Методика эффективного управления инвестициями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть данную тему в полном объеме, указать какие существуют виды инвестиций, и какую роль они играют для предприятия. Выбранная мною тема является очень важной, т.к. без инвестиций не может существовать ни одно предприятие, отрасль и вся экономика в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………….………………………………….………………..….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы управления инвестициями и
их экономическая сущность………………………………………………9
1.1.Экономическая сущность, содержание и состав инвестиций
и их место в экономической системе……………..…………………………9
1.2 Структура инвестиционного рынка………………………………..…..11
1.3 Инвестиции в человеческий капитал…………………………….….…18
1.4 Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки
сотрудников…………………………………………….………….….……..23
1.5 Субъекты и объекты и инвестиционной деятельности….….……..….25
ГЛАВА 2.Методика эффективного управления инвестициями
на предприятии…………………………………………………………….31
2.1 Эффективное управление инвестициями и их планирование
на предприятии………..………………………………………………….…31
2.2 Проблемы управления инвестициями организации…………………..37
2.3 Методы оценки эффективности реальных инвестиций……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………….……….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Инвестиции организаций.docx

— 82.03 Кб (Скачать)
 

    Рис. 2. Взаимосвязь стратегии предприятия с планом инвестиций

  В современных условиях методика планирования вложений на предприятии должна быть существенно изменена по следующим причинам. Во-первых, в связи с переходом на рыночные отношения. И, во-вторых, предприятия в настоящее время должны планировать не только капитальные вложения, реальные инвестиции, но и финансовые (портфельные) инвестиции. Планирование инвестиций на предприятии - очень важный и сложный процесс. Его сложность заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций. 
 

  Важность  этого процесса для предприятия  заключается в том, что, планируя инвестиции, тем самым закладывается  основа его работы на будущее. Если хорошо спланирован и организован  план инвестиций, предприятие будет  работать хорошо, плохо - в будущем оно может стать банкротом. В общем виде план инвестиций на предприятии должен состоять из двух разделов: плана портфельных инвестиций и плана реальных инвестиций.

  План  портфельных инвестиций - план покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке, а также вложение средств в активы других предприятий.

  План  реальных инвестиций - план инвестиций на производственное и непроизводственное развитие предприятия, хотя на практике план инвестиций может состоять из какого-либо одного раздела.

  Известны  следующие правила, которыми следует  руководствоваться при планировании инвестиций:

  Правило 1. План инвестиций на предприятии должен вытекать из долгосрочной стратегии его развития.

  Правило 2. Инвестировать средства в производство, в ценные бумаги имеет смысл только в том случае, если предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке.

  Правило 3. Инвестировать средства имеет смысл только в наиболее рентабельные, с учетом фактора времени, проекты.

  Правило 4. Инвестировать средства имеет смысл только в том случае, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции.

  Правило 5. Принимать окончательные решения по инвестированию только в том случае, если обеспечивается наибольшая экономическая выгода с наименьшей степенью риска.

  Большинство из этих правил подтверждает мысль  о насущной необходимости экономического обоснования инвестиций. Для этого сравниваются следующие критерии: процентная ставка банковского кредита, индекс инфляции, ставка дивиденда, индекс доходности, внутренняя норма рентабельности, чистая дисконтированная стоимость и др. Кроме того, необходимо учитывать вероятность наступления события и математическое ожидание.

  Если  на основе анализа пришли к выводу, что наиболее целесообразно вкладывать свободные средства на развитие собственного предприятия, то разрабатываются бизнес-план и план капитального строительства. План капитального строительства состоит из следующих разделов:

  1. Плановое задание по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов.

  2. Объем капитальных вложений и их структура.

  3. Титульные списки строек и объектов.

  4. План проектно-изыскательских работ.

  5. Программа строительно-монтажных работ.

  6.Экономическая эффективность капитальных вложений. Важнейшими показателями плана капитального строительства являются: ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, сметная стоимость, рентабельность проекта, срок строительства и срок окупаемости.

  План  инвестиций должен быть тесно связан с основными разделами плана  экономического и социального развития предприятия.

