Методологические и исторические вопросы анализов функций и сущности финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение сущности и функций финансов необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности.
Объектом исследования выступают финансы. Прим этом предметом будет являться сущность финансов , история развития финансовых отношений, функции финансов, генезис финансов в России.
Проблема данного исследования в большой мере имеет исторический характер, но вместе с тем является весьма актуальной в современных условиях. Глубокие знания природы финансовых отношений позволит активнее и эффективнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйственных отношений, научно подойти к обоснованию мер по совершенствованию системы финансовых взаимосвязей в стране.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Возникновение финансов………………………………………………..…5
1.1. Понятие «финансы», их сущ-ность……………………………...….5
1.2. Основные функции финан-сов………………………………..…….8
1.3. Финансы - как историческая катего-рия…………………..………12
2. Генезис финансов в Рос-сии……………………………………………….16
2.1. Сущность финансовой системы РФ……………………….….….16
2.2. Бюджетная Система РФ……………………………...…….….…..19
2.3. Финансовая политика РФ……………………………...………….25
3. Основные финансовые проблемы современной Российской экономики
и пути их реше-ния…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТФУ....doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Структура бюджетной системы в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты) представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют часть целого, пока существует целостность государства.

Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов все уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом. Консолидированный бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее покрытие расходов бюджета;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением бюджетной системой и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную и налоговую, политику государства. Единство бюджетной системы является непременным условием осуществления общегосударственной финансовой политики. Реализуется это единство через взаимодействие бюджетов всех уровней посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это осуществляется посредством установления нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, а также предоставления финансовой помощи в различных формах (дотаций, субсидий) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов - один из важнейших. Исходным условием обеспечения этого принципа является разграничение бюджетных полномочий между органами власти разных уровней. Самостоятельность бюджетов предполагает прежде всего право законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение). Самостоятельность каждого бюджета может быть обеспечена только при условии, что соответствующий орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, при этом несет полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств. Этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти каждого уровня, при котором на любом «этаже» управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность поступления денежных средств в бюджет.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета - каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа или между исполнительным и законодательным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Реальность бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны. Отсутствие реального подхода к определению бюджетных параметров создает опасную иллюзию неограниченных бюджетных полномочий правительства, а по существу загоняет его в ловушку прогрессирующего роста государственного долга.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

2.3. Современная финансовая политика в России

Финансовая политика России является составной частью ее экономической политики и должна быть направлена на обеспечение экономического роста и социального развития, безопасности национальной финансовой системы России и ее институтов.

Финансовая политика России представляет собой совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях или основанную на законодательстве целенаправленную деятельность государства в области мобилизации финансовых ресурсов, их распределения с целью выполнения государством своих функций.

Новая финансовая стратегия разработана с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования рынка товаров, капитала, рабочей силы.

Разработка финансовой политики на современном этапе осуществлялась в условиях острой необходимости неотложных мер по финансовому оздоровлению, стабилизации денежного обращения. При этом приоритетны направления финансовой политики для интеграции России в мировое сообщество.

К федеральным органам исполнительной власти, определяющим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся: Правительство РФ, обеспечивающее проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; Министерство финансов РФ, одной из основных задач которого является разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; Министерство экономического развития и торговли РФ,  принимающее участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ; Министерство РФ по налогам и сборам, вырабатывающее и осуществляющее налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме; Государственный таможенный комитет РФ, который участвует в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики.

Финансовая политика включает: бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Основные задачи бюджетной политики:

· поддержание финансовой стабильности в стране;

· обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

· создание условий для социально-экономического развития.

Основными стратегическими целями бюджетной политики являются:

· существенное снижение расходов бюджета на выполнение государством своих функций;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы;

· обеспечение сбалансированности федерального бюджета;

· урегулирование кредиторской задолженности государства;

· значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

· обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд и т.д.

Налоговая политика - это важнейшая часть финансовой политики курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Взаимозависимые цели налоговой политики:

  • обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  • содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
  • обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц[24].

Основные задачи налоговой политики:

· значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

· упрощение налоговой системы;

· минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

· уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

· создание условий для легализации прибылей предприятий;

· сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время, предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования.

Информация о работе Методологические и исторические вопросы анализов функций и сущности финансов