Налоговые системы развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр - регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………3
1 Налоговые системы развитых стран…………………………………………5
1.1. Налоговая система США……………………………………..……………..4
1.2 Налоговая система Швейцарии……………………………………...………9
1.3 Налоговая система Германии…………………………..………………….13
2 Анализ отличий отечественной системы налогообложения……………...20
2.1 Налоговая система РФ и её сравнительный анализ современных систем
налогообложения развитых стран………………..…………………………20
2.2. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах………………………………….……….………………23
3 Перспективы развития………………………………………………….……..25
3.1 Возможности использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

ТИТУЛ ПО ФИНАНСАМ.docx

— 55.43 Кб (Скачать)

В свою очередь, каждая из 2800 общин страны имеет  право устанавливать коммунальные налоги по собственному усмотрению или  воспользоваться рамками, установленными на кантональном уровне.

На федеральном  уровне, несмотря на то, что основные доходы поступают от НДС, гербовых сборов и таможни, предусмотрен также федеральный  налог на доход. В соответствии с  принципом швейцарского федерализма  в стране существует трехуровневая  система налогообложения: налоги взимаются  конфедеральным правительством, кантонами  и муниципалитетами. Налоги, собираемые в Швейцарии, подразделяются на две  большие группы: налоги с доходов  и собственности и налоги на потребление  и владение.

«Швейцария - налоговый рай».В большинстве случаев Швейцарию выбирают в качестве места для регистрации компании или проживания из-за низких налогов. Однако в Швейцарии 26 кантонов, наделенных законодательной властью, поэтому ставки налогов в них сильно различаются.

Так, ставки на прибыль могут варьировать  от 11 до 29 %.

Традиционно самые низкие налоговые ставки по налогу на прибыль в кантонах Цуг  и Фрибург, а наименьший подоходный налог — в кантоне Швиц. Поэтому  многие международные торговые компании регистрируются именно в Цуге, а  вот самые богатые люди предпочитают селиться в кантоне Швиц, где к  тому же отсутствует налог на наследство.

Что касается налога на дивиденды (withholding tax on dividends), то Швейцария здесь ничем похвастаться не может. Ставка налога составляет 35 % в отличие от России и Кипра, где  аналогичные ставки составляют всего 9 и 10 %.

Соглашения  об избежание двойного налогообложения  
Швейцария участвует в разветвленной сети соглашений с другими странами, в том числе и с Россией, об избежание двойного налогообложения. Кроме защиты от двойной уплаты налога на доход и прибыль, данные соглашения также регулируют уплату налога с источника.

Действие  данного соглашения распространяется и на подоходный налог. Это означает, что, если вы проживаете в Швейцарии, где имеете доход, с которого платите, подоходный налог по местным ставкам, платить налог повторно в России не придется.

В налоговом  праве понятие «налогообложение с источника» означает, что налоги взимаются не с получателя налогооблагаемой суммы, а с источника ее выплаты. Подобная система применяется во многих западноевропейских странах. В  Швейцарии ее применяют прежде всего  к лицам, постоянно проживающим  или временно находящимся в стране и подлежащим налогообложению.

Сюда  же относятся лица, имеющие разрешение на краткосрочное пребывание или  ожидающие решения о предоставлении убежища в Швейцарии.

Налогообложению с источника также подлежат лица, которые не проживают в Швейцарии, не обладают правом на пребывание и  не являются швейцарскими налогоплательщиками, но получают доход (например, пенсионное пособие) из источника в Швейцарии.

К этой категории  также относятся спортсмены-иностранцы и люди искусства, выступающие в  Швейцарии, члены советов директоров компаний, находящихся в Швейцарии, сотрудники международных транспортных компаний и т.п.

Иностранные работники, проживающие в Швейцарии. Доход иностранных работников, не имеющих разрешения на поселение  в Швейцарии, как правило, облагается налогом с источника. Это означает, что работодатель обязан самостоятельно удерживать и уплачивать данный налог  с заработка иностранного работника. Это правило распространяется на проживающих за границей работников международных транспортных компаний и лиц с кратким сроком пребывания в стране, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Обычно налог с источника включает кантональный, муниципальный и прямой федеральный налоги, а также церковный (протестантской церкви, и не только) налог.

Налог с  источника отчисляется ежемесячно с заработной платы. Налоговая декларация при обычном порядке налогообложения  подается до 31 марта следующего года и предусматривает рассрочки  платежей.

Налог с  источника не взимается с лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

В зависимости  от вида дохода предусматривается либо общий порядок налогообложения, либо система уплаты налога с источника.

Налогообложение иностранных несовершеннолетних. В  соответствии с налоговым правом доход несовершеннолетних не присовокупляется к родительскому доходу или доходу их попечителей, а подлежит отдельному налогообложению. 

