Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение сущности и функций финансов необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности.
Объектом исследования выступают финансы. Прим этом предметом будет являться сущность финансов , история развития финансовых отношений, функции финансов, генезис финансов в России.
Проблема данного исследования в большой мере имеет исторический характер, но вместе с тем является весьма актуальной в современных условиях. Глубокие знания природы финансовых отношений позволит активнее и эффективнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйственных отношений, научно подойти к обоснованию мер по совершенствованию системы финансовых взаимосвязей в стране.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Возникновение финансов………………………………………………..…5
1.1. Понятие «финансы», их сущ-ность……………………………...….5
1.2. Основные функции финан-сов………………………………..…….8
1.3. Финансы - как историческая катего-рия…………………..………12
2. Генезис финансов в Рос-сии……………………………………………….16
2.1. Сущность финансовой системы РФ……………………….….….16
2.2. Бюджетная Система РФ……………………………...…….….…..19
2.3. Финансовая политика РФ……………………………...………….25
3. Основные финансовые проблемы современной Российской экономики
и пути их реше-ния…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...37
Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
1.3. Финансы как историческая категория
Финансы - это историческая категория, которая прошла длительный путь развития, исчисляемый тысячелетиями. Финансы возникли на основе общественного разделения труда, товарного производства и товарного обмена. Это важнейшая историческая предпосылка появления как кредитных, так и финансовых отношений. Однако кредитор, заемщик, ссудный фонд стихийно выделяются в процессе производства, распределения, обмена и потребления, создавая различные формы и принципы организации кредитных отношений.
Финансы как система денежных отношений стихийно не выделяются из сферы производства, распределения, обмена и потребления. Для их появления необходима вторая историческая предпосылка - государство. Государство как система органов публичной власти, управляющая основными сферами жизни общества, опираясь на законодательство, формирует и использует государственные фонды (сначала натуральные, затем денежные) в целях финансирования общественных потребностей[30]. Такими потребностями являются - обеспечение обороноспособности страны, охраны внутреннего правопорядка, регулирование экономики, лечение и содержание нетрудоспособных, образование юношества и т.д. К примеру, еще в Древнем Риме существовала наемная армия, и жалование солдатам начислялось три раза в год. Государственные чиновники выполняли сначала свои функции безвозмездно, поэтому расходы на управление страной были минимальными. Со временем чиновники стали получать государственное жалование. Главную статью расходов древнеримского государства составляло строительство общественных зданий и сооружений. Так, до сих пор в Риме работает водопровод, построенный его рабами. Для создания централизованных фондов государство взимает налоги и делает займы как внутренние, так и внешние., Первые налоги взимались с самых обычных объектов обложения - земли, жилища. Они назывались реальными налогами. В Древнем Риме во времена императора Калигулы взимался подоходный налог, он составлял 1/8 часть дохода, что по тем временам считалось сущим грабительством. Кроме прямых налогов, вводились косвенные, т.е. налоги на товары и услуги. Первыми объектами косвенного обложения стала табачная и алкогольная продукция, популярная у разных слоев населения.
Нельзя не заметить, что изменение типа общественно-экономической системы меняет и сущность государственных финансов. Так, основными статьями расходов федерального монархического государства становятся военные расходы, расходы на погашение государственного долга, а также на содержание королевского двора и роскошь, его окружающую. При этом глава государства считал государственную казну своей собственностью. В XVII в. Людовик XIV -король Франции сказал: "Государство - это я", и этот принцип управления финансами был типичен для феодального государства, т.е. глава государства отождествлял государственную казну со своим кошельком. Налогообложению подвергались всевозможные объекты. К примеру, в течение 20 лет существования республики Оливера Кромвеля в Великобритании было введено 200 видов акцизов, облагалась даже соломенная труха и коробки для масла.
