Негосударственные пенсионные фонды – их роль в улучшении пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.

Оглавление

России: особенности создания и функционирования………………………………………….……..5
1.1 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных
Фондов…………………………………………………………………….….…5
1.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской
Федерации………………………………………………………….…………..11
Глава II. Перспективное развитие НПФ…………………….……………….18
Заключение……………………………………….………………………..…..24
Список литературы …………………………………………………...…..…..26

Файлы: 1 файл

Калининградский государственный технический университет.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

     2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

     3) переводить по поручению вкладчика  или участника выкупную сумму  в другой фонд в соответствии  с условиями пенсионного договора;

     4) не принимать в одностороннем  порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

     НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.

     В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.

     Система внутреннего контроля !

     Совет Фонда :

     Высший  орган управления НПФ. Устанавливает  принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные  документы, бюджет и т.д.

     Попечительский  совет :

     Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.

     Ревизионная комиссия :

     Осуществляет  ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.

     Система государственного контроля !

     Федеральная служба по финансовым рынкам
  • Лицензирование  деятельности по пенсионному обеспечению  и пенсионному страхованию, а  также уведомительная регистрация фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
  • Регистрация пенсионных правил фонда и всех изменений к ним в соответствии с установленным уполномоченным федеральным органом порядком.
  • Обязательная отчетность фонда перед уполномоченным федеральным органом в соответствии с установленным им порядком.
  • Обязательное представление в уполномоченный федеральный орган аудиторского заключения и результатов актуарного оценивания.
  • Проведение проверок фондов комиссиями уполномоченного федерального органа.
  • Участие представителей уполномоченного федерального органа в работе ликвидационной комиссии фон.

     Система вневедомственного контроля

     • Специализированный депозитарий

     Осуществляет  ежедневный контроль за составом и  структурой пенсионных резервов НПФ.

     • Независимый аудитор

     Осуществляет  аудиторскую проверку финансово-хозяйственной  деятельности НПФ.

     • Независимый актуарий

     Проводит  актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному  обеспечению.

 

      1.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации 

     На  конец 1998г. (эту дату мы рассматриваем  как своеобразную точку отсчета  для оценки современного уровня развития негосударственного пенсионного обеспечения), пенсионные резервы составляли всего 4,25 млрд. руб., а система обязательного пенсионного страхования существовала только в проекте. На сегодняшний день размер пенсионных резервов увеличился почти в 67 раз, численность участников – в 33 раза и составила более 6,1 млн. человек. Услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения Российской Федерации2. 

     

     Диаграмма 1. Численность НПФ 

     Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации  в настоящее время, представлена 296 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

     Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской  и Самарской областях - по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

     По  данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России, по состоянию на 01.01.2006 г. в систему негосударственного пенсионного обеспечения входят 294 фонда (291), 100 из которых зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Собственное имущество фондов составляет 344,3 (345,3) млрд. рублей, в том числе пенсионные резервы - 277,4 (285,3) млрд. рублей, пенсионные накопления - 2,2 млрд. рублей. (По сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации, ПФР направил Реестр от 27 марта 2006 года № 2/2006 НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, которым переданы средства пенсионных накоплений на общую сумму 4,61 млрд. рублей.)  

      

     Диаграмма 2. Величина пенсионных взносов (млн. руб.) для различных групп фондов по величине пенсионных резервов

     Действующие пенсионные фонды организованы в  наиболее успешно развивающихся  секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта.  

     

     Диаграмма 3. Структура участников НПФ по отраслям хозяйства

     (в  процентах от общего числа  участников)3

 

     

      

     Диаграмма 4. Структура пенсионных резервов НПФ по отраслям хозяйства (в процентах от суммы по фондам)4 

     За  последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз (для сравнения, на конец 1998 г. размер указанных средств составлял 4,25 млрд. рублей), численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек - в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения России. 

     Диаграмма 5. Количество участников НПФ

     За  указанный период количество получателей  негосударственных пенсий увеличилось  в 2,5 раза и достигло 703,3 (707,1) тыс. человек.  
На 01.01.2006г. средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил 895 рублей (1109).

     За 1998-2005 гг. вкладчиками перечислено  в фонды около 100 млрд. рублей.

     Фонды не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за шесть лет негосударственных пенсий на общую сумму более чем 12 млрд. рублей (из них в 2005 году - 7,56 млрд. рублей), они сумели и существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил, по нашей оценке, суммарно около 200 млрд. рублей.