Доход иностранных  студентов, учащихся и практикантов из источников за пределами Швейцарии  не подлежит налогообложению. Доход  во время учебы или практики из источника в Швейцарии облагается налогом с источника.

Прогрессивная ставка подоходного налога для физических лиц в Швейцарии, имеющих большие  доходы (от 200 тыс. франков в год), достаточно высокая, она может доходить до 42 %. Это соизмеримо со ставкой  подоходного налога на доходы, превышающие 33 600 ф. ст. в год в Великобритании. При этом можно переехать жить в кантон Швиц, но все равно налоговое  бремя будет существенным, особенно при налогообложении доходов  по всему миру. Если вы стали налоговым  резидентом в Швейцарии, получили заветный вид на жительство или гражданство, необходимо платить налоги в этой стране со всех своих доходов по всему миру! Казалось бы, имея существенный доход, например, в России, где ставка подоходного налога всего 13 %, неразумно платить 42 % в Швейцарии. Что же делает Швейцарию столь привлекательной для состоятельных людей?

Дело  в том, что для физических лиц  существует единый налог — так  называемый Pauschalbesteuerung, когда размер налога рассчитывается с учетом расходов на поддержание привычного уровня жизни (содержание дома, автомобилей, отдых  и т.п.), а не исходя из реальных доходов  по всему миру с учетом прироста капитала.

Отметим, что этот налог достаточно высок, а договоренность о его размере  достигается индивидуально в  ходе переговоров с налоговым  департаментом. Но все равно это  выгодно, потому что швейцарские  власти не претендуют на доходы по всему  миру после уплаты единого налога в Швейцарии. Именно благодаря такой  налоговой системе Швейцария  стала столь популярна.

Налоговые соглашения (tax ruling).

Швейцария имеет гибкую налоговую систему. Фактически любой человек может  обратиться в налоговый департамент  и договориться о размере выплачиваемых  им или его компанией налогов. Любая компания, планирующая работать в Швейцарии, может заранее запросить  полный расчет подлежащих уплате налогов. На кантональном и муниципальном  уровнях гарантируются умеренное  налогообложение и доброжелательное отношение со стороны налоговых  органов. 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Налоговая  система Германии

В США, ряде европейских стран федеральные  налоги поступают в федеральный  бюджет, местные налоги - в местный  бюджет и т.д. Перераспределение  финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих  бюджетов в виде дотаций. 

Иначе обстоит  дело в Германии, наиболее крупные  налоговые источники формируют  сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц  является основным источником государственных доходов. 

Он распределяется следующим образом: 

- 42,5% поступлений  направляется в федеральный бюджет, 

- 42,5% - в  бюджет соответствующей земли 

-  15% - в местный бюджет. 

Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным  бюджетами. 

Налог с  продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто  изменяются. В 1992 году он распределялся  так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в  местные. 

Налог с  продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется  не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют  часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну. 

Принципиальным  отличием  налоговой   системы   Германии  от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.

Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются  из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его  минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется  к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в  США, делится в равной пропорции  между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько  фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах. 

Со времени  Л. Эрхарда в Германии укоренились  следующие принципы, на которых строится система налогообложения, налоги должны быть по возможности минимальными: 

- затраты  на взимание налогов должны  быть минимально необходимыми; 

- налоги  не должны препятствовать конкуренции;

- налоги  должны быть нацелены на более  справедливое распределение доходов; 

- система должна строиться из уважения к частной жизни человека. 

В связи  с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству  свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано. Налоговая система должна исключать  двойное налогообложение. Величина налогов должна соответствовать  размеру государственных услуг, включая защиту человека и все  остальное, что гражданин может  получить от государства.

Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые  определяются традиционной ориентацией  на масштабное государственное регулирование.

Стимулирующая функция данной системы налогообложения проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением, которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов. 

Реализация  фискальной функции налоговой системы  Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой  является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое  несут физические и юридические  лица. 

Налоги  делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного  топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном  бюджете налоговые сборы от продажи  ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество  и транспортные средства. В общинных сборах решающую роль играют промысловый  и поземельный налоги. В отличие  от федеральных и земельных, остающихся целиком в бюджетах соответствующих  управленческих уровней, общинный промысловый  налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли. Федерация решает вопросы о распределении  налогов между землей и федерацией, о доли муниципальных органов  в подоходном налоге, о финансовой подсудности и др. Федеральные  законы о налогах, часть которых  принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата. 

Общая сумма  налоговых поступлений делится  примерно на следующие части: федерация - 48%, земли - 34%, общины - 13% (остаток поступает  в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов. 

Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В  этом документе определяется понятие  налогов, устанавливается, кто относится  к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми  органами тайны относительно налоговой  информации и принцип равномерности  налогообложения. 

По компетенции  взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные. 

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий  закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок  расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами поступлений между федерацией, землями и общинами. 

Информация о работе Налоговые системы развитых стран