Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – показать, что развитие страхового рынка является важнейшей задачей для нашей страны, так как страхование - это вид финансовой деятельности, который может принести значительные доходы в бюджет.
Задачами являются раскрыть значение страхование в экономической системе, функции страхования и формы страхования, проанализировать на основе статистических данных организацию страхования, выявить перспективы развития страхования в Российской Федерации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВАНИЯ…..5
1.1 Сущность страхования………………………………………………………..5
1.2 Функции страхования………………………………………………………...6
1.3 Участники страховых отношений…………………………………………....7
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….9
2.1 Классификация страхования…………………………………………………9
2.2 Проблемы развития страхования в Российской Федерации……………...15
2.2 Анализ развития страхового рынка Приволжского федерального округа (ПФО) в 2010 году……………………………………………………………….17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Стабильно в 2010 г. рос уровень выплат практически по всем видам страхования, за исключением ОСАГО, где уровень выплат за год несколько снизился. Это было связано изменением территориальных коэффициентов в марте 2009 года.
Рис. 3 Динамика страховых премий, выплат и уровня выплат по страхованию имущества в ПФО в 2006-2009гг., тыс. руб.
Как видим, в последние 4 года уровень выплат по страхованию имущества неуклонно рос. И на сегодняшний день практически на 10% превышает среднероссийский показатель (55,8%).
Таблица 3
Уровень выплат по страхованию имущества в регионах ПФО по итогам 2010 года
| Регион | Взносы, | Выплаты, | Уровень выплат |
1 | Нижегородская область | 7 983 485 | 4 407 812 | 55.21 % |
2 | Республика Татарстан | 6 843 216 | 4 504 595 | 65.83 % |
3 | Самарская область | 5 642 410 | 3 834 760 | 67.96 % |
4 | Пермский край | 3 169 501 | 2 398 475 | 75.67 % |
5 | Республика Башкортостан | 2 650 424 | 2 101 551 | 79.29 % |
6 | Саратовская область | 1 927 466 | 1 234 264 | 64.04 % |
7 | Оренбургская область | 1 693 577 | 981 808 | 57.97 % |
8 | Республика Удмуртия | 1 333 246 | 768 517 | 57.64 % |
9 | Ульяновская область | 1 201 492 | 551 971 | 45.94 % |
10 | Республика Чувашия | 1 079 835 | 734 327 | 68.00 % |
11 | Кировская область | 883 497 | 451 501 | 51.10 % |
12 | Пензенская область | 789 456 | 387 576 | 49.09 % |
13 | Республика Мордовия | 715 955 | 278 860 | 38.95 % |
14 | Республика Марий Эл | 368 675 | 186 464 | 50.58 % |
| Всего по ПФО | 32 362 690 | 21 146 403 | 65.34 % |
| Всего по России | 269 331 168 | 150 431 384 | 55.8 % |
Как мы видим из таблицы 3 наибольший уровень выплат по страхованию характерен для Республики Башкортостан и Пермского края (79,29 % и 75.67 % соответственно).
И если в 2009 г. нас беспокоил этот показатель в Республике Татарстан и Пермском крае, где он тогда зашкаливал за критический уровень и составлял 83,6% и 88,4% соответственно, то в этом году он всюду снизился в среднем на 5,6%.
Сборы по ОСАГО в 2010 г. выросли в ПФО на 12,3%, несмотря на то, что полисов было продано меньше, чем в 2009 г., ибо и автомобилей в России было продано также заметно меньше.
Рост сборов произошел, прежде всего, благодаря повышению страховых тарифов в марте прошлого года, когда Правительство скорректировало территориальные коэффициенты. В результате средняя стоимость полиса в 2010 г. выросла на 11% и составила 2 439 рублей.
Объем выплат вырос на 5,7% по России и на 4% по Приволжскому федеральному округу.
