Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие сущности состояния и развития агропромышленного комплекса страны.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса страны
- охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса страны;
- раскрыть особенности реализации и финансирования национального проекта;
- наметить перспективы развития агропромышленного комплекса России.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования АПК России…… 5
1.1 Понятие агропромышленного комплекса……………………………… 5
1.2 Современное состояние АПК в целом по России……………………... 7
1.3 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития
Агропромышленного комплекса…………….…………………………...… 13
Глава 2. Экономическая целесообразность, особенности
реализации и финансирования проекта…………………………………. 15
2.1 Основные направления и особенности реализации национального
проекта России “Развитие АПК»……………………………………………. 15
2.2 Финансовые ресурсы, необходимые для реализации проекта………… 19
2.3 Объем бюджетных ассигнований Государственной программы……… 21
Заключение………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников и литературы ………………….. 27
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
1.3 Общая характеристика
состояния и основные проблемы
развития агропромышленного комплекса
Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно – хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (далее - Государственная программа на 2008 - 2012 годы), был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006 - 2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 4,4 процента, пищевых продуктов - 4,1 процента. По сравнению с предыдущим 5-летием валовой сбор зерна вырос на 8 процентов, подсолнечника - на 40 процентов, сахарной свеклы - на 46 процентов, прирост производства скота и птицы в 2010 году к 2006 году достиг 30 процентов, в том числе мяса свиней - 35,6 процента и мяса птицы - 69,9 процента. Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса, а также засуха 2010 года, охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60 процентов посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
Основными проблемами развития
агропромышленного комплекса
технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, а также стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального
развития сельских территорий, определяющие
ухудшение социально-
Глава 2. Экономическая целесообразность, особенности реализации и финансирования проекта
2.1 Основные направления и особенности реализации национального проекта России “Развитие АПК»
”Включение агропромышленного комплекса в число национальных приоритетов - это правильное, хотя и запоздалое решение, дающее определенные шансы на вывод аграрной отрасли на траекторию устойчивого развития. Решение включить сельское хозяйство в число приоритетных национальных проектов экспрезидент РФ В.В. Путин впервые озвучил 5 сентября 2005 г. Кроме собственно экономического смысла, который вязывался с подъемом аграрного производства, проект имел явную политическую и социальную составляющую. По мнению министра сельского хозяйства того времени А. Гордеева, впервые в новейшей истории России сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики”. Дело не только в дополнительном финансировании, которое получает сельское хозяйство (выделяемые ресурсы невелики), но и в социально-политических и институциональных возможностях, предоставляемых национальным проектом “Развитие АПК”. Во-первых, вся администрация, вертикально выстраиваемая государством в последние 3-4 года, начинает работать на АПК; во-вторых, органы, созданные по реализации проекта, представляют собой хорошую межведомственную площадку для преодоления противоречий между министерствами, формирующими аграрную политику (Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития России); в-третьих, проект посылает сигнал бизнесу, куда целесообразней вкладывать деньги1.
ПНП “Развитие АПК” впервые в российской практике не предусматривает прямых государственных инвестиций в сферы АПК. В отличие от других национальных проектов в области образования и здравоохранения, ни тотального повышения зарплат, ни введения дотаций на продукцию сельского хозяйства проект не предполагал. Цель проекта -стимулировать экономически активных участников АПК “дешевыми” кредитами, процентная ставка за которые подлежит субсидированию из федерального и регионального бюджетов. В принятом варианте ПНП однозначно победила линия на развитие животноводства. Этот выбор означал перевес социальной логики над экономической. По сути, в пользу животноводства были выдвинуты не экономические доводы, а социальные, сводящиеся к возможности “закрепить” людей на селе, возродить сельский образ жизни, заселить пространство, оголенное миграционными потоками, а также укрепить продовольственную безопасность страны, увеличив производство молока и мяса отечественного производства. На это накладывалась идея льготного жилья для молодых специалистов на селе как отдельного направления проекта. Условием для получения субсидированных кредитов крупными сельхозтоваропроизводителями стало развитие животноводства. Малые же формы хозяйствования могли вкладывать кредитные средства в любое направление сельского хозяйства. Проект “Развитие АПК” заслуживает внимания как попытка повлиять на ситуацию в отрасли не через дополнительное бюджетное финансирование, а через институциональные новации. Предлагаются новые правила игры, предоставляющие преимущества инициативным и крепким хозяйственникам: согласен на микрокредит - оставайся владельцем личного подсобного хозяйства (ЛПХ), хочешь кредит побольше - становись фермером, нужны еще средства - формируй кооператив, имеешь виды на многомиллионные кредиты - займись животноводством, хочешь жилье - заинтересуй работодателей и т.д. То есть выставлялись продуктовые и организационно-правовые приоритеты, в соответствии с которыми можно было получить дополнительный ресурс развития2. Приоритетный национальный проект “Развитие АПК” состоит из трех разделов. Первые два это ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе - полностью входят в сферу ответственности Минсельхоза РФ. Третий раздел - обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве, - будет реализовываться в рамках федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года”. Национальный проект предусматривает положительные изменения в системе государственной поддержки агропромышленного комплекса России. На период действия ПНП “Развитие АПК” (2006-2007 гг.) на эти направления первоначально было выделено около 35 млрд. руб. Впоследствии цифры корректировались в силу включения в нацпроект на 2007 г. пяти дополнительных мероприятий (еще около 4,8 млрд. руб.). Национальный проект “Развитие АПК” еще не завершен. Но предварительные итоги подвести уже можно. Следует заметить, что по техническим причинам проект начал реализовываться лишь с весны 2006 г. Организационно-экономический механизм реализации ПНП “Развитие АПК” можно представить в виде следующей структурно-функциональной модели (приложение 1). Схема получения ЛПХ и КФХ кредитов и субсидий представлена в приложении 2.
