Мировой финансовый кризис 2008года

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ мирового финансового кризиса 2008 года. Объектом исследования в курсовой работе является сам экономический кризис, как макроэкономическое явление, а предметом - динамика основных макроэкономических показателей России.

Оглавление

Введение
Глава I. Теория экономических кризисов
1.1 Понятие и фазы экономического цикла
1.2 Понятие, причины возникновения и виды экономических кризисов
1.3 Антикризисная (антициклическая) политика
Глава II. Мировой финансовый кризис 2008 года
2.1. Истоки, причины и особенности кризиса
2.2. Финансовый кризис в России
2.3. Антикризисные меры правительства России: основные задачи
2.4. Положительные и отрицательные последствия кризиса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Мировой фин.кризис2008года.docx

— 55.17 Кб (Скачать)

Таким образом, в весьма сжатые сроки (практически с ноября 2008 г.) был заявлен широкий набор  антикризисных мер по поддержке  реального сектора экономики, реализация которых потребовала не только разработки и принятия множества нормативных  правовых актов, но и формирования новых  механизмов «ручного управления» по ряду инструментов. Многие меры реализовывались  в условиях жестких временных  ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов.

В результате резко  возросла нагрузка на административную систему, что в некоторых случаях  привело к «рассинхронизации» практической реализации мер. Так, можно отметить существенную задержку с размещением госзаказа (и, как следствие, вынужденное расширение набора мер по привлечению финансирования для крупнейших, системообразующих компаний, предприятий оборонно-промышленного комплекса - ОПК). Но самое главное - возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер. Возможно, по указанной причине усилилось стремление принимать дополнительные меры. Все это привело к своеобразным догоняющим друг друга «волнам» формирования мер по отдельным отраслям (секторам), направлениям экономической политики и определило множественность и разнородность итогового набора антикризисных мер к марту 2009 г. В то же время проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.

В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной  политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные  меры направлены на решение следующих  задач:

· расширение доступа  предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми  институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий  для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций  и их выкупа уполномоченными организациями);

· снижение нагрузки на бизнес (налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки; ограничение роста тарифов  на услуги и продукцию субъектов  естественных монополий);

· смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий  по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);

· стимулирование внутреннего  спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);

· поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

Ряд мер сложно отнести  только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные  меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться  в контексте стимулирования внутреннего  спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.

В целом общий объем  дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных  мер в отношении реального  сектора экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1 - 2,5 трлн. руб. На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора  к финансовым ресурсам (1,1 - 1,2 трлн. руб.), на втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500 - 700 млрд. руб.), на третьем - меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250 - 300 млрд. руб., далее - стимулирование внутреннего спроса (180 - 240 млрд. руб.) и на последнем месте - меры по поддержке МСП (60 - 90 млрд. руб.) (см. рис. 11).

Рисунок 11. Приоритетные направления мер антикризисной  политики

Однако, в «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды. Крайне мало мер, связанных  со стимулированием инновационной  активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов  естественных монополий и крупных  госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон. К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях усиливается их роль как агентов правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания).

В настоящее время  Правительство РФ выдвинуло следующие  программы, которые помогут в  борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:

1. Курсовая политика;

2. Поддержка банковской  системы;

3. Поддержка финансового  рынка и защита российских  предприятий от недружественных  поглощений;

4. Налоговая и бюджетная  политика;

5. Тарифная политика;

6. Содействие занятости  населения;

7. Жилищное строительство  и содействие гражданам на  рынке жилья;

8. Поддержка деловой  активности в реальном секторе  экономики;

9. Нефтяная промышленность;

10. Автомобилестроение;

11. Сельхозмашиностроение;

12. Оборонно-промышленный  комплекс;

13. Малый и средний  бизнес;

14. Авиационные перевозки;

15. Розничная торговля;

16. Аграрно-промышленный  комплекс;

17. Инфраструктурные  проекты;

18. Организационное  сопровождение реализации антикризисных  мер.

Сейчас для повышения  устойчивости российской экономики  проводится мониторинг состояния рынка  труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики. Утвержден  план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и  отдельных отраслях экономики. И  предусматривается принятие ряда законодательных  актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры. [Мировой  финансовый…2009]

2.4 Положительные и  отрицательные последствия кризиса

Последствия кризиса  можно разделить на две большие  группы:

Первая группа - это  текущие последствия. Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние  экономики и общества в краткосрочной  перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических  показателей.

Вторая группа последствий - это те изменения, которые ожидают  нас в долгосрочной перспективе. От того, в какой мере кризис отразится  на мировой экономике, как изменит  ее содержание, будет зависеть все  ее будущее.

Последствия финансового  кризиса видны во всех сферах жизни  и областях бизнеса.

