Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.
Функциональное
предназначение системы налогообложения
в целом должно распространяться
на все его практические формы, если
следовать фундаментальным
1.2 Принципы построения налоговой системы
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая
эффективность - налоговая система
не должна мешать развитию
предпринимательства и
- Определенность
налогообложения - налоговая система
должна быть построена таким
образом, чтобы налоговые
- Справедливость
налогообложения - этот принцип
является основным при
- Простота
налогообложения и низкий
1)
принцип всеобщности
2) принцип не дискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3)
принцип недопустимости
4)
принцип единства
5)
принцип определённости правил
налогообложения – при
6)
принцип истолкования всех
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности
(эластичности) – суть его заключается
в том, что налоговая нагрузка
может быть оперативно
2) принцип стабильности
– этот принцип предполагает
постоянство налоговой системы,
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики :
1)Подданные
государства должны
2)
Налог, который обязывается
3)
Каждый налог должен взиматься
тем способом или в то время,
когда плательщику удобнее
4)
Каждый налог должен быть так
задуман и разработан, чтобы он
брал и удерживал из кармана
народа как можно меньше сверх
того, что он приносит казне
государства. (Налог может брать
и удерживать из кармана
На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения (указанных выше) к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но
всеобщее применение этого принципа
связано с определенными
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность
данного принципа заключается в
том, что существует, естественно, разница
между налогом, который взимается
из расходов на потребление предметов
роскоши, и налогом, который хотя
бы даже в небольшой степени
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах. Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо, поэтому рассматривают и (п. *б*)
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером
такого налога может служить
налог на владельцев
2)
на основе декларации - документа,
в котором плательщик налога
приводит расчет дохода и
Примером может служить налог на прибыль.
3)
у источника. Этот налог
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.