Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:02, курс лекций
Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов.
1. Понятие финансов
2. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
3. Функции финансов
4. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)
Финансовый механизм можно рассматривать в организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.
Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.
Блок финансового механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности.
Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образам проявляются интересы участников общественного производства.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Литература:
1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.
2.Вознесенский Э.А. Финансы
3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов.
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов.
Цель занятия – глубокое изучение финансов хозяйствующих субъектов.
План лекции:
Ключевые слова: Финансы хозяйствующих субъектов, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества.
1. Понятие финансов хозяйствующих субъектов.
Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть единой системы финансов. Собирательное понятие – «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических – индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства – без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект» распространяется на все организационно – правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей, размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов – в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, - уставном направлении, но и в коммерческом –направленном на извлечение дохода от смежной, дополнительной или побочной деятельности.
Финансы хозяйствующих субъектов выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимы без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.
Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую, заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг.
Развитие форм собственности
повлекло возникновение новых типов
предприятий: частных, кооперативных,
акционерных, смешанных, совместных с
предприятиями и фирмами
2. Развитие финансов хозяйствующих субъектов.
Финансы хозяйствующих субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутренне содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию – финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем – в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками – эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов, методах формирования и направлениях их использования. Вместе с тем не является неизмененной и сущность финансов. Она предопределяется не только производственными отношениями вообще, но и уровнем их развития, масштабами и ролью государства в хозяйственном, социальном и культурном строительстве. Финансовые отношения – это прежде всего распределительные отношения. Система распределения подвержена изменениям, существует постоянная необходимость в перестройке этой системы, в усилении, в частности роли распределительных отношений и финансов в стимулировании эффективности производства. Изменение форм и методов распределения общественного продукта и национального дохода, финансовых отношений предприятий с государственным бюджетом и кредитной системой в процессе развития рыночных отношений, совершенствование хозяйственного механизма имеет цель повысить стимулирующую роль распределительных отношений и финансов в ускорении научно-технического прогресса, реализации намеченных программ развития, темпах роста производства и увеличении производительности общественного продукта.
3. Основные черты финансов хозяйствующих субъектов.
Особенность распределительной функции финансов хоз. субъектов состоит в том, что в процессе индивидуального кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов , что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе. Экономически обоснованное распределение денежных фондов и накоплений является главным условием реализации и воспроизводственной подфункции финансов. Распределение – связующее звено между производством и потреблением. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки от реализации продукции и использования ее на возмещение израсходованных средств производства и образования чистого дохода. Одна часть дохода в порядке перераспределения поступает в центральные фонды – государственный бюджет, внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении хозяйства на оплату труда, социальные нужды, финансирование затрат по расширению и развитию производства.
Контрольная функция финансов играет хозяйствующих субъектов важную роль в экономике предприятия: нельзя хозяйствовать без учета и контроля. Финансы, наряду, с другими экономическими рычагами, играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри хозяйствующих субъектов, но и при его взаимоотношениях с другими субъектами, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Литература:
Тема 5. Общая характеристика государственные финансы. Государственные доходы и расходы.
Цель занятия – развитие государственных финансов.
План лекции:
Ключевые слова: государственные финансы, государственные доходы, государственные расходы.
1. Понятие государственные финансы.
Государство участвует
в экономической жизни в
Экономическая деятельность
государства в целом
Действие названных
функций непосредственно или оп
Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).
Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых, колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.
Перераспределение экономических ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:
В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, не являющихся непосредственными производителями или потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляют собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.
К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах.
Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:
1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;
2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.
2. Развитие доходов.
Под государственными доходами понимается
система экономических
Доход – сложная экономическая
категория, которая действует в
тесном взаимодействии с финансами.
Доход – это результат
распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.
Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий - одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.
Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.
Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.