Национальный фонд РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:44, реферат

Краткое описание

Цель работы - исследовать Национальный фонд как важнейший институт финансовой науки, доработать понятийный аппарат, показать его место в финансовой системе РК.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованных источников.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты формирования и развития внебюджетных фондов и место Нацонального фонда в финансовой системе РК
2. Анализ действующей практики формирования и использования средств Нацфонда Республики Казахстан
3. Перспективы развития Национального фонда Республики Казахстан
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Национальный фонд РК - 2011-20.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

     Активы  Фонда инвестируются исключительно  в зарубежные финансовые инструменты, номинированные в иностранных валютах. Стабилизационный портфель инвестируется  в высоколиквидные надежные активы денежного рынка стран с высоким кредитным рейтингом. Сберегательный портфель в целях диверсификации и получения относительно более высокой доходности в долгосрочной перспективе инвестируется как в долговые, так и в долевые финансовые инструменты, обращающиеся в развитых странах мира.  В настоящее время проводится работа по обеспечению перехода, начиная 1 июля 2006 года, к новому методу формирования накоплений Фонда, предусмотренному Концепцией формирования и использования средств Фонда на среднесрочную перспективу, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 16415.

     В настоящее время Нацбанком разрабатывается  Инвестиционная стратегия, устанавливающая  порядок осуществления инвестиционных операций Нацфонда.  Средства Нацфонда предполагается расходовать в виде целевых трансфертов в республиканские и местные бюджеты в пределах объемов, утвержденных в соответствующих бюджетах, и на цели, установленные Президентом Республики Казахстан, а также на покрытие расходов, связанных с управлением Нацфондом, включая комиссионные вознаграждения Нацбанку, внешним управляющим, оплату услуг кастодианов, другие расходы которые могут возникнуть при доверительном управлении Нацфондам, включая, при необходимости, оплату услуг юридического советника, потери, которые могут возникнуть при досрочном расторжении соглашений по управлению с внешними управляющими и проведением ежегодного внешнего аудита. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.05.2001 г. № 631 утверждены Правила составления отчетности и осуществления бухгалтерского учета формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.

     Законом предусматривается перечисление официальных  трансфертов из республиканского и  местных бюджетов в НФ, а также  поступление в соответствующий бюджет целевых трансфертов из НФ и их использование на цели, определяемые Президентом страны. При этом объемы целевых трансфертов и соответствующие бюджетные программы утверждаются в республиканском и местных бюджетах. Управлять НФ, согласно закону, предписывается Национальному банку на основе договора доверительного управления, заключаемого с Правительством.

     Первым  взносом в Национального фонд стали 660 миллионов долларов, заплаченных  республике американской компанией "Шеврон" за 5 процентов казахстанской доли в нефтедобывающем СП "Тенгизшевройл". Все остальные поступления пришли в фонд в результате отвлечения из бюджета "сверхдоходов".

     В свою очередь, через деятельность НФ Правительство предусматривает  введение "стабилизационного механизма", предполагающего обратное движение средств из фонда в бюджет в случае, когда цена на нефть окажется ниже консервативной. Финансирование бюджета при падении мировых цен на нефть будет проходить по итогам квартального исполнения бюджета, причем без необходимости согласования вопроса в Парламенте.

     Международный валютный фонд, при содействии которого происходили все события в  Казахстане, помог разработать конкретные положения НФ. Условия, которые выдвинул в своем письме начальник Восточного отдела второго европейского управления МВФ Эммануэль ван дер Менсбрюгге, сводились к тому, чтобы структура НФ должна "обеспечивать его прозрачность и простоту, а также государственный контроль за отчисляемыми в него ресурсами". МВФ рекомендовал также, чтобы создание фонда было утверждено Парламентом Казахстана. Кроме того, МВФ считал необходимым определить руководящие принципы инвестирования средств фонда, способные, в частности, обеспечить вложение средств в высоколиквидные активы, не связанные с крупным инвестиционным риском. НФ не должен привлекать ссудные средства, и необходимо установить четкий запрет на использование ресурсов фонда в качестве залогового обеспечения или в любых иных внебюджетных операциях, говорилось в письме. К выполнению функции оперативного распорядителя НФ необходимо привлечь Национальный банк Казахстана, которому следует нанять независимых внешних менеджеров для управления инвестициями фонда, указывается в документе.

     Анализ  мирового опыта показывает, что не существует каких-либо установленных  пределов для накоплений и многие страны продолжают политику накопления, несмотря на достигнутые объемы сбережений. Так, в разное время в Норвегии уровень активов Фонда превышал половину ВВП страны, а на Аляске составлял весь ВВП штата, в Кувейте –  три с половиной ВВП, Омане – пятую часть ВВП. В Казахстане за 3 года в Национальном фонде накоплено порядка 12 % ВВП.

     Так как в Национальном фонде аккумулируются дополнительные поступления, вызванные  высокой конъюнктурой цен, максимальный размер Национального фонда не может  быть ограничен. Более того, для выполнения сберегательной функции Национального фонда устанавливается неснижаемый остаток.

     Формирование  Национального фонда также должно осуществляться за счет источников поступлений, характеризующихся разовыми (приватизация государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения) либо непостоянными по объему поступлениями (поступления от нефтяного сектора), размеры которых могут колебаться в значительных пределах, оказывая этим существенное влияние на бюджетную политику Казахстана.