С целью формирования эффективной модели управления агробизнесом необходимо со стороны государства содействовать горизонтальной и вертикальной интеграции, что согласуется с положительным опытом развитых западных стран. Речь идет о создании благоприятных условий для развития сельскохозяйственных кооперативов. Их необходимо по условиям налогообложения приравнять к сельхозтоваропроизводителям (т.е. кооперативы, где 70 % доходов сформировано за счет реализации сельхозпродукции, произведенной их членами). В настоящее время это главное препятствие для массового открытия кооперативов. Ключевой фактор роста производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания формирование эффективного рынка сельхозземель и улучшение состояния пахотных угодий. С целью развития земельно-ипотечного кредитования требуется: внести изменения и дополнения в федеральные законы “Об ипотеке (залог недвижимости)”, “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, “Об ипотечных ценных бумагах” и “О банках и банковской деятельности”; принять решение по упрощению процедуры формирования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и снижению платы за проведение землеустроительных работ при постановке на кадастровый учет. Также необходимо формирование федерального и региональных фондов кредитных гарантий для
сельскохозяйственных
2.2 Финансовые
ресурсы, необходимые для
Объем финансового обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 1509745406,93 тыс. рублей (в текущих ценах), из них Министерству сельского хозяйства Российской Федерации выделяется 1423857912,33 тыс. рублей, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору - 85887494,6 тыс. рублей. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 777567275,13 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета на 2013 и 2014 годы определен на основе Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", на 2015 - 2020 годы - в соответствии с положениями Доктрины (с использованием среднего уровня инфляции, определенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а также на основании Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
При определении объемов
финансирования подпрограмм учитывались
также условия и тенденции
развития растениеводства и
- объем производства;
- себестоимость продукции и ее структура;
- цена реализации;
- уровень рентабельности;
- необходимость синхронизации мер стимулирования производства продукции с развитием ее переработки и реализации (агропродовольственная цепочка по основным продуктам).
Объемы бюджетных ассигнований
на реализацию федеральной целевой
программы "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы и на период до
2020 года" (проект) рассчитаны в соответствии
с Концепцией устойчивого развития сельских
территорий Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
30 ноября 2010 г. № 2136-р,
а ресурсное обеспечение федеральной
целевой программы "Развитие мелиорации
земель сельскохозяйственного назначения
России на 2014 - 2020 годы" (проект) (далее
- программа мелиорации) будет определяться
на основе региональных программ развития
мелиорации земель сельскохозяйственного
назначения региона на период до 2020 года
и соглашений (договоров) между Министерством
сельского хозяйства Российской Федерации
и уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
на реализацию указанной федеральной
целевой программы. В таких соглашениях
(договорах) необходимо предусматривать:
обязательства сторон по финансированию
мероприятий программы
фиксированные целевые показатели, которые будут достигнуты в результате реализации мероприятий проектов выше указанных программ;
последствия неисполнения своих гарантий по инвестициям мероприятий программы мелиорации.
Объем финансирования мероприятий
по направлению "капитальные вложения"
(строительство и
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении № 4.
2.3 Объем бюджетных
ассигнований Государственной
Объем бюджетных ассигнований
на реализацию Государственной программы
за счет средств федерального бюджета
составляет 1509745406,93 тыс. рублей
(в текущих ценах) (Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации - 1423857912,33 тыс. рублей,
Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору - 85887494,6 тыс. рублей),
в том числе на реализацию:
- подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" - 466557604,49 тыс. рублей;
- подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" - 499373485,24 тыс. рублей (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - 489273652,96 тыс. рублей, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - 10099832,28 тыс. рублей);
- подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" - 65389532,9 тыс. рублей;
-подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" - 83667009,9 тыс. рублей; подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" - 23696025,94 тыс. рублей;
-подпрограммы "Обеспечение реализации Государственной программы" - 202454766,29 тыс. рублей (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - 126667103,97 тыс. рублей, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - 75787662,32 тыс. рублей);