     Из 294 НПФ, имеющих действующую лицензию на 01.01.2006 года (291), у 35 фондов собственное  имущество превышает 500 млн. рублей, что суммарно составляет 325,5 (326,7) млрд. рублей, это в свою очередь - 94,5% от собственного имущества всех фондов; у 25 (26) фондов в числе вышеназванных 35-ти собственное имущество превышает 1 млрд. рублей и в общей сумме составляет 317,5 млрд. рублей, или 92,2% (92,5) от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 25 (26) крупнейших фондов в сумме составляет 258,9 (267,3) млрд. рублей, или 93,3% (93,7) от суммы пенсионных резервов всех НПФ.

     Количество  участников 25 (26) крупнейших фондов составляет 65,5% (66) от общего числа участников, количество участников, получающих пенсию у этих фондов, - 70.8% (72,6). Сумма пенсионных выплат у 25 (26) крупнейших фондов за 2005 год составила более 6 млрд. рублей, или 79,8% от всех пенсионных выплат за 2005 год.

     На 157 (154) фондов, имеющих собственное  имущество до 100 млн. рублей, приходится 13,01% (12,82) участников, а их суммарное  собственное имущество составляет 1,5% от собственного имущества всех фондов.

     Здесь необходимо отметить, что по итогам 2005 года отчетность представили 258 (255) НПФ из 294 (291), имеющих лицензию, т.е. 36 НПФ систематически не представляют отчетность. ФСФР России из квартала в квартал направляла этим фондам предписания, требовала незамедлительного представления отчетности. У 14 НПФ действие лицензии приостановлено, в отношении остальных фондов принято решение провести проверки и по их результатам принять решение о дальнейшей судьбе этих НПФ.

     Таким образом, нас не может не настораживать судьба 193 фондов, имеющих собственное имущество до 100 млн. рублей.

     Анализируя  деятельность этих НПФ, было обращено внимание, что 22 фонда инвестируют  средств пенсионных резервов меньше, чем они их имеют, это позволяет  предположить о расходовании части средств ПР в качестве имущества для осуществления уставной деятельности, что недопустимо.

     Только 11 НПФ из числа фондов, имеющих  собственное имущество менее 100 млн. рублей, смогли выйти за пределы  этой цифры. Рассматривая экономическую  составляющую деятельности этих фондов, очевидно, что в силу отсутствия денежных средств они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях существующей конкуренции.

     В рамках существующего законодательства даже самый маленький НПФ может функционировать только в том случае, если у него есть средства. НПФ - самостоятельное юридическое лицо и должен жить на те средства, которые у него есть, нет средств - нет фонда.

     Не  на много лучше обстоят дела, с  точки зрения развития фондов, увеличения собственного имущества, пенсионных резервов и числа участников, у НПФ, имеющих собственное имущество от 100 до 500 млн. рублей, только 13 НПФ смогли существенно улучшить свое финансовое положение.

     Важно отметить, что только учредители и вкладчики фондов могут и должны принять правильное решение о дальнейшей судьбе того или иного НПФ, а это, в свою очередь, послужит в целом укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения5.

     На 01.01.2009 г. в РФ существует 13 фондов сумма собственных средств которых свыше 30 млн. руб. и ведение пенсионных счетов более 5000 чел.): НПФ «Газфонд» (Москва), НПФ «Благосостояние» (Москва), НПФ электроэнергетики (Москва), Национальный НПФ (Москва), НПФ «Сургутнефтегаз», (г. Сургут Ханты-Мансийского а.о.), НПФ «Телеком-Союз» (Санкт-Петербург), НПФ «Алмазная осень» (Республика Саха (Якутия), НПФ «Уголь» (Москва), НПФ ГАЗ (Нижний Новгород), НПФ «Мосэнерго» (Москва), Первый национальный НПФ (Москва), НПФ «Железнодорожный» (Нижний Новгород) и Всерегиональный НПФ «Северный» (Ленинградская область).

 

      Глава II. Перспективное развитие НПФ 

     Добровольное  пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных  формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы  отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

     В этом многообразии форм добровольного  пенсионного обеспечения заключается  его способность удовлетворить  различные потребности в пенсиях  в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В  результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

     Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения  существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.

     Хотя  в ведущих отраслях промышленности 30 – 40% работающих являются участниками  негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.

     Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в  старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды – их роль в улучшении пенсионного обеспечения