     Таким образом, основными источниками  формирования Национального фонда  являются:

  1. прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата;
  2. поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
  3. поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  4. иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
 

       
 

     Рисунок 1 - Основные источники формирования Национального фонда

     *Источник: сайт Министерства Финансов РК 

     Модель  формирования накоплений Национального фонда должна обеспечивать оптимальный баланс распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом. Также важно поддерживать расходы на текущие бюджетные программы на стабильном уровне вне зависимости от объемов поступлений нефтяного сектора, чтобы обеспечивать социальные обязательства государства при неблагоприятной мировой конъюнктуре цен. При этом на макроэкономическом уровне должна более эффективно осуществляться стабилизационная функция Национального фонда для сдерживания роста внутренних цен и поддержания курса тенге.

     В целях эффективной реализации поставленных задач Национального фонда разработан метод сбалансированного бюджета  с учетом положительного мирового опыта6.

     В целях недопущения «истощения»  Национального фонда размер гарантированного трансферта не должен превышать одну третью часть активов Национального фонда. В случае, если размер гарантированного трансферта превысил данный предел, то максимальная сумма, изымаемая из Национального фонда, будет составлять эквивалент одной трети активов Национального фонда на начало соответствующего года, а остальные две трети будут сберегаться как фонд будущих поколений, что соответствует одной из главных целей Национального фонда.

     Метод сбалансированного бюджета можно представить в следующем виде:       

                                     E=Gno+Go+D, где                                      (1) 

      

     Е - расходы республиканского бюджета;

     Gno - доходы ненефтяного сектора;     

     Go- гарантированный трансферт из Фонда, который рассчитывается исходя из среднего объема расходов на бюджетные программы развития за определенный период;     

     D - чистое правительственное заимствование  (разница между привлекаемыми  и погашаемыми займами), предел  среднегодового значения которого  за пятилетний период устанавливается  на уровне 1 % от ВВП на соответствующий год. При этом размер D не должен превышать среднегодовой прирост Национального фонда за пятилетний период, исчисляемый как общие поступления в Национальный фонд за минусом размера гарантированного трансферта.     

     Гарантированный трансферт из Фонда (Go) определяется как постоянная сумма плюс часть суммы от активов Национального фонда за предыдущий период по следующей формуле:       

                           Go=A + b x NFRKt-1 х е, где                                (2) 

     Go- гарантированный трансферт из Фонда (определяется в тенге); 

     А - постоянная сумма (утверждается законом  и устанавливается в тенге);     

     b - коэффициент, соответствующий среднему  уровню инвестиционного дохода  за определенный период (утверждается  законодательным актом);

     NFRKt-1 - активы Национального фонда на начало финансового года (в базовой валюте Фонда);     

     е - курс тенге по отношению к базовой  валюте Фонда.

     В случае, если размер изъятий из Национального  фонда будет меньше размера гарантированного трансферта, при планировании бюджета на соответствующий год предусматривается сокращение расходов на бюджетные программы развития. При этом, если предусматриваемое сокращение расходов на бюджетные программы развития будет недостаточным, расходы будут покрываться в рамках финансирования дефицита бюджета за счет правительственного заимствования в пределах устанавливаемых ограничений и, возможно, уменьшения расходов на текущие бюджетные программы.                                                                                                                                                                                                                                  

     

 
 

     Рисунок 2  - Основные показатели Национального фонда на среднесрочный период (2009-2011 гг.)

     *Источник: сайт Министерства Финансов РК 

     В целях недопущения «проедания»  активов (когда с одной стороны  осуществляется накопление в Национальном фонде, а  с другой происходит чрезмерное правительственное заимствование) уровень финансирования дефицита бюджета за счет правительственного заимствования будет ограничен в размере не более 1 % от ВВП в среднегодовом значении за пятилетний  период, поскольку согласно исследованиям международных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный Банк и другие) средняя продолжительность нефтяного кризиса составляет примерно 4-5 лет. Это означает, что в период неблагоприятной экономической конъюнктуры, негативно влияющей на уровень поступлений в бюджет, показатель дефицита бюджета  может быть пересмотрен в сторону увеличения в рамках  среднего значения за пятилетний период7.

     Кроме того, дефицит бюджета не должен превышать за пятилетний период среднегодовой  прирост Национального фонда, исчисляемый  как общие поступления в Национальный фонд за минусом размера гарантированного  трансферта.

     Помимо  вышеизложенного, правительственное  заимствование будет использоваться также с целью поддержания  достаточного объема государственных  ценных бумаг в обращении для  установления соответствующего ориентира  на фондовом рынке. В целях реального сбережения в пятилетней перспективе политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70%-ного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.  

     Использование нефтяных поступлений в пределах гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику, так как будет виден «чистый» бюджетный эффект от либерализации  налогового режима, который, как правило, искажен за счет сверхдоходов от предприятий нефтяного сектора.

     Так как размер гарантированного трансферта ограничен формулой и финансирует  только расходы на бюджетные программы  развития, с учетом ограничения размера  дефицита бюджета увеличение расходов на текущие бюджетные программы республиканского бюджета  невозможно без адекватного роста поступлений от ненефтяной части экономики, что означает необходимость стимулирования развития ненефтяного сектора экономики. 

Информация о работе Национальный фонд РК