Налоговые системы развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр - регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3
1 Налоговые системы развитых стран…………………………………………5
1.1. Налоговая система США……………………………………..……………..4
1.2 Налоговая система Швейцарии……………………………………...………9
1.3 Налоговая система Германии…………………………..………………….13
2 Анализ отличий отечественной системы налогообложения……………...20
2.1 Налоговая система РФ и её сравнительный анализ современных систем
налогообложения развитых стран………………..…………………………20
2.2. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах………………………………….……….………………23
3 Перспективы развития………………………………………………….……..25
3.1 Возможности использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

ТИТУЛ ПО ФИНАНСАМ.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

Виды  налогов:

- Налоги  на владение - к этой группе  налогов относятся налоги на  доход (подоходный на имущество). Налоги на владение носят характер  прямых налогов. Их доля в  совокупных налоговых поступлениях  составляет более чем 55%. 

-  Подоходный налог (Einkommensteuer) - подоходный налог является одним из важнейших прямых налогов в Германии. Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Им облагается заработная плата лиц, работающих по найму, доходы лиц свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения положен принцип равного налога на равный доход независимо от его источника. 

Подоходный  налог с физических лиц является основным источником государственных  доходов. Он распределяется следующим  образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в  местный бюджет. Налогообложение  осуществляется на основе тарифной прогрессии. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 51%. 

-  Налог с корпораций (Körperschaftsteuer) - налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. При формировании объекта налогообложения широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношении налога с корпораций существует ограниченная и неограниченная налоговая повинность. 

Базовая ставка налога с корпораций составляет 15%, которая была уменьшена с 25% в 2007 г.. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 29-31%. Таким образом стимулируется распределение прибыли корпораций.

- Промысловый  налог(Gewerbesteuer) - промысловый налог  в Германии относится к числу  основных местных налогов. По  доходной составляющей промыслового  налога под налогообложение, кроме  прибыли, подпадает сумма, равная 0,3% от величины процентов за пользование заемными средствами капитального характера, взятыми на длительный срок. Условия налогообложения по этой части налога дифференцированы по категориям налогоплательщиков. Местные власти могут увеличивать базовую ставку промыслового налога, в результате чего ставка этого налога колеблется от 15 до 24% прибыли фирмы в зависимости от земли и общины. Минимальный доход при обложении этим налогом составляет 60 000 евро;

- Земельный  налог(grundsteuer)- земельным налогом  облагается в Германии земельные  участки, находящиеся в собственности  юридических и физических лиц.  Взимание налога осуществляются  общинами. Ставка налога состоит  из двух частей, одна из которых  устанавливается централизованно,  другая представляет собой надбавку  общины.

-  Налог на имущество(vermoegensteuergesetz) - Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогу является стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц он равен 70000 евро. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум в размере 30000 евро в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он на три года получил инвалидность. Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц — 1,0%.

-  Налог на наследство и дарение(Erbschafts- und Schenkungssteuer) - налог на наследство и дарение взимается по ставкам, дифференцированным в зависимости от степени родства и стоимости приобретенного имущества.

-  Налоги на операции в сфере обращения - к налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, или налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов. 

-   Налог на добавленную стоимость(Umsatzsteuer) - Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Германии среди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость, который заменил ранее взимаемый налог с оборота. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах. Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически — это общий акциз в отношении частного и общественного потребления.

Схема исчисления этого налога построена так, что  все товары, услуги, попадая конечному  потребителю, оказываются обложенными  этим налогом в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. 

-  Налог на автомобиль - Налог на автомобили (1.7% в общей сумме налогов) имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с особенно низким выбросом загрязняющих веществ), а также использование катализаторов. 

-  Налоги на потребление (акцизы) - Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет (кроме пива). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральное топливо, игристые вина, кофе, пиво, табак и табачные изделия, спиртоводочные изделия.

-  Социальные отчисления (Sozilahilfe) - Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и во многих странах, делится в равной пропорции между работодателями и работником. 