Средняя выплата также увеличилась и составила 24 433 рубля, что всего на 2,8% выше, чем год назад. Однако стоимость ремонта и запчастей на автомобили в прошлом году выросли куда больше (около 15%). Отсюда и недовольство граждан.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Перспективы развития страхового рынка в России зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Основным документом, определяющим развитие страхования в России, призвана стать Федеральная программа развития отечественного страхового рынка в 2000 — 2008 г.г.. Программа разработана Министерством финансов РФ с учетом замечаний Всероссийского союза страховщиков и Торгово-промышленной палаты РФ. В 2000 г. Правительство РФ утвердило указанную программу. Этот документ содержит ряд тезисов, которыми намерено руководствоваться правительство при развитии отечественного страхового рынка. Концептуальная часть программы определяет, что страхование не только освобождает государственный бюджет от расходов, вызываемых чрезвычайными событиями, но и является одним из наиболее стабильных источников инвестиций. Институт страхования признается государством как стратегически важной и нуждающийся в поддержке и развитии.
В качестве одного из первоочередных шагов по повышению надежности страховых компаний программа выдвигает требования к увеличению уставных капиталов страховщиков. В этой связи государство будет приветствовать возможные объединения и слияния функционирующих страховых компаний, которые не имеют достаточно средств для пополнения уставных капиталов Развитию национального страхового рынка должно способствовать введение ряда новых обязательных видов страхования.
Федеральная программа предполагает увеличение к концу 2008 г. объема операций по добровольному страхованию в 2—3 раза, а объема операций по обязательным видам страхования — в 1,5—2 раза. В целом объем страховых премий может возрасти в 2—2,5 раза /5/.
Принимаемые в последнее время и предполагаемые к принятию документы по страхованию позволяют сделать вывод о том, что свое развитие получат некоторые виды обязательного страхования. К их числу можно отнести страхование, осуществляемое в силу закона (обязательное). Из практикуемых это обязательное страхование пассажиров, страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и другие. Обязательное страхование пассажиров производится при пассажирских перевозках авиационным и железнодорожным транспортом, а также на междугородных автобусных маршрутах. Данный вид страхования не требует согласия страхователя и производится незаметно для него, так как страховой тариф включается в стоимость проезда без выделения отдельной строкой. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и также не оставляет право выбора страхователю, так как одним из условий лицензирования отдельных видов деятельности предусматривается обязательность предоставления страхового полиса по данному виду страхования (эксплуатация подъемных кранов, паровых котлов, передвижных заправочных станций ГСМ и других объектов повышенной опасности).
С развитием рынка охранных услуг предполагается развитие страхования частных детективов и охранников. Сегодня в этом направлении страховыми организациями продукты предусматривают страховую защиту не только жизни и здоровья частных детективов и охранников, но и страховую защиту от ущерба, причиненного их действиями во время выполнения своих обязанностей.
Предполагается введение страхования ответственности работодателей за причиненный работникам ущерб на производстве. При достаточно благоприятном стечении обязательств (стабильность экономики, высокий уровень доходов и правовой культуры населения) развитие таких видов страхования как страхование личного имущества граждан и имущества юридических лиц. Перспективу данного вида страхования определяет наблюдаемая тенденция к расширению и росту объемов имущественного страхования. Частично рост имущественного страхования можно объяснить увеличением стоимости основных средств и другого имущества. На сегодняшний день арендодатель при сдаче имущества в аренду в обязательном порядке включит в договор аренды условие страхования передаваемого имущества. Во многих городах сегодня в типовые договоры аренды муниципального имущества в обязательном порядке включается пункт об обязательном страховании указанного имущества. Естественно, что при очень высокой стоимости имущества в крупных городах, такое добровольно-обязательное страхование вносит свой вклад в увеличение объема имущественного страхования.
Однако уровень страховой защиты многочисленных рисков, связанных с производством, эксплуатацией основных фондов, с защитой от огня, остается на сегодняшний день крайне низким. Условное сопоставление показывает, что страхованием охвачено не более 4,5% всего имущества юридических лиц. Это при том, что потери от пожаров, стихийных бедствии, аварии исчисляются огромными суммами.