  Правильное  экономическое обоснование инвестиций и разработка на этой основе оптимального плана инвестиций на предприятии являются необходимым, но недостаточным условием для их рационального использования, так как после этого идет процесс осуществления плана инвестиций, и от того, как он будет реализован на предприятии, будет зависеть эффективность использования инвестиций. 

  Уровень использования реальных инвестиций на предприятии характеризуют количественные (абсолютные) и качественные (относительные) показатели. Количественные показатели - эффекты, достигаемые на предприятии от реализации инвестиций.

  Количественные (абсолютные) показатели или величина экономического эффекта свидетельствуют лишь о том, что имеется определенный положительный экономический результат и не больше, т.е. они не свидетельствуют об экономической эффективности использования инвестиций. Для этого необходимо сравнить результат (эффект) с затратами или ресурсами, которые его обеспечили.

  Если  показатели эффективности работы предприятия  после реализации проекта повысились по сравнению с базисным периодом, то это свидетельствует о том, что вложенные инвестиции положительно повлияли на его производственную и, как следствие, экономическую деятельность.

  При экономическом обосновании инвестиций определяется их срок окупаемости. Целесообразно  определять и реальный срок их окупаемости, а затем сравнить с проектным  инвестированием.

  Реальный  срок окупаемости инвестиций можно  определить по формуле

  Ток =К/DПч +А

  где К - капитальные вложения, которые были необходимы для реализации проекта;

  DПч, - прирост годовой чистой прибыли, полученной в результате реализации проекта;

  А - годовая сумма амортизационных  отчислений от вновь введенных основных фондов в результате реализации проекта.

  Если  реальный срок окупаемости (Ток(р)) меньше проектного (Ток(п)), т. е. Ток(р) < Ток(п), то это свидетельствует о том, что на предприятии были созданы все необходимые условия для реализации проекта и использованы имевшее место резервы для повышения эффективности вложенных инвестиций.

Если  Ток(р) > Ток(п),то это свидетельствует прежде всего о том, что при разработке проекта не были учтены многие факторы, которые негативно повлияли на эффективность проекта, или же были допущены явные просчеты. Но в любом случае следует выяснить, почему реальные результаты не совпали с проектными. Этот анализ необходим прежде всего для того, чтобы впредь не допускать аналогичных ошибок.

  Если  же Ток(р) = Ток(п), что на практике встречается крайне редко, то это свидетельствует прежде всего о высоком профессиональном уровне разработчиков проекта.

  Инвестиции  влияют на финансовые результаты по-разному  в зависимости от того, на какие  цели они направлены.

  Если  инвестиции направлены на приобретение ценных бумаг или в активы других предприятий, то влияние инвестиций на финансовые результаты работы предприятия  будет зависеть от величины получаемых дивидендов. Если же инвестиции направлены только на расширение производства без изменения технологии и повышения технического уровня производства, то степень влияния инвестиций на финансовые результаты в основном зависит от увеличения объема реализации продукции, т. е. через срабатывание операционного рычага.

  Сущность  операционного рычага заключается  в том, что с увеличением объема реализации постоянные затраты остаются неизменными, а переменные изменяются пропорционально изменению объема производства. Эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции. Увеличение объёмов инвестиций приводит к росту доходов в отраслях, производящих капитальные блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода.

  Однако, это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Этот эффект известен под названием принципа акселерации.

  Если  же реальные инвестиции направлены на реконструкцию и техническое  перевооружение производства, то влияние  инвестиций на финансовые результаты будет зависеть от тех целей, на достижение которых направлены реконструкция и техническое перевооружение, но в любом случае оно более существенно, чем в первом.

  Инвестиции, направленные на реконструкцию и  техническое перевооружение производства, могут преследовать достижение следующих  целей:

  • снижение издержек производства и обеспечение  конкурентоспособности продукции без расширения объема производства;

  • снижение издержек производства, обеспечение  конкурентоспособности продукции и расширение объема производства;

  • обеспечение конкурентоспособности  продукции с расширением или без расширения объема производства и др.

  Реконструкция и техническое перевооружение влияют на финансовые результаты, изменяя  издержки производства, в том числе  и переменные, объем реализации, цену, и снижая налоговые платежи.