Девальвация рубля: Одним  из самых неприятных сюрпризов помимо упадка фондового рынка стало  падение курса рубля по отношению  к евро и доллару. Это привело  к общему снижению доходов населения  при росте цен на услуги и товары.

Промышленность и  занятость населения: Влияние финансового  кризиса в России на себе ощутили  практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупнейшие из компаний старались сэкономить за счет сворачивания инвестиционных программ и сокращений расходной части  своего бюджета. Все это привело  к таким последствиям, как массовые увольнения и сокращение рабочих  мест.

Экономический кризис, затронувший все сферы жизни  в России, серьезно отразился и  на банковском секторе нашей страны.

Банковская система  и сбережения граждан: Банки закрывают  целые программы кредитования. Происходит ужесточение требований банков к  потенциальным заемщикам, повышение  ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и  потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов). Государство сегодня всеми силами поддерживает сферу банковских услуг, понимая ее большую значимость для страны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удалось избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных и значимых кредитных организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодня является сохранность их сбережений.

Земля и недвижимость: Серьезный удар пришлось выдержать  российской ипотеке. Динамика развития ипотечного рынка страны замедлилась. Стоит ожидать перераспределения  сил на рынке, поскольку продолжат  работать на нем только лидеры.

Однако рассматривать  кризис только с отрицательной стороны  было бы не совсем верно. К его положительным  последствиям можно отнести падение  цен на невидимость и землю, которые  раньше были явно искусственно завышены. Кроме того, промышленный рынок пережил  так называемый «естественный отбор», который оставил на плаву наиболее дееспособные предприятия. То же самое  произошло и во многих других областях.

На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные  же компании уходят с рынка. Но в  борьбе предприятий за выживание, в  условиях жесткой конкуренции может  также произойти и снижение цен  на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным  моментом. Пример тому - бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки  к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.

Во многом последствия  кризиса оказались не настолько  губительными, как это ожидалось  и даже в какой-то степени способствовали оздоровлению мировой экономики. Тем  не менее, это еще не конец, и до полного восстановления жизнеспособности мировой финансовой системы еще  далеко.

Глобальный характер кризиса не означает, однако, что  его последствия будут одинаковы  для всех стран и всех секторов экономики. Как и в случае с  причинами возникновения кризиса, его последствия сильно различаются  в зависимости от уровня промышленного  развития государств и антикризисных  мер, которые предпринимаются властями. Это хорошо видно на примерах текущих  последствий - темпы падения ВВП  в разных странах за сравнимые  периоды отличаются весьма существенно, естественно предположить, что долгосрочные последствия у них также вряд ли будут одинаковыми. [Мировой финансовый…2009]

кризис экономика  россия мировой

Заключение

В курсовой работе был  проведен подробный анализ мирового финансового кризиса 2008 года. В ходе ее написания была рассмотрена общая теория экономических кризисов, выяснены особенности и последствия финансового кризиса 2008 года, выявлены направления антикризисных мер и произведена оценка их эффектавности, была проанализирована динамика основных макроэкономических показателей, путем проведения сравнения данных за предыдущий и расмматриваемый периоды, и намечены перспективы развития экономики России и меры устранения последствий кризиса. Поставленная цель была достигнута. 

Исходя из анализа  проделанной работы, можно сделать  следующий вывод: в России начало 2010 года можно считать завершением  финансового кризиса, взявшего начало в 2008 году. От него остались только последствия, которые нанесли огромный сокрушительный урон экономике нашей страны и  не только, сильно пострадало и население  этих стран, оставшись без работы и без средств к существованию.

Причины российского  финансового кризиса 2008-2009 годов  лежат далеко за пределами страны. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал  ряд других процессов, последствия  которых постепенно накапливались  и просто не могли не привести к  тому, что имеется сейчас.

Именно тот набор  признаков, что первой половине 2008-го года предвещал нехорошее развитие ситуации в мировой экономике, сейчас определенно указывает на то, что  произошел перелом. Лавинообразное падение рынков и экономики не только в целом остановилось, но и после двух-трех месяцев неопределенности сменяется на движение в обратную сторону.

На ликвидацию последствий, которые нанес кризис, уйдет еще  немало времени. Не все отрасли экономики  в мире и в России будут восстанавливаться  одинаково, некоторые уже и вовсе  не достигнут высот и скоростей  развития, которые наблюдались до кризиса. Но мировая экономика в  целом будет восстановлена. Кризис заложил предпосылки для структурной  перестройки мировой экономики  и неоднородная скорость восстановления различных индустрий приведет в  конечном итоге к тому, что после-кризисная экономика, будет иметь другую "силовую структуру", нежели та, что была в начале 2008-го.

Информация о работе Мировой финансовый кризис 2008года