Одной из главных причин медленного развития страхования имущества юридических лиц является отсутствие правового регулирования. До последнего времени затраты на страхование имущества не являлись признанными обществом, не включались в структуру затрат, в себестоимость продукции. Кроме того, продолжает еще сказываться стереотип мышления. "Случилась беда — поможет государство". На страховом рынке страховые услуги между тем могли бы обеспечивать защиту многочисленных рисков в сфере производства, транспортировки, реализации продукции, сохранности имущества, предупреждения пожаров, техники от поломок и прочие риски. Перспективы развития страхового рынка России можно проследить также на примере конкретного вида страхования – страхования жизни.
Для появления страхового интереса в страховании жизни имеются объективные предпосылки, так как существует вероятность снижения уровня жизни семьи в связи со смертью кормильца, выходом на пенсию по возрасту или по инвалидности. К факторам, влияющим на возникновение страхового интереса, следует отнести и существование риска возникновения дополнительных расходов в связи с обучением детей и молодежи в колледжах и вузах страны и за рубежом, а также обязанности предоставить финансовые гарантии по выполнению обязательств при осуществлении сделок с оплатой в кредит. Влияние перечисленных факторов на возникновение страхового интереса в страховании жизни особенно возрастает в современных условиях, кода существенно снижены государственные социальные гарантии по обеспечению нетрудоспособных по возрасту и здоровью, по потере кормильца, когда появляются различные формы платного обучения, получают распространение покупки в кредит.
Заинтересованы в создании условий для реализации указанною cтpaxoвого интереса, это потенциальные страхователи — физические и юридические лица. Причем физические лица являются потенциальными страхователями по всему спектру видов страхования жизни: страхования на случай смерти; на дожитие до определенного договором возраста или срока, а также страхования расходов на образование; страхования пенсии (ренты); кредитного страхования жизни.
Заинтересованным в создании условий для реализации интересов в развитии страхования жизни является и такой субъект рынка личного страхования, как страховщик Компании по страхованию жизни во всем мире являются финансовыми институтами, эффективно решающими задачи отдельных страхователем по организации надежной страховой защиты и государства но изысканию, прежде всего, внутренних резервов для привлечения кредитных ресурсов.
На сегодняшний день наиболее заинтересованным субъектом рынка личного страхования в России является государство. Во-первых, потому, что проблема изыскания средств для решения общегосударственных проблем — проблема первостепенной важности. А страхование жизни, позволяет привлечь средства, являющиеся источником долгосрочных кредитных ресурсов.
Во-вторых, страхование жизни компенсирует недостаток государственных социальных гарантий. Таким образом, оно, являясь одной из форм организации страховой защиты населения, способствует организации в стране комплексной, наиболее полной системы обеспечения граждан при наступлении различных событии, связанных с их жизнью, здоровьем и трудоспособностью, ведущих к снижению уровня жизни и/или дополнительным расходам.
В-третьих, развитие страхования жизни как одной из наиболее трудоемких и наукоемких отраслей страхования ведет к образованию новых рабочих мест. Кроме наличия страхового интереса необходимы средства и инструменты для того, чтобы рассматриваемый интерес был реализован. Речь идет о наличии средств у потенциальных страхователей и, что не менее важно, доверия к институту страхования жизни.
Необходимыми предпосылками для развития долгосрочного страхования являются стабильная политико-экономическая ситуация и отсутствие гиперинфляции. В настоящее время без этих двух предпосылок, а также с учетом замораживания части активов страховщиков, размещенных в ГКО, и невозможностью в связи с этим выполнить своих обязательства, превращает страхование в финансовый институт, не способный реализовать свою основную функцию - предоставление гарантированной страховой защиты не только на долгосрочную, но и на краткосрочную перспективу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день назрела необходимость планомерного развития страхового рынка и превращения его в цивилизованный. Для этого, на мой взгляд, в первую очередь его необходимо регламентировать. С этой целью государство должно оперативно решить вопросы с законодательной базой, налогообложением, обеспечением защиты интересов страхователя, и, самое главное, обеспечить выгодность страхования для граждан.
Очень важным, по моему мнению, является вдумчивый подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах сохранения их платёжеспособности. Принятые изменения порядка формирования страховых резервов, к сожалению, не позволяет их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций. По этому практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним.
Информация о работе Место страхования в финансовой системе Российской Федерации