Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – показать, что развитие страхового рынка является важнейшей задачей для нашей страны, так как страхование - это вид финансовой деятельности, который может принести значительные доходы в бюджет.
Задачами являются раскрыть значение страхование в экономической системе, функции страхования и формы страхования, проанализировать на основе статистических данных организацию страхования, выявить перспективы развития страхования в Российской Федерации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СТРАХОВАНИЯ…..5
1.1 Сущность страхования………………………………………………………..5
1.2 Функции страхования………………………………………………………...6
1.3 Участники страховых отношений…………………………………………....7
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….9
2.1 Классификация страхования…………………………………………………9
2.2 Проблемы развития страхования в Российской Федерации……………...15
2.2 Анализ развития страхового рынка Приволжского федерального округа (ПФО) в 2010 году……………………………………………………………….17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Другой проблемой является возможность оппортунистического поведения, когда одна сторона сделки пытается извлечь выгоду из недостаточной формализации контракта, нанося ущерб интересам другой стороны. Например, если это не оговорено в договоре страхования, желающий получить страховое вознаграждение водитель будет выбирать более агрессивный (аварийноопасный) стиль вождения, поскольку сложно определить, является ли авария следствием лихачества водителя или неблагоприятных погодных условий. Аналогично, в случае с медицинской страховкой корыстный страхователь будет меньше беречься от простуды, если данные обстоятельства, приведшие к наступлению страхового события, не прописаны в страховом контракте и наступление события выгодно страхователю. Страховщику сложно определить, в каком случае возникновение страхового случая связано с объективными обстоятельствами (действиями сил природы и т.п.), а в каком связано с «коварством» страхователя.
Неопределенность связанная с асимметрией информации перед заключением страхового соглашения и возможностью оппортунистического поведения после его заключения, сильно тормозит развитие страхования. Страхователи, реагируя на фактические и потенциальные потери, закладывают их в страховые тарифы. Это наиболее неэффективно для общества в ситуации обязательного страхования, поскольку выгоды «хитрых» страхователей должны оплачивать повышенными платежами «простодушные» клиенты.
Основная причина развития страхового рынка, это большой спрос у населения на автокредит и ипотечное кредитование, где необходимо страховать приобретаемую недвижимость и свою жизнь.
Основа современного страхования - это профессионально организованный персональный контакт с потребителем страховых услуг, и никакой Интернет в обозримом будущем этого контакта в России не заменит. Современная модель российского страхового рынка фактически игнорирует и брокеров, и агентов. А ведь они, и прежде всего брокеры, практически представляют на страховом рынке потребителя страховых услуг. Говоря научным языком, страхователь участвует в отношениях, складывающихся на страховом рынке, в экономической форме своего профессионального представителя. Это – объективная реальность страховых отношений. И именно последовательное игнорирование этой реальности является главной причиной того, что отечественный рынок подлинного страхования (не налогосберегающих схем) уже 11 лет находится в состоянии стагнации и положительных перспектив в таком виде не имеет.
Потребление страховых услуг требует особого профессионализма от потребителя, поэтому стимулировать следует не только и не столько потенциального страхователя, сколько тех участников рынка, которые являются «профессиональными выразителями» страховых потребностей клиентов страховых компаний. Для реального развития отечественного страхования должна быть реализована система мер по стимулированию тех участников рынка, которые непосредственно превращают потенциального клиента в страхователя, т.е. брокеров, консультантов и агентов. При решении финансово-экономических вопросов стимулирования развития главных производительных сил отечественного страхования без активизации усилий страхового сообщества и активного участия государства не обойтись.
В целях стимулирования деятельности тех участников страхового рынка, которые непосредственно развивают его клиентскую базу, необходимо освободить доходы страховых брокеров от НДС. Дело в том, что доходы, получаемые страховыми брокерами, представляют собой часть страховой (перестраховочной) премии, которая НДС не облагается. В то же время доходы страховых брокеров подвержены обложению НДС, что и методически неверно, и серьезно подрывает финансовые основы деятельности предпринимателей, непосредственно работающих со страхователями и развивающих воспроизводственную базу отечественного страхового рынка.
В целях стимулирования инвестиций страховых организаций в развитие механизмов расширенного воспроизводства своей клиентской базы (в создание и кадровое обеспечение агентств, развитие филиальных сетей, совершенствование материально-технической базы обслуживания клиентов и др.) необходимо добиться вывода из-под налогообложения тех средств страховых организаций, которые направляются на эти цели.
Для повышения профессионального уровня страховой деятельности и роста страховой культуры населения как важных условий развития клиентской базы отечественного страхового рынка следует создать условия для освобождения от налогов тех средств страховых организаций, которые направляются на развитие страховой науки, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации страховых кадров.
Перспективы страхования должны рассматриваться во взаимосвязи с другими механизмами защиты социально-экономического развития страны при возрастании роли страхования. Страхование кроме возмещения ущерба должно способствовать его предупреждению и сокращению, должно обеспечить сохранность собственности, стимулировать повышение уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Этому должен служить механизм экономической и правовой превенции.
