Методика эффективного управления инвестициями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть данную тему в полном объеме, указать какие существуют виды инвестиций, и какую роль они играют для предприятия. Выбранная мною тема является очень важной, т.к. без инвестиций не может существовать ни одно предприятие, отрасль и вся экономика в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………….………………………………….………………..….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы управления инвестициями и
их экономическая сущность………………………………………………9
1.1.Экономическая сущность, содержание и состав инвестиций
и их место в экономической системе……………..…………………………9
1.2 Структура инвестиционного рынка………………………………..…..11
1.3 Инвестиции в человеческий капитал…………………………….….…18
1.4 Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки
сотрудников…………………………………………….………….….……..23
1.5 Субъекты и объекты и инвестиционной деятельности….….……..….25
ГЛАВА 2.Методика эффективного управления инвестициями
на предприятии…………………………………………………………….31
2.1 Эффективное управление инвестициями и их планирование
на предприятии………..………………………………………………….…31
2.2 Проблемы управления инвестициями организации…………………..37
2.3 Методы оценки эффективности реальных инвестиций……………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………….……….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Инвестиции организаций.docx

— 82.03 Кб (Скачать)

  Наоборот, если отдача ниже, чем приносимые издержки (жертвы), то выгоднее уменьшать вложения ресурсов и сокращать соответствующую  деятельность. Если инвестиционные издержки предприятия (например, процент по займам, предназначенных для инвестиций) больше, чем предельный доход от данного вида вложений, а стоимость  предельного продукта не покрывает  издержек на оплату труда, поэтому предприятию  придется свернуть свои инвестиционные программы и уменьшить численность  занятых.

  Подводя итог, можно сказать, что общая  отдача в виде полезности или прибыли,  к которой стремятся рационально  действующие субъекты хозяйственной  деятельности, - достигает наивысшего значения, когда отдача от вложения последней единицы ресурса в  точности является величине понесенных издержек, необходимых для ее достижения.

  Но  потребители инвестиций тратят деньги не на один инвестиционный товар, а  на множество. Предприятие или отрасль  должны выбирать между различными альтернативными  инвестиционными проектами. При  этом инвестиционные вложения необходимо делать таким образом, чтобы приращения прибыли или полезности от последней  единицы инвестиционного ресурса  было по всем реализуемым проектам и их слагаемым, одинаковым.

  Инвестиции  необходимо осуществлять таким образом, чтобы отдача от последней истраченной  на инвестиции денежной единицы была одинакова по всем инвестиционным программам. Если же инвестиционные расходы распределяются так, что приращение полезности, получаемой от реализации одной инвестиционной программы меньше чем от другой, то ресурсы используются, таким образом, при котором они дают меньше совокупной полезности, чем могли бы дать, следовательно, полезность может быть повышена за счет того, чтобы меньше тратить деньги на проекты, дающие незначительный прирост полезности, и больше на те, которые дают больший прирост полезности или прибыли. Инвестор, желающий максимально использовать вкладываемые средства, должен, следовательно, перераспределять свои ресурсы именно таким образом и будет делать это до тех пор, пока прирост полезности от соответствующих инвестиций не станет одинаковым по всем направлениям. Рецепт достижения потребителями инвестиций максимального эффекта от них заключается в том, что они должны следить, чтобы предельная польза была одинакова по всем инвестиционным проектам и программам.

  Инвестиции  должны осуществляться так, чтобы предельный эффект был одинаковым для всех проектов. Такой подход должен лежать в основе выбора предприятием, отраслью, экономикой в целом между различными вариантами инвестиционных программ. Если все  субъекты, принимающие решения в  народном хозяйстве, будут следовать  этому правилу, то объем производства и совокупная полезность будут максимальными. А игнорирование данного положения приводит к снижению экономического роста, к стагнации производства, к глубокому экономическому спаду, как это имеет место в России в настоящий период. Так как пренебрежение предельной полезностью привело к деформированной структуре инвестиций, которые направлялись не в наиболее прибыльные отрасли экономики, удовлетворяющие в наибольшей степени потребительские запросы населения, а, следовательно, и давшие бы наивысшую полезность и прибыль, а в отрасли и предприятия, выбираемые по совсем другому критерию. Что и привело в России к крайне деформированной структуре экономики.

  Для того чтобы благосостояние в стране стало как можно более высоким, необходимо также, чтобы инвестиционная деятельность происходила как можно  с меньшим трением. Чтобы граждане, предприятия, органы власти могли принимать  правильные и рациональные решения  об инвестициях, они должны иметь  доступ к информации об издержках  и последствиях своего выбора. Затраты  на сбор информации и сам этап подготовки к реализации инвестиционного проекта  – должны быть крайне незначительными. Чем больше издержки, связанные с  подготовкой инвестиционных программ, тем с меньшей эффективностью может происходить сам инвестиционный процесс.

       1.3 Инвестиции в человеческий капитал

 

  В экономической литературе понятие  человеческого капитала рассматривают  в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его  назвали потому, что эта форма  становится частью человека, а капиталом  является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе» (14). В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы  на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

  В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый  вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей  силы. В состав объектов человеческого  капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный  опыт».

  Человеческий  капитал - это важнейшая составная  часть современного производительного  капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.

  Основным  фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал. 
 

Инвестициями  в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения  производительности труда. Таким образом, к  инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание  здоровья, на получение общего и  специального образования; затраты, связанные  с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

  Экономисты  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

  Существует  также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

  Из  всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование  улучшают качество, повышают уровень  и запас знаний человека, тем самым  увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию высококвалифицированных  специалистов, высококвалифицированный  труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

  Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал  во всех странах являются расходы  на обучение на производстве. В любом  обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

  Инвестиции  в образование по содержательному  признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

  Инвестиции  в человеческий капитал имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  • Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  • Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  • По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
    • Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
    • Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
    • По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

  Источником  вложений в человеческий капитал  может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды  и организации, регионы, отдельные  фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

  В настоящее время роль государства  в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к  принудительным, так и к побудительным  мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения. В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

  Инвестируя  в своих сотрудников, фирмы стремятся  активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить  потери рабочего времени и тем  самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию  курсов профессиональной подготовки и  переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных  и оздоровительных центров, детских  дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение  в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

  Инвестиции  в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку  все составляющие человеческого  капитала приобретаются и увеличиваются  посредством инвестиций, которые  семья вкладывает в своего ребенка  даже не с его рождения, а с  принятия решения иметь детей. С  одной стороны дети для родителей  – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего  времени родителей).

  Накопление  интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего  развития и постоянного совершенствования  человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой  их собственного развития, но служат базой  для формирования совокупного человеческого  капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого  капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется  личность.

    1.4 Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников

 

  В настоящее время все большее  количество своих средств фирмы  затрачивают на повышение квалификации своих работников. Расширение роли обучения отражает тот факт, что  «правила» экономической конкуренции изменились. Уже недостаточно просто действовать эффективно. Для выживания и процветания фирм требуется сегодня быстрота и гибкость, удовлетворение потребностей клиентов в отношении качества продукции, ассортимента, таможенных условий, удобства и своевременности. Чтобы отвечать этим стандартам недостаточно быть просто технически подготовленным работником, необходимо иметь способность к анализу и решению проблем, относящихся к трудовой деятельности, к продуктивной работе в коллективе, а также к переключению с одного вида деятельности на другой.

Информация о работе Методика эффективного управления инвестициями на предприятии