Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:02, курс лекций
Цель занятия – глубокое изучение теоретических основ категории финансов.
1. Понятие финансов
2. Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства
3. Функции финансов
4. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)
Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.
Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности.
3. Развитие расходов.
Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Диалектика расходов аналогична
рассмотренной в понятии «
1. Использование денежных средств по их
целевому назначению, то есть непосредственную
трату денежных средств в процессе обмена.
В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной
и непроизводственной сферы, населения,
осуществляемые за счет
конечных доходов, а валовой общественный
продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления,
фонд потребления.
2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.
Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.
В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.
В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Литература:
1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.
2.Вознесенский Э.А. Финансы
3.Родионова В.М. Вопросы
4.Мельников В.Д.
Тема 6. Налоги и организация налоговой системы
Цель занятия – глубокое изучение налогов и налогообложение РК.
План лекции:
Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налоговая политика.
1. Понятие налогов и их экономическая сущность
Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые государством, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Налоги – это поступления и сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.
Налоги являются исходно категорией финансов.
Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства
Налоги выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также, гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика.
Организационными признаками налога являются: объект налога - то, что облагается налогом (доход, имущество и т.д.); источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.); база налога - сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога - размер налога на единицу обложения, субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.
Каждый налог содержит следующие элементы:
Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Носитель налога - физическое или юридическое лицо, которое, в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога.
Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, налог на имущество, подоходный, и др.
Источник налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог.
Масштаб налогообложения - единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.
Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т.д.).
Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.
Принципы налогов:
2. Функции налогов
Развитие налоговых систем исторически определило три основные их функции - фискальную, перераспределительную, регулирующую.
Активность налоговой
системы проявляется в выполнен
Регулирующая функция налогов означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Иными словами, выполнение регулирующей и стимулирующей функции достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капиталов в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.
Государство
проводит налоговую политику – систему
мероприятий в области налогов
– в соответствии с выработанной
экономической политикой в
3. Налоговая система Республики Казахстан
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, налог на имущество, землю).
Косвенные налоги взимаются опосредованно – через ценны товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
По признаку использования налоги
подразделяются на: общие и специальные.
Общие налоги поступают государству
и при использовании
Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения:
Используются два метода налогового учета:
Согласно кассовому методу доходы
и вычеты учитываются с момента
выполнения работ, услуг, отгрузки и
оприходования имущества и
По методу начислений доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, услуг, отгрузки и оприходования имущества независимо от времени оплаты.
Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Налоговый комитет Министерства Финансов РК и его местные органы).
Налоговая система Казахстана включает в свой состав государственную налоговую службу в которую входит – Налоговый комитет Министерства Финансов РК, межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.
Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат и цен и тарифов.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.
Литература:
1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.
2.Вознесенский Э.А. Финансы
3.Родионова В.М. Вопросы
4.Мельников В.Д.
Тема 7. Государственный бюджет
Цель занятия – глубокое изучение государственного бюджета .
План лекции: