Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:02, курс лекций

Краткое описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов.
1. Понятие финансов
2. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
3. Функции финансов
4. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Файлы: 1 файл

Финансы_лекции_Жунусова.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

Финансовый механизм можно  рассматривать в организационно - управленческом аспекте. Для этого  используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

Подсистема финансового  механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового  механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.

Блок финансового механизма  – это совокупность однородных взаимосвязанных  элементов, объеденных по признаку общей  целевой направленности.

Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образам проявляются интересы участников общественного производства.

 

Вопросы и задания  для обсуждения  самопроверки.

  1. Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики?
  2. Сформулируйте понятие «финансовая политика», ее содержание?
  3. С какой целью в практику хозяйствования введено понятие «финансовый механизм»?
  4. Сформулируйте понятие финансового механизма, раскройте его структуру?

 

Литература:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2.Вознесенский Э.А. Финансы как  стоимостная категория. – М.  Финансы и статистика,

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов.

 

Тема 4. Финансы  хозяйствующих субъектов.

 

Цель занятия – глубокое изучение  финансов хозяйствующих субъектов.

План лекции:

  1. Понятие финансов хозяйствующих субъектов.
  2. Развитие финансов хозяйствующих субъектов.
  3. Основные черты финансов хозяйствующих субъектов.

 

Ключевые слова: Финансы  хозяйствующих субъектов, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества.

 

1. Понятие финансов хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих  субъектов – составная часть единой системы финансов. Собирательное понятие – «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических – индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства – без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект» распространяется на все организационно – правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей, размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов – в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, - уставном направлении, но и в коммерческом –направленном на извлечение дохода  от смежной, дополнительной или побочной деятельности.

Финансы хозяйствующих  субъектов выражают в денежной форме  основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования  денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимы без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.

Финансы хозяйствующих  субъектов включает в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую, заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг.

Развитие форм собственности  повлекло возникновение новых типов  предприятий: частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с  предприятиями и фирмами зарубежных стран. Путем передачи государственных предприятий в управление иностранным или отечественным инвесторам меняется порядок использования государственной собственности: от менее совершенных форм – распоряжения и использования собственности совершается переход к временному владению новыми собственниками. Следующей ступенью является выкуп государственного предприятия, переход его в полное владение и превращение в частное или совместное.

2. Развитие финансов хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих  субъектов имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутренне содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию – финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем – в подоходный налог; обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками – эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу. Происходят изменения в структуре финансовых ресурсов, методах формирования и направлениях их использования. Вместе с тем не является неизмененной и сущность финансов. Она предопределяется не только производственными отношениями вообще, но и уровнем их  развития, масштабами и ролью государства в хозяйственном, социальном и культурном строительстве. Финансовые отношения – это прежде всего распределительные отношения. Система распределения подвержена изменениям, существует постоянная необходимость в перестройке этой системы, в усилении, в частности роли распределительных отношений и финансов в стимулировании эффективности производства. Изменение форм и методов распределения общественного продукта и национального дохода, финансовых отношений предприятий с государственным бюджетом и кредитной системой в процессе развития рыночных отношений, совершенствование хозяйственного механизма имеет цель повысить стимулирующую роль распределительных отношений и финансов в ускорении научно-технического прогресса, реализации намеченных программ развития, темпах роста производства и увеличении производительности общественного продукта.

 

3. Основные черты финансов хозяйствующих субъектов.

Особенность распределительной  функции финансов хоз. субъектов состоит в том, что в процессе индивидуального кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов , что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе. Экономически обоснованное распределение денежных фондов и накоплений является главным условием реализации и воспроизводственной подфункции финансов. Распределение – связующее звено между производством и потреблением.  Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки от реализации продукции и использования ее на возмещение израсходованных средств производства и образования чистого дохода. Одна часть дохода в порядке перераспределения поступает в центральные фонды – государственный бюджет, внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении хозяйства на оплату труда, социальные нужды, финансирование затрат по расширению и развитию производства.

Контрольная функция  финансов играет хозяйствующих субъектов  важную роль в экономике предприятия: нельзя хозяйствовать без учета  и контроля. Финансы, наряду, с другими  экономическими рычагами, играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри хозяйствующих субъектов, но и при его взаимоотношениях с другими субъектами, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями.

 

Вопросы и задания  для обсуждения  самопроверки.

 

  1. Какие основные принципы организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов положены в основу их деятельности и каково их содержание ?
  2. В чем заключается суть коммерческого (хозяйствующего) расчета ?
  3. Какие финансовые фонды формируются на предприятиях ?

 

 

Литература:

  1. Мельников В.Д., Ильясов  К.К. Финансы. Алматы, 2001.
  2. Елубаева Ж.М. Государственное финансовое обеспечение производства общественных товаров и услуг. Алматы,Каржы-Каражат.1999.
  3. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования.Алматы,Каржы-каражат.1995.

 

 





Тема 5. Общая  характеристика государственные финансы. Государственные доходы и расходы.

 

Цель занятия – развитие государственных финансов.

План лекции:

  1. Понятие государственные финансы.
  2. Развитие доходов.
  3. Развитие расходов.

 

Ключевые слова: государственные финансы, государственные доходы, государственные расходы.

 

1. Понятие государственные финансы.

Государство участвует  в экономической жизни в большей  или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:

  1. определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
  2. ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов и богатства;
  4. стабилизация экономики;
  5. перераспределение ресурсов.

Действие названных  функций непосредственно или опосредовано (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.

Доходы и богатство  государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).

Действия государства  по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых, колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

Перераспределение экономических  ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:

  1. в отклонениях равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объема;
  2. в отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточно выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.

В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, не являющихся непосредственными производителями или потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляют собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.

К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах.

Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:

1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение   норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;

2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.

 

2. Развитие доходов.

Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

Доход – сложная экономическая  категория, которая действует в  тесном взаимодействии с финансами. Доход – это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств.

распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

Посредством финансов изымается  часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий - одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

Первичные доходы населения  перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.

Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Информация о работе Лекции по "Финансам"