Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:02, курс лекций

Краткое описание

Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов.
1. Понятие финансов
2. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
3. Функции финансов
4. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Файлы: 1 файл

Финансы_лекции_Жунусова.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

Экономическая природа государственных  доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

Формирование государственных  доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности.

 

3. Развитие расходов.

Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Диалектика расходов аналогична рассмотренной в понятии «доходы»  Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет 
конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.

Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

В состав государственных  расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.

В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

  1. затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;
  2. на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды);
  3. платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
  4. в поощрительные и стимулирующие фонды.

 

Вопросы и задания  для обсуждения  самопроверки.

  1. Что представляет собой понятие «общественный товар» ?
  2. Сформулируйте  понятие «государственные доходы» как экономической категории ?
  3. Как финансируются расходы на социальное обеспечение и социальную помощь ?

 

 

Литература:

1. Мельников В.Д., Ильясов  К.К.  Финансы. Алматы, 2001.

2.Вознесенский Э.А. Финансы как  стоимостная категория. – М.  Финансы и статистика, 1985.

3.Родионова В.М. Вопросы сущности  и функции финансов. – М.: Финансы  и статистика, 1987.

4.Мельников В.Д. Закономерности  и противоречия содержания сущности  финансов в экономической науке.  В сб. научных трудов КазЭУ  «Реформирование Казахстанской  экономики: уроки, теория и  практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 

 

 

 

Тема 6. Налоги и организация налоговой системы

 

Цель  занятия – глубокое изучение налогов и налогообложение РК.

План  лекции:

  1. Понятие налогов и их экономическая сущность
  2. Функции налогов
  3. Налоговая система Республики Казахстан

 

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налоговая политика.

 

1. Понятие налогов и их экономическая сущность

Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые государством,  взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. 

Налоги – это поступления и сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.

Налоги являются исходно  категорией финансов.

Налоги возникают с  появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства

Налоги выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также, гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика.

Организационными признаками налога являются: объект налога - то, что облагается налогом (доход, имущество и т.д.); источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.); база налога - сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога - размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.

Масштаб налогообложения - единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.

Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т.д.).

Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

Принципы налогов:

    1. Принцип справедливости в налогообложении рассматривается в двух аспектах:
    • Достижение «горизонтального равновесия»
    • Соблюдение «вертикального равновесия»
    1. Принцип простаты;
    2. Определенность налогов;
    3. Минимум налоговых льгот;
    4. Экономическая приемлемость;
    5. Сопоставимость налоговых ставок.

 

2. Функции налогов

  Развитие налоговых систем исторически определило три основные их функции - фискальную, перераспределительную, регулирующую.

Активность налоговой  системы проявляется в выполнении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством.

Регулирующая  функция налогов означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Иными словами, выполнение регулирующей и стимулирующей функции достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капиталов в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.

Государство проводит налоговую политику – систему  мероприятий в области налогов  – в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости  от социально-экономических целей  и задач общества каждого конкретного периода его развития.

 

3. Налоговая система Республики Казахстан

Совокупность видов налогов, взимаемых  в государстве, форм и методов  их построения, органов налоговой  службы образуют налоговую систему  государства.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, налог на имущество, землю).

Косвенные налоги взимаются опосредованно  – через ценны товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

По признаку использования налоги подразделяются на: общие и специальные. Общие налоги поступают государству  и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налог  на транспортные средства ранее используемый для формирования дорожного фонда).

Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения:

  1. кадастровый;
  2. по декларации налогоплательщика;
  3. у источника получения дохода;
  4. по патенту.

Используются два метода налогового учета:

  1. кассовый;
  2. метод начисления.

Согласно кассовому методу доходы и вычеты учитываются с момента  выполнения работ, услуг, отгрузки и  оприходования имущества и произведенной  по ним оплаты.

По методу начислений  доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, услуг, отгрузки и оприходования имущества независимо от времени оплаты.

Налоговая система Республики Казахстан  включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые  отношения и органы налоговой службы (Налоговый комитет Министерства Финансов РК и его местные органы).

Налоговая система Казахстана включает в свой состав государственную налоговую  службу в которую входит – Налоговый  комитет Министерства Финансов РК, межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.

Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат и цен и тарифов.

 

Вопросы и задания  для обсуждения  самопроверки.

 

  1. Что представляют собой акцизы и в чем необходимость их применения ?
  2. Какими характерными чертами обладают косвенные налоги ?  

 

Литература:

1. Мельников В.Д., Ильясов  К.К.  Финансы. Алматы, 2001.

2.Вознесенский Э.А. Финансы как  стоимостная категория. – М.  Финансы и статистика, 1985.

3.Родионова В.М. Вопросы сущности  и функции финансов. – М.: Финансы  и статистика, 1987.

4.Мельников В.Д. Закономерности  и противоречия содержания сущности  финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7.  Государственный бюджет

 

Цель занятия – глубокое изучение государственного бюджета .

План лекции:

  1. Сущность и значение государственного бюджета
  2. Принципы построения бюджетной системы
  3. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета
  4. Дефицит бюджета и способы его покрытия
  5. Организация бюджетной системы РК

Информация о работе Лекции по "Финансам"