  Таким образом, при определении влияния  инвестиций, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение производства, на финансовые результаты работы предприятия, в частности на чистую прибыль, необходимо учитывать не только эффект операционного рычага, но и другие факторы. 

    2.2 Проблемы управления инвестициями организации

 

       Наиболее ценным моментом в инвестиционно-инновационных взаимоотношениях различного рода компаний на рынке, в условиях риска и неопределенности последнего, выступает перевод представленных выше теоретических рассуждений на практическую основу. При этом особой значимостью обладает профессиональность руководящего состава, то есть его способность внедрить инвестииционно-инновационные отношения в конкретные действия фирмы на рынке. Кроме того, практический опыт взаимоотношений на рынке с применением такого рода тактического проектирования и планирования деятельности фирмы, помогает в данном случае создать инновационно-инвестиционный механизм, проявив его в конкретной форме для каждой конкретно взятой организации. Причем, такая формализация инновационно-инвестиционного механизма позволила бы как фирме, так и всему рынку в целом, более жестко планировать необходимость собственных действий на рынке, одновременно отслеживая их качество.

        Таким образом, мы подошли  к необходимости создания и последовательной реализации инновационно-инвестиционного механизма, отвечающего новым экономическим и социально-политическим реалиям, а также обеспечиваюшего  крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Одним из существенных элементов данного механизма является организационно-экономический момент.

        Для реализации любого проекта, а тем более совокупности проектов инвестиционной программы, нужны  целевые структуры, которые могли  бы максимально качественно осуществлять тактическое планирование деятельности страховых организаций на инновационно-инвестиционном рынке. Их характер, выбор наиболее подходящих форм зависит от уровня новизны и масштабности проекта. Иногда за его выполнение могут взяться уже существующие организации или выделяемые в их составе целевые структуры.  Но целесообразнее было бы создавать под каждый проект особо специализированную структуру.

  Это может быть малое предприятие, акционерное  общество, совместное предприятие и  т. д.

        Если реализуется  группа взаимосвязанных проектов или  целевая инвестиционная программа, требующая крупных вложений на длительный срок и объединяющая усилия десятков, а то и сотен предприятий, банков, фондов, то возникает необходимость  в формировании координирующих структур более высокого уровня, которые, в  свою очередь, могут включать несколько  объединений по подпрограммам или  блокам проектов. Наиболее подходящими  формами таких координирующих структур, не лишающих самостоятельности  добровольно  объединяющих часть своих функций  и средств первичных звеньев, могут быть финансово-промышленные группы, консорциумы или холдинги.

        Не менее  важно  следующее. Опыт показал, что полагаться на государственные организации  рискованно, они недостаточно адаптированы к рынку. Поэтому эффективнее  ориентироваться на  более инициативные, гибкие и ответственные частные организации, акционерные общества, холдинги (в которых могут  принимать участие и госпредприятия),  независимые компании с участием иностранного партнера,  принимающего на себя основное бремя работ по маркетингу, обеспечению конкурентоспособности реализуемой по проекту продукции, а также услуги по страхованию данной деятельности.

        Эффективность и  жизнеспособность инвестиционного  проекта  во многим зависят от обоснованности цен. Общеизвестно, что в начале жизненного цикла, на стадии освоения новых изделий (особенно реализующих базисные инновации) уровень издержек высок, а надежность изделия, отработанность конструкции обычно еще недостаточны. Риск технологического прорыва используют не только изготовители, но и первые потребители принципиально новых изделий. Если не  компенсировать эти издержки потребителю и попытаться покрывать повышенные затраты производителя с помощью высокой цены, новый товар может быть обречен на отторжение рынком, его не станут покупать. Поэтому наиболее дальновидные фирмы на Западе, работающие с базисными инновациями, продают первые партии изделий по цене ниже издержек, предоставляют разнообразные скидки и гарантии, с тем, чтобы с помощью такой «платы за вхождение на  рынок» сформировать достаточный спрос, расширить производство, снизить издержки и компенсировать дополнительной прибылью первоначальные убытки. Необходимо также своевременно и ощутимо снижать цены на новые изделия, не скупясь на рекламу, чтобы расширять рамки рынка и увеличивать массу прибыли.

Информация о работе Методика эффективного управления инвестициями на предприятии