Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

    Функциональное  предназначение системы налогообложения  в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам  налогообложения и исходить сущностного  содержания экономических категорий  «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции  должен быть сориентирован на главную  цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками  и территориями. Иными словами, между  группами прямых и косвенных налогов  должно быть установлено максимально  возможное равновесие. Косвенные  налоги преследуют фискальные цели, а  прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого  вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к  закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением  оптимального соотношения прямых и  косвенных налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Принципы построения  налоговой системы 

    Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующие:

    - Экономическая  эффективность - налоговая система  не должна мешать развитию  предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

    - Определенность  налогообложения - налоговая система  должна быть построена таким  образом, чтобы налоговые последствия  принятия экономических решений  предпринимателем (и юридическим,  и физическим лицом) были определены  заранее и не изменялись в  течение длительного периода  времени. Таким образом, этот  принцип практически смыкается  с принципом стабильности налоговой  системы.

    - Справедливость  налогообложения - этот принцип  является основным при построении  налоговой системы и предполагает  справедливый подход к различным  налогоплательщикам, а также приоритет  интересов налогоплательщика в  отношениях между ним и налоговой  администрацией.

    - Простота  налогообложения и низкий уровень  издержек по взиманию налогов  - налоговое законодательство должно  содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой. 

    1) принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков  – каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;

    2) принцип не дискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

    3) принцип недопустимости создания  препятствий реализации гражданами  своих конституционных прав –  недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав; налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;

    4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

    5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения;  акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать; ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.

    6) принцип истолкования всех неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.

   В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

          1) принцип подвижности  (эластичности) – суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

          2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы,  что важно для субъектов налоговых  отношений (для государства при  формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков  – при планировании своих доходов,  в том числе налоговом планировании);

          3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

    В мировой практике имеет место  использование и ряда других принципов  налогообложения, к которым можно  отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др.

    Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе  экономики :

    1)Подданные  государства должны участвовать  в содержании правительства соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством и защитой  государства. Соблюдение этого  положения или пренебрежение  им приводит к так называемому  равенству или неравенству налогообложения.

    2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен ( срок уплаты, способ платежа, сумма платежа ).

    3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.

    4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне  государства. (Налог может брать  и удерживать из кармана народа  гораздо больше, чем он приносит  казне, если, например, его сбор  требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать  значительную часть суммы, которую  приносит налог).

    На  основе четырех принципов Адама  Смита налогообложения (указанных  выше) к настоящему времени  сложились  два реальных принципа (концепции) налогообложения.

    Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто  получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг  должны платить налоги, необходимые  для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть  общественных благ финансируется главным  образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются  для финансирования и строительства  и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами,  оплачивают затраты на поддержание  и ремонт этих дорог.

    Но  всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в  каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в  поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем , что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины , также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

    Второй  принцип предполагает зависимость  налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

    Рациональность  данного принципа заключается в  том, что существует, естественно, разница  между налогом, который взимается  из расходов на потребление предметов  роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе  не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого .Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

    Данный  принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается  в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая  политика правительства строится в  соответствии с социально-экономической  сущностью государства, в зависимости  от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности  правительства в доходах. Современные  налоговые системы используют оба  принципа налогообложения, в зависимости  от экономической и социальной целесообразности.

    Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

    К ним относятся:

    а) субъект налога или налогоплательщик  - лицо, на которое законом возложена  обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое  бремя может перекладываться  на другое лицо, поэтому рассматривают  и (п. *б*)

    б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

    в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог  (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  и  т.д.);

    г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

  д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).           

Налоги могут  взиматься следующими способами:

  1) кадастровый -  (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

   Примером  такого  налога  может  служить   налог на владельцев транспортных  средств.  Он взимается по установленной  ставке  от мощности транспортного  средства, не зависимо от того, используется это транспортное  средство или простаивает.

    2) на основе декларации - документа,  в котором плательщик налога  приводит расчет дохода и налога  с него. Характерной чертой такого  метода является то,  что   выплата  налога производится  после получения дохода и лицом  получающим доход.

Примером может  служить налог на прибыль. 

    3) у источника. Этот налог вносится  лицом выплачивающим доход. Поэтому  оплата налога  производится до  получения дохода,  причем получатель  дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

    Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Информация о работе Налоговая политика