Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Рынок ценных бумаг в России существовал с того момента, как натуральное хозяйство уступило место товарно-денежным отношениям. Продажа товаров в кредит и рассрочку породила такое проявление ценных бумаг, как долговая расписка, позже называемая вексель. Векселя скупались и продавались.
Введение
1.Корпоративные ценные бумаги
1.1. Корпоративные ценные бумаги, виды и функции корпоративных ценных бумаг
1.2.Рынок корпоративных ценных бумаг
1.3.Принципы функционирования рынка корпоративных ценных бумаг
2. Современное Состояние рынка корпоративных ценных бумаг
2.1.Рынок корпоративных ценных бумаг в современных условиях
2.2.Анализ операций с корпоративными ценными бумагами
3.Проблемы развития рынка корпоративных ценных бумаг
Заключение
Список используемых источников
Источник: Фондовая биржа ММВБ в 2009 г. // Биржевое обозрение. – 2008. - №12, С. 64
Объемы торгов ценными бумагами на Фондовой бирже ММВБ за 2006-2009 гг.
Вид финансового инструмента | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Акции, млрд. руб. | 4025,0 | 14859,6 | 30927,1 | 33704,7 |
Облигации, млрд. руб. | 2375,9 | 5518,4 | 12551,0 | 14630,9 |
Паи, млрд. руб. | 1,5 | 5,0 | 20,2 | 23,1 |
Итого, млрд. руб. | 6402,4 | 20383,1 | 43498,3 | 48358,7 |
Итого, млрд. долл. США | 225,6 | 754,9 | 1708,9 | 1985,6 |
Источник: Фондовая биржа ММВБ в 2009 г. // Биржевое обозрение. – 2008. - №12, С. 64
Ведущие операторы фондового рынка-акции (обороты даны по итогам декабря 2009 г.).
№ | Наименование компании | Торговый оборот, Млрд. руб. |
1 | «Финам» (ЗАО) | 159 |
2 | «Компания Брокеркредитсервис» (ООО) | 114 |
3 | ГК «АЛОР» | 68 |
4 | ВТБ 24 (ЗАО) | 65 |
5 | ИК «Тройка Диалог» (ЗАО) | 47 |
6 | ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» (ОАО) | 32 |
7 | «НОМОС-БАНК» (ЗАО) | 28 |
8 | «Атон» (ООО) | 24 |
9 | «АЛЬФА-БАHK» (ОАО) | 24 |
10 | ФК «Открытие» (ООО) | 21 |
|
|
|
К концу года количество эмитентов и выпусков ценных бумаг, обращающихся на бирже, сократилось незначительно: по состоянию на 31.12.2009 г. на бирже торговалось 1314 ценных бумаг (акции, облигации и паи) 696 эмитентов (на 31.12.2008 г. - 1 374 ценные бумаги 774 эмитентов).
В 2009 году существенно выросла инвесторская база. Низкая стоимость акций привлекла внимание к фондовому рынку инвесторов, особенно – физиче-
ских лиц. Число уникальных клиентов на фондовом рынке Группы ММВБ за год выросло на 20% до 696 тыс., в том числе уникальных клиентов-физлиц - 672 тыс. Доля частных лиц в объеме торгов акциями на ФБ ММВБ достигла 53%.
Объем размещений облигаций составил 930,1 млрд руб., показав абсолютный рекорд за всю историю существования данного рынка на ФБ ММВБ.
За прошедший год был в значительной степени сформирован рынок биржевых облигаций, торги по которым начались на ФБ ММВБ еще в 2008 году. В 2009 г. на бирже размещено 28 выпусков биржевых облигаций 16 эмитентов объемом 138,6 млрд. рублей.
Начиная с середины 2009 г. рост рынка корпоративных облигаций возобновился. Общий объем корпоративных облигаций российских компаний в обращении на конец 2009 г., по данным агентства CBONDS, составил 2526,4 млрд руб. по номинальной стоимости, увеличившись за год на 58%. Вместе с тем до 10% выросла доля так называемых «нерыночных» выпусков. Количество эмитентов облигаций уменьшилось на 9% и составило немногим более 410 компаний.
Размещения новых выпусков корпоративных облигаций возобновились в мае, и к концу года объем размещений превысил 1 трлн руб., что на 87% больше, чем годом раньше. Год. характерен тем, что при рекордном объеме размещений, количество эмитентов, проведших размещения, сократилось более чем на 30%. Таким образом, все меньшее число предприятий использовало возможности фондового рынка для долгового финансирования, но те, у кого такие возможности имеются, использовали их все в больших объемах и более часто. В течение года скачок размещений корпоративных облигаций пришелся на второй квартал (увеличение объема размещений - более чем в пять раз).
