Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

Курс лекций содержит 7 тем.

Оглавление

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.
Тема 4: Организация управления финансами.
Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 6. Правовое обеспечение финансовых отношений.
Тема 7. Финансовый контроль

Файлы: 1 файл

лекции Финансы.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Принцип независимости –  недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного Ф.К., ревизионных комиссий Маслихатов, служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими контрольного мероприятия  при осуществлении контрольных функций.

Принцип объективности контроля - проведение контроля  строго в соответствии с законодательством РК, стандартами государственного Ф.К., недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов.

Принцип достоверности результатов контроля – подтверждение результатов контроля  бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля.

Принцип прозрачности контроля – ясность изложения  результатов контроля, подотчетность органов государственного Ф.К., ревизионных комиссий Маслихатов Президенту РК, Парламенту РК, Правительству РК, Маслихатам.

Принцип компетентности –  совокупность профессиональных знаний и навыков работников органов государственного Ф.К., служб внутреннего контроля, членов ревизионных комиссий Маслихатов, необходимых для осуществления качественного контроля.

Принцип гласности –  публикация результатов контроля с учетом обеспечения  режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Основные  задачи Ф.К., в которых раскрывается его содержание:

  1. проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением;
  2. проверка правильности использования  хозяйствующими субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств);
  3. проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами;
  4. выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования  материальных и денежных средств;
  5. устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды Ф.К.: государственный Ф.К. (внешний и внутренний) – проверка соответствия законодательству РК деятельности объектов государственного Ф.К. в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. 
 

Внешний контроль - государственный Ф.К., осуществляемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионными комиссиями Маслихатов. Внешний контроль осуществляется:

  1. на республиканском уровне – Счетным  комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета;
  2. на местном уровне – ревизионными  комиссиями Маслихатов.

Внутренний  контроль - государственный Ф.К., осуществляемый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля. Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом  по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля. Объекты государственного Ф.К. – Правительство РК, местные  исполнительные органы, гос. органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, гос. учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы. Гос. Ф.К. подразделяется на следующие типы: 1. контроль на соответствие – оценка соответствия деятельности  объекта государственного Ф.К. требованиям законодательства РК; 2. контроль финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом государственного финансового контроля; 3. контроль эффективности – проверка и оценка экономичности, результативности и продуктивности, с которыми объект государственного Ф.К. использует средства республиканского или местных бюджетов, активы государства, гарантированные государством займы, деньги  от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), гранты. Государственный Ф.К. осуществляется в следующих видах:

  1. комплексный контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного Ф.К. за конкретный период сплошным методом;
  2. тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного Ф.К. по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;
  3. встречный контроль – контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта государственного