 

 
 
2 Анализ отличий отечественной системы налогообложения

 
2.1. Налоговая система РФ и её  сравнительный анализ современных  систем налогообложения  развитых стран

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения  на его высшем уровне (налоговый  кодекс Российской Федерации, НК РФ), более  низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения  налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной. 

Экономическая (регулирующая) функция налоговой  системы России в целом реализуется  весьма слабо, механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для  этого имеются.

Инвестиционный  потенциал налоговой системы  России включает такие элементы, как  ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения  инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов  стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной  административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Региональный  потенциал системы налогообложения  России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной  региональной налоговой политики, а  во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок  налогового законодательства. Последнее  обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

Отраслевой  потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен  фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых  льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

Конкурентный  потенциал данной системы следует  признать весьма низким (отсутствует  даже такой его механизм, как прогрессивное  налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень  монополизации в экономике.

Фискальная  функция системы налогообложения  России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью  налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение  нельзя признать благополучным.

Доходы  физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в  России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений  налогов и сборов в консолидированный  бюджет.

Для получения  реальных денежных доходов государства  большое значение имеет налогообложение  доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре  налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании  регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

Налогообложение собственности, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации  финансовых ресурсов, не стало таковым  в силу существенно заниженной стоимости  имущества и отсутствия объективной  системы оценки стоимости земельных  участков.

Главным источником государственных доходов  в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре  консолидированного бюджета и 44,6% в  структуре федерального бюджета. Такое  положение определяется простотой  взимания и администрирования этого  вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.

Степень реализации той или иной функции  или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической  ситуации и, во-вторых, поставленным целям  и задачам социально-экономического развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Сравнительный  анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах

Эффективная ставка налогов выражает отношение общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Для наиболее общей оценки налогового бремени целесообразно определять эффективную ставку для средних условий производства при отсутствии льгот и повышенных изъятий дохода.

Зарубежные  исследования показывают, что изъятие  у производителей более 30 - 40 % добавленной  стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства - ситуация "налоговой ловушки". Результаты расчетов эффективной ставки показывают, что самой низкой она оказалось  в Гонконге, самой высокой в  России - 51,4 %, то есть выше уровня «налоговой ловушки».

Бремя налогов  в России значительно тяжелее, чем  в зарубежных странах, и намного  выше уровня "налоговой ловушки". Степень налогообложения различных  факторов (амортизации, заработной платы  и прибыли) также выше, чем в  этих странах.

Основными отличительными особенностями структуры  налоговых поступлений в России по сравнению с большинством зарубежных стран являются:

- высокая  суммарная доля налогов на  прибыль предприятий и подоходного  налога с населения;

- поступления  подавляющей части (около 80 %) прямых  налогов, в основном налога  на прибыль;

- высокая  доля НДС в поступлениях налогов  на товары и услуги;

- очень  низкая доля поступлений в  социальные фонды за счёт индивидуальных  доходов населения.

При всей множественности налогообложения  правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов, оптимизации их. Опыт западноевропейских государств вполне применим в современных  условиях к России, если его не слепо  копировать, а использовать в соответствии с конкретными специфическими особенностями  экономики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития

3.1 Возможности использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы

Налоговая система не должна создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам (как  юридическим, так и физическим лицам), привлекающим заемный капитал. Для  решения данной задачи необходимы два  основных условия: во-первых, обеспечить вычет сумм процентов, уплаченных за пользование заемными ресурсами, при  определении налоговой базы; во-вторых, исключить из налогового законодательства положения, связанные с налоговыми рисками в случае привлечения  налогоплательщиком заемных ресурсов. Используемый налоговый режим может  увеличивать стоимость их привлечения (в случае частичного включения в  расходы, учитываемые при налогообложении), либо, напротив, стимулировать заимствования  на кредитном рынке или рынке  ценных бумаг (путем создания льготного  порядка налогообложения).

Информация о работе Налоговые системы развитых стран