Основные фондовые индексы акций испытали в течение года стремительный рост, начавшийся в марте. Доходность (в процентах годовых) по сводным индексам акций «первого эшелона» составила: Индекс РТС - 128%, Индекс ММВБ - 121%. Индекс акций «второго эшелона» - Индекс РТС-2 показал еще более высокую доходность - 160%. Среди отраслевых индексов опережающими темпами росли индексы потребительских товаров и розничной торговли (Индекс RTS cr - 230%) и металлургической промышленности (Индекс MICEX M&M - 212%). Медленнее восстанавливался нефтегазовый сектор (Индекс RTS og - 93%).
В 2009 г. произошли заметные изменения в нормативно правовой базе, связанной с регулированием рынка ценных бумаг. Наиболее важные из них связаны с внесением изменений в Налоговый кодекс, где уточнен порядок налогового учета по срочным сделкам и операциям РЕПО. Усилена административная ответственность за нарушения законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Введена уголовная ответственность за нарушения порядка учета прав на ценные бумаги и манипулирование ценами. Также увеличены нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний.
Ценные бумаги корпораций
[4]Частные корпорации привлекают необходимые средства, продавая ценные бумаги так же, как это делают правительственные органы. Ценные бумаги корпораций делятся на три основные категории: облигации корпораций, акции корпораций и коммерческие бумаги.
Облигации корпораций
Облигации корпораций обладают теми же основными характеристиками, что и казначейские или муниципальные облигации — разница лишь в том, что эти ценные бумаги выпускаются не правительственными органами, а частными корпорациями. Они имеют сроки погашения и фиксированные выплаты по процентам, и доходы по ним на момент погашения варьируются в зависимости от изменений их цены. Установленный срок погашения обычно находится в пределах от десяти до тридцати лет. Покупатели облигаций — это важный источник финансирования деятельности корпораций, особенно для предприятий общественного пользования. Облигации крупных корпораций, для которых характерна финансовая стабильность, имеют очень небольшой риск неуплаты, однако этот маленький кредитный риск вес же удерживает средние доходы по этим ценным бумагам на уровне, более высоком, .чем доходы по казначейским облигациям. Некоторые облигации корпораций, называемые долговыми обязательствами (debentures), представляют собой общие обязательства выпускающей их компании. Обязательства же, обеспеченные особыми физическими активами, называются облигациями, обеспеченными закладной под недвижимость.
Акции корпораций
Акции корпораций коренным образом отличаются от ценных бумаг федерального правительства США, муниципальных облигаций или облигаций корпораций; Акция означает, что ее собственник обладает правом собственности на соответствующую часть капитала корпорации. У акций нет срока погашения и по ним не производится обязательная периодическая выплата денег их владельцам. Собственник акции получает дивиденд только в том случае, если директоры компании декларируют этот дивиденд. Владельцы акций обладают правом голоса при решении вопросов, связанных с управлением предприятием.
Коммерческие бумаги
Корпорации выпускают важный вид краткосрочных ценных бумаг, называемых коммерческими бумагами. Несмотря на то, что эти ценные бумага имели обширное хождение в двадцатые годы, их популярность резко упала во время Великой Депрессии и в годы второй мировой войны.
Коммерческие бумаги представляют собой необеспеченный долг, поэтому только компании с солидным кредитным авторитетом могут привлекать средства таким образом. Чтобы увеличивать свои фонды этим способом, некоторым фирмам приходится обеспечивать свои обязательства банковскими кредитными линиями и кредитными письмами и иногда — гарантиями страховых компаний. Коммерческие бумаги в основном выпускаются промышленными корпорациями, финансовыми фирмами (финансовыми компаниями, ссудо-сберегательными ассоциациями, ипотечными банками), общественными предприятиями и банковскими холдинг-компаниями. Некоторые небольшие компании начали объединяться, чтобы выпускать коммерческие бумаги, с целью получения денежных средств с меньшими издержками по сравнению с банковским процентом.
Обычно коммерческие бумаги погашаются через 45 дней после выпуска или ранее. Чтобы избежать регистрационных требований Комиссии по ценным бумагам и биржам, срок погашения должен быть меньше 9 месяцев. Коммерческие бумаги обычно имеют номиналы 50 000, 100 000, 250 000 и 1 000 000 долларов, хотя некоторые компании выпускают коммерческие бумаги номиналом и в 25 000 долларов. Коммерческие бумаги могут продаваться как с дисконтом, так и с определенным процентом.
Эмитенты продают почти половину (в стоимостном выражении) коммерческих бумаг непосредственно покупателям, используя банки и сбытовые организации в качестве агентов при продаже. Финансовые компании, а также большие и средние банковские холдинг-компании выпускают большую часть этих так называемых прямых бумаг (direct papers).
Эмитенты продают также дилерские бумаги (dealer papers), в основном дилерам, для последующей перепродажи покупателям по несколько более высокой цене. Удерживая бумагу, дилер берет на себя определенный риск, поэтому он может требовать, чтобы выпускающая ценные бумаги компания имела кредитную линию в коммерческом банке, равную по объему совокупному объему выпуска.
Промышленные корпорации не только зашшают деньги на рынке коммерческих бумаг. В истории экономики США известны моменты, когда им принадлежало до 60% всех таких бумаг, выпущенных в обращение. Коммерческие бумаги как способ краткосрочного привлечения денежных средств успешно конкурируют с депозитными сертификатами и казначейскими векселями.
Покупатели коммерческих бумаг время от времени получают напоминания о связанном с этими ценными бумагами риске. В 1970 году, например, «Пени Сентрал* обанкротилась, когда в обращении было на 100 млн. долларов ее коммерческих бумаг. Фирмы «Standard & Poors «Fitch Investors Service», «Crisanti», «Maffei, Inc» и другие проводят рейтинг большинства коммерческих бумаг. Одни берут за это деньги с покупателей, другие — с эмитентов.
[5]Голубые фишки (англ. Blue chips) — акции или ценные бумаги наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов. Сам термин "голубая фишка" пришел на фондовый рынок из казино - фишки этого цвета обладают наибольшей стоимостью в игре.
Обычно голубые фишки являются индикаторами всего рынка, так как считается, что если возросли цены на акции крупнейших компаний, то и акции компаний «второго эшелона» тоже возрастут, соответственно падение курса акций голубых фишек означает снижение курса акций компаний «второго эшелона». Акции голубых фишек являются наиболее ликвидными на рынке ценных бумаг.
В настоящее время в России голубыми фишками являются акции нефтяных, газовых, энерг
Примерами западных голубых фишек являются компании Apple, IBM, The Coca-Cola Company, Ford, Google и др.
Нет общепринятых критериев для отнесения акций или облигаций той или иной компании к разряду «голубых фишек» или ко «второму эшелону».
Акции, называемые «голубыми фишками», в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к росту. Но есть периоды, в которые большую динамику роста и более высокую доходность показывают акции «второго эшелона».
Преимуществом «голубых фишек» является их ликвидность, то есть возможность продать или купить определенный объем этих акции в любой момент торговой сессии на фондовой бирже, без существенной потери в цене.
Голубым фишкам свойственно следующее:
1. Стабильный рост в течение ряда лет, причем обусловленный не спекуляциями, а в том числе и реальным положением дел в компании. Оговорка насчет реального положения дел важна для небольших (сравнительно) временных периодов, так как порой сложно бывает различить, действительно ли рост курса вызван эффективной деятельностью компании, а не дело рук спекулянтов.
2. Большая экономическая мощь (возможно, компания является даже монополией), с большим показателем капитализации (то есть рыночной оценки компании, которая получается путем умножения текущей цены акций на их количество на рынке).
3. Высокая ликвидность вследствие большого количества сделок, постоянно совершаемых акционерами этих компаний.
3.Проблемы развития рынка корпоративных ценных бумаг.
Проблемы развития рынка корпоративных ценных бумаг я рассмотрю на примере рынка России.
На сегодняшний день объем средств, привлеченных с помощью рынка корпоративных облигаций, составляет в нашей стране около 2,5 млрд. долларов. Да, это почти 3% от двухлетнего валового объема инвестиций в основной капитал, тем не менее облигации в России все еще не являются полноценным инструментом для привлечения средств. Весь отечественный рынок облигаций по объему почти в полтора раза меньше, чем рынок корпоративных облигаций Люксембурга. Корпоративные облигации в России составляют всего 0,5% от ВВП, эта сумма существенно меньше той, что составляет объем большинства восточноевропейских рынков корпоративного долга в национальной валюте.
Информация о работе Механизм функционирования рынка корпоративных ценных бумаг