Молодая европейская буржуазия стремилась установить контроль над государственными финансами. Так, в конце XVII века в Великобритании в результате буржуазной революции ежегодная роспись доходов и расходов государства - государственный бюджет становится гласным, его публикуют в газетах, его обсуждает и утверждает парламент. Расходы на содержание королевского двора отделяются от государственных и производятся по особой смете, называемой цивильным листом.
В период капитализма государство осуществляет прямое субсидирование и кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли. Так, в России за счет государственной казны строились промышленные предприятия и передавались за бесценок богатым купцам. Русские заводчики получали от государства земли, крепостных крестьян, право беспошлинной торговли. Для финансов капитализма в Х1Х веке характерен низкий уровень расходов на социальные цели - на образование, здравоохранение, на пенсии и пособия.
Государственный бюджет России перед Октябрьской революцией 1917 года называли "пьяным" бюджетом, так как он в основном формировался за счет акцизов на водку. Бюджет был дефицитным и балансировался с помощью внутренних и внешних займов. После отмены крепостного права Ф.Энгельс писал по этому поводу: "В России дворянство живет долгами, а теперь живет ими и крестьянство, но, прежде всего, существует за счет долгов само государство". Тяжелая зависимость России от внешних кредиторов обусловила финансовый кризис в стране и ускорила проведение революций в начале ХХ века.
Для финансов социализма была характерна высокая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства. Государственный сектор экономики вносил платежи в бюджет, которые не являлись по сути налоговыми, ибо речь шла лишь о перераспределении государственной собственности, а самого себя налогом обложить невозможно. С другой стороны, государство активно финансировало индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, проведение "культурной революции", Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление экономики, государственные предприятия не были с финансовой точки зрения самостоятельными, с одной стороны, они перечисляли в бюджет практически все свои доходы, а, с другой, - получали государственные заказы, инвестиции и другие формы государственного финансирования.
С начала 90-х годов ХХ века в России заново происходит создание рыночной системы хозяйства, и финансы получили новый путь развития, весьма отличный от предыдущих этапов[40].
2. Генезис финансов в РФ
2.1. Особенности финансовой системы в России
Определение понятия «финансовая система» по-разному трактуется различными авторами: известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительствам [18]. По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств [14]. Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства [27].
С учетом изложенного можно рассматривать финансовую систему Российской Федерации как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам [35].
Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему можно разделить на сферы централизованных (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов выделяются финансы организаций (коммерческих, некоммерческих, финансовых посредников) и финансы домохозяйств.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Централизованные финансы представлены бюджетной системой (федеральный, муниципальные бюджеты, бюджеты субъектов РФ), а также государственным и муниципальным кредитом[3].
В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы [3]: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как: финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих организаций; финансы финансовых посредников. В сфере государственных финансов: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование; имущественное и личное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков.
Среди ответвлений финансовой системы огромное значение имеют финансы предприятий, учреждений и организаций, ведь именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Ключевое место среди децентрализованных финансов занимают финансы коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком использования, владением имуществом и т.п.
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами.
Еще одним важным звеном являются местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения. Они управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Государственный кредит в интерпретации некоторых авторов выступает как отдельное звено финансовой системы, другие же источники относят его к сфере государственных финансов [4]. Носит государственный кредит, как правило, добровольный характер, и характерными признаками для него являются возвратность и платность. В классических же формах финансов движение финансовых потоков происходит в одном направлении. Государственный кредит представляет собой денежные отношения между государством, муниципалитетами с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями с другой, по поводу получения займов, предоставления кредита и гарантии, а также обслуживает функционирование и использование средств бюджета и внебюджетного фондов.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования.
В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
2.1. Бюджетная система РФ
В Бюджетном кодексе РФ (от 31 июля 1998 г.) бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулирует нормы права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ [1].
Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень. Бюджетная система, соответственно, также включает три уровня:
1. Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
2. Бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
3. Бюджеты органов местного
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].
Бюджетная система - это совокупность
бюджетов государства, административно-
Информация о работе Методологические и исторические вопросы анализов функций и сущности финансов