  применительно к различным их видам и назначениям. Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы. В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых "субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов" [5, стр 34].

    Основой методики прогнозирования и планирования являются разработка планов экономического развития, а также комплекса практических  мер по их выполнению. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе.

     Прогнозирование доходов осуществляется на основе законодательства,  действующий на момент составления  проекта бюджета,  с учетом:

     - действующих ставок налогообложения;

     - изменений в порядке исчисления  и уплаты отдельных видов налогов  и платежей;

     - максимального уровня ставок  налогов и сборов,  и сроков  их уплаты.

     Планирование  доходов бюджета условно можно  подразделить на 3 этапа:

  1. Анализ исходных условий для разработки плана доходов бюджета, а так же формирования прогнозирования социально-экономического развития территорий;
  2. Корректировка бюджетной политики доходной части и разграничение доходных источников между органами власти и управления;
  3. Расчет сумм доходов, зачисляемые в бюджеты всех уровней. При этом определяем контингент налога, характеризующая общую сумму взимаемого на данной территории с конкретного вида налога или иного платежа.

     Выделяются  следующие методы планирования неналоговых  доходов бюджетов:

  1. Доходы от сдачи в аренду государственного имущества, определяется исходя из:

    - количества  сданных площадей в аренду;

    - среднего  размера арендной платы за  год;

    - предполагаемого  темпа роста размера ставки  арендной платы. 

             Д = Па × Ап ×Тр,

где: Па – площадь, сданных в аренду;

       Ап – арендная плата;

       Тр – темп роста арендной  платы.

  1. Доходы в виде дивидендов на государственный пакет акций. За основу расчетов берется:

    - величина  уставного капитала;

    - доля  государства в уставном капитале  акционерного общества;

    - прогнозируемая  чистая прибыль  акционерного  общества;

    - прогноз  доли чистой прибыли направленная  на выплату дивидендов.

Объем поступлений по доходам в виде дивидендов на государственный пакет  акций определяется по следующей  формуле:

                         Дчп = ЧП ×  ЧПд × Дг,

где: Д  – неналоговый доход 

      ЧП – чистая прибыль акционерного  общества;

      ЧПд – доля чистой прибыли  акционерного общества;

       Дг – доля государства.

  1. Доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах Центрального Банка Российской Федерации и в кредитных организациях.
  2. Доходы от продажи имущества определяется исходя из предполагаемой продажной цены имущества:

            Д = Ир ×Ц,

      где: Ир- реализуемое имущество;

              Ц – предполагаемая цена имущества.

  1. Доходы в виде поступлений части прибыли унитарных предприятий определяется исходя из:

    -предполагаемого  размера чистой прибыли унитарных  предприятий;

    - установленные  законом нормативы.

                 Д = ЧПуп × Н,

    где: ЧПуп – чистая прибыль унитарных  предприятий;

           Н – нормативное изъятие чистой  прибыли.

     Объем прогнозируемых на 2011 год неналоговых  доходов составляет 4 261 592 тыс. руб. Динамика поступлений неналоговых доходов в целом в действующих и сопоставимых ценах приведена на рис. 1.

 

     Как видно из рис. 1, объем прогнозируемых на 2011 год неналоговых доходов в действующих ценах меньше соответствующих доходов 2008-2010 годов, в сопоставимых ценах – меньше доходов 2007-2010 годов.

     Динамика  поступлений по самой весомой  подгруппе неналоговых доходов – доходов от использования имущества (67,6 % в структуре прогнозируемых на 2011 год неналоговых доходов, 10,7 % в структуре всех доходов бюджета) – в фактических ценах и ценах 2005 года приведена на рис. 2. Прогнозируемые на 2011 доходы от использования имущества даже в действующих ценах ниже доходов 2007-2010 годов; в сопоставимых ценах эти доходы ниже доходов 2006-2010 годов. В сравнении с 2010 годом уменьшение прогнозируется по всем статьям данной полгруппы доходов за исключением статьи «Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов» (код бюджетной классификации 901 1 11 05024 04 0000 120), доходы по которой увеличиваются на 2 500 тыс. руб., или на 5,3 %.

Информация о работе Неналоговые доходы