Необходимо обеспечение при развитии страхования сочетания взаимосвязанных интересов потенциальных и будущих страхователей, государства и страховых компаний. Именно рассмотрение в такой последовательности позволяет объективнее и успешнее решать большинство вопросов. При этом под государственными интересами понимается сочетание интересов федерального центра, регионов и муниципальных образований. Несомненно, страховая зашита интересов предприятий малого бизнеса будет отличаться от страхования гигантов индустрии. Отличия не только в правилах страхования, но и в его организации. Крупные отечественные естественные монополии и финансово-промышленные группы создали свои «кэптивные» страховые компании. Малым предприятиям, пожалуй, лучше подходит в нынешних условиях взаимное страхование. В соответствии с мировым опытом, взаимное страхование перспективно в самых разных сферах — страховании жизни и имущества граждан, страховании сельскохозяйственного производства и т.д.
Особые проблемы порождает необходимость обеспечения страховой защитой сельскохозяйственного производства, прежде всего урожая. Здесь без бюджетного субсидирования не обойтись. Но бюджетные средства следует направлять не на формирование фондов страховых компаний, а непосредственно хозяйствам на возмещение определенной доли ущерба.
Пожалуй, самая важная задача развития страхования ближайшего будущего должна стать преимущественная ориентация не на корпоративного (как сейчас), а на индивидуального страхователя.
Существует необходимость учета в страховании как позитивных, так и негативных факторов экономического развития. К сожалению, чаще пока сталкиваемся с негативными факторами.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе должно осуществляться возрастающими темпами модернизация производства. Обновление состава основных фондов приведет к снижению воздействия страховых рисков и к уменьшению цены страхования. Но так же бесспорно, что объективное понижение единичных ставок страховых платежей будет компенсировано массой и стоимостью застрахованных объектов.
Динамика демографических процессов в сторону неблагоприятной возрастной структуры общества, выражающейся в росте доли лиц пожилого возраста, обусловливает постепенное становление и развитие пенсионного обеспечения на накопительной основе. Одновременно возрастает возможность (а в дальнейшем необходимость) страхования пенсии, ренты и других видов жизнеобеспечения в случае нетрудоспособности.
Есть все основания связывать развитие страхования с совершенствованием трудовых отношений на производстве. Страхование за счет работодателя должно рано или поздно стать одним из непременных условий коллективных или индивидуальных договоров найма. Как минимум тут необходимо страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, но правомерно медицинское страхование, страхование определенной пенсии и т.д.
2.3 Анализ развития страхового рынка Приволжского федерального округа (ПФО) в 2010 году
По состоянию на 1 марта 2010 года на территории Приволжского федерального округа работало 58 страховщиков и 858 филиалов.
Как видим из диаграмм, за последние 6 лет число региональных страховщиков неуклонно снижается, со 104 в 2005 г. до 58 в 2010 г /2/.
Рис. 2 Количество региональных страховщиков ПФО в 2005-2010гг
Таблица 1
Совокупные страховые премии, динамика страховщиков ПФО в 2010 г. в сравнении с общероссийскими показателями.
| Премии по ПФО, | Динамика по ПФО в сравнении с 2010 г, % | Динамика по России в сравнении с 2010 г, % |
Страховая премия, всего | 144,55 | +0,43 | +2,4 |
РВС | 59,84 | -13,46 | -11,4 |
Добровольное страхование | 44,87 | -20,50 | -10,5 |
Страхование жизни | 1,80 | -17,16 | -18,5 |
Личное страхование | 9,26 | -13,56 | -6,2 |
Страхование имущества | 32,36 | -23,08 | -15,7 |
Страхование ответственности | 1,44 | -2,24 | +15,8 |
Обязательное страхование | 99,68 | 13,93 | +14,8 |
ОСАГО | 14,82 | 12,29 | +6,6 |
ОМС | 84,71 | 14,26 | +16,9 |
По объему собранной премии Приволжский федеральный округ уступает лишь Центральному федеральному округу, где собирается свыше половины национальной премии (55,1%). Доля ПФО в России составляет около 13% и соответствует 144 млрд. рублей премии. Из них 58,6% приходится на ОМС и 41,4% на рисковые виды страхования. Обсуждать финансовые потоки по социальному страхованию, коим является ОМС, сегодня нецелесообразно, поговорим о рисковых видах. Их объем снизился в сравнении с 2008 г. на 13,5%. Причем снижение произошло по всем добровольным видам страхования. В таблице можно увидеть эту динамику в ПФО в сравнении с общенациональными показателями /11/.
Таблица 2
Уровень выплат страховщиков ПФО в 2007-2010гг.
| Вид страхования | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
1 | Страхование имущества | 35,44 % | 38,33 % | 43,73 % | 65,34 % |
2 | ОСАГО | 57 % | 67,2 % | 73,15 % | 67,54 % |
3 | Личное страхование | 66,24 % | 60,62 % | 62,57 % | 70,05 % |
Информация о работе Место страхования в финансовой системе Российской Федерации