Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:57, курс лекций
Курс лекций содержит 7 тем.
Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.
Тема 4: Организация управления финансами.
Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 6. Правовое обеспечение финансовых отношений.
Тема 7. Финансовый контроль
Принцип независимости – недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного Ф.К., ревизионных комиссий Маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими контрольного мероприятия при осуществлении контрольных функций.
Принцип объективности контроля - проведение контроля строго в соответствии с законодательством РК, стандартами государственного Ф.К., недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов.
Принцип достоверности результатов контроля – подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля.
Принцип прозрачности контроля – ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного Ф.К., ревизионных комиссий Маслихатов Президенту РК, Парламенту РК, Правительству РК, Маслихатам.
Принцип компетентности – совокупность профессиональных знаний и навыков работников органов государственного Ф.К., служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий Маслихатов, необходимых для осуществления качественного контроля.
Принцип гласности – публикация результатов контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
Основные задачи Ф.К., в которых раскрывается его содержание:
В
зависимости от субъектов (органов или
организаций, осуществляющих контроль)
выделяются следующие виды Ф.К.: государственный
Ф.К. (внешний и внутренний) – проверка
соответствия законодательству РК деятельности
объектов государственного Ф.К. в части
исполнения, ведения учета и отчетности
по исполнению республиканского и местных
бюджетов, оценки их исполнения, использования
грантов, активов государства, гарантированных
государством займов, денег от реализации
государственными учреждениями товаров
(работ, услуг), остающихся в их распоряжении.
Внешний контроль - государственный Ф.К., осуществляемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионными комиссиями Маслихатов. Внешний контроль осуществляется:
Внутренний контроль - государственный Ф.К., осуществляемый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля. Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля. Объекты государственного Ф.К. – Правительство РК, местные исполнительные органы, гос. органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, гос. учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы. Гос. Ф.К. подразделяется на следующие типы: 1. контроль на соответствие – оценка соответствия деятельности объекта государственного Ф.К. требованиям законодательства РК; 2. контроль финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом государственного финансового контроля; 3. контроль эффективности – проверка и оценка экономичности, результативности и продуктивности, с которыми объект государственного Ф.К. использует средства республиканского или местных бюджетов, активы государства, гарантированные государством займы, деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), гранты. Государственный Ф.К. осуществляется в следующих видах:
Ведомственный Ф.К. осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений. Основные задачи: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно – ревизионной работы, пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
В зависимости от времени проведения Ф.К. может быть предварительным, текущим, последующим.
Предварительный Ф.К. проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий Ф.К. – контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязанностей перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, инвестирования).
Последующий
Ф.К. – контроль, осуществляемый после
совершения финансовых операций (после
исполнения доходной расходной части
бюджета, использования хозорганами денежных
средств).
Методы Ф.К.: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово – хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц.
В документарной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация основных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение.
Основной метод Ф.К. – ревизия (пересмотр) – наиболее полное обследование финансово – хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период.
По объекту проверки различают ревизии документарные, фактические полные (сплошные), выборочные (частичные).
По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными. При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ЦБ), а не только отчеты, сметы.
Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличия денег, материальных ценностей.
Под полной ревизией поним. проверка всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.
При выборочной ревизии контроль направлен на какие – либо отдельные стороны финансово – хозяйственной деятельности. Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово – хозяйственной деятельности.
Приемы ревизий: инвентаризация материальных ценностей, проверка наличия денежных средств в кассе, сопоставление плановых, нормативных и отчетных показателей деятельности проверяемого объекта, документарная или встречная проверки.
Проверки или обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово – хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, или по одному вопросу путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансовой деятельности.
Камеральная проверка осуществляется без выхода на место и предшествует документарной проверке хозоргана.
Встречная
проверка – метод определения
достоверности финансово –
I. выясняется согласованность показателей различных форм отчетности;
II. осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
III. определяется
обоснованность учетных записей по данным
первичных документов.
Организация финансового контроля.
Общегосударственный Ф.К. осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент РК, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных администраций. Этот вид контроля проводит Счетный комитет за исполнением республиканского бюджета. Также к органам осуществляющих общегосударственный контроль, относятся Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования, НБРК.
Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля, Комитетом финансового контроля Министерства финансов.
Ведомственный
Ф.К. осуществляют министерства и ведомства
республики в отношении подчиненных
им предприятий, организаций и учреждений.
Ведомственный Ф.К. осуществляется в 3
– х формах: предварительный, текущий,
последующий. Основные
методы контроля:
рассмотрение проектов финансовых планов,
ревизии и проверки. Объект
контроля – децентрализованные
фонды денежных средств. Внутрихозяйственный
контроль осуществляют структурные подразделения
хозяйствующих субъектов.