Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:02, курс лекций

Краткое описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов.
1. Понятие финансов
2. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
3. Функции финансов
4. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Файлы: 1 файл

Финансы_лекции_Жунусова.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

 

3. Понятие страховой метод.

 

Страховой метод предусматривает образование фондов за счет взносов предприятий, организаций и населения; размер, порядок уплаты взносов определяются в зависимости от вида страхования или законом, или специальным договором между участниками страховых отношений.

В первой части страховых отношений - общественной защите используется бюджетный метод, во второй части — социальном страховании — оба метода, в третьей части — имущественном и личном - исключительно страховой метод.

Материально-вещественными  носителями экономической категории страхования выступают страховые фонды, которые представляются элементами общественного воспроизводства, резервами денежных или материальных средств, формируемыми за счет взносов участников страховых отношений.

 

Вопросы и задания  для обсуждения  самопроверки.

 

  1. Какими обстоятельствами вызывается необходимость страхования ?
  2. Как действует система страхования при потере работы (безработице) ?
  3. Что представляет собой медицинское страхование ?

 

Литература:

 

1. Мельников В.Д., Ильясов  К.К.  Финансы. Алматы, 2001.

2.Вознесенский Э.А. Финансы как  стоимостная категория. – М.  Финансы и статистика, 1985.

3.Родионова В.М. Вопросы сущности  и функции финансов. – М.: Финансы  и статистика, 1987.

4.Мельников В.Д. Закономерности  и противоречия содержания сущности  финансов в экономической науке.  В сб. научных трудов КазЭУ  «Реформирование Казахстанской  экономики: уроки, теория и  практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12. Государственное  финансовое регулирование экономики.

 

Цель занятия – глубокое изучение развития государственного финансового регулирования экономики.

План лекции:

1. Государственное  финансовое регулирование экономики.

2. Предпосылки осуществления государственного финансового регулирования.

 

Ключевые слова: платежный баланс, лицензия, государственная монополия, таможенный кодекс, таможенный тариф.

 

1. Государственное  финансовое регулирование экономики.

 

В целях корректировки  со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики  — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Процесс регулирования  характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, гак и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде.

Общей формой является планирование (прогнозирование).

Наиболее многочисленными  элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

  1. валютный курс;
  2. ставки на денежный капитан;
  3. курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
  4. разнообразные методы страхования от валютных рисков. 
    Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются

методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

 

2. Предпосылки осуществления государственного финансового регулирования.

 

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:

1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

  1. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.
  2. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает   волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.
  3. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридически ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки.

Пункты 3-4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества», то есть такого цивилизованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная  перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него: возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

 

Вопросы и задания  для обсуждения  самопроверки.

 

  1. Какие виды деятельности относятся к внешнеэкономической сфере?
  2. В чем состоят особенности экспортно-импортных операций в Казахстане?
  3. Какие имеются проблемы с привлечением иностранного капитала в Экономику Казахстана?

 

Литература:

 

1. Мельников В.Д., Ильясов  К.К.  Финансы. Алматы, 2001.

2.Вознесенский Э.А. Финансы как  стоимостная категория. – М.  Финансы и статистика, 1985.

3.Родионова В.М. Вопросы сущности  и функции финансов. – М.: Финансы  и статистика, 1987.

4.Мельников В.Д. Закономерности  и противоречия содержания сущности  финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Финансовый рынок.

 

Цель  занятия – глубокое изучение финансового рынка.

План  лекции:

  1. Сущность финансового рынка.
  2. Понятие денежный рынок.
  3. Понятие кредитный рынок.

 

Ключевые слова: финансовый рынок, дилеры, брокеры, фондовая биржа, акционерное общество.

 

1. Сущность финансового рынка.

 

Финансовый  рынок представляет собой экономические отношения, связанные с движением денежного капитала в разных формах и ценных бумаг. Он является составной частью системы рыночных отношений и органически связан с товарными и другими рынками: земли, природных ресурсов, рабочей силы, жилья и другой недвижимости, страховыми, валютными, технологий, золота и т.д.

В экономической литературе и хозяйственной практике понятие финансового рынка принято трактовать расширительно, с включением денежного, кредитного, валютного рынков, рынка капиталов. Это обусловлено сложившей практикой, в основном мировой, рассматривать финансы как категорию, тождественной категории денег и стоимости в целом, поскольку любой вид экономических ресурсов может опосредоваться деньгами или соответствующими ценными бумагами, другими документами, являющимися титулами собственности.

Предпосылками функционирования финансового рынка являются:

  1. широкая самостоятельность первичных хозяйственных звеньев сферы материального производства - предприятий всех форм собственности, в том числе и государственного сектора, с целью развития конкуренции и ограничения монополизма;
  2. сокращение роли государства в перераспределении финансовых ресурсов: уменьшение централизованного финансирования производственных капитальных вложений, внутриведомственного перераспределения средств между предприятиями;
  3. рост денежных доходов у хозяйствующих субъектов и населения, которые могут быть инвестированы в ценные бумаги и другие активы;

4) прекращение использования ссудного фонда для финансирования дефицитов бюджетов; дефициты как республиканского, так и местных бюджетов покрываются выпуском 
государственных займов с обращением облигаций и других обязательств.

С функциональной точки  зрения финансовый рынок-то система рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, банков, государства.

Информация о работе Лекции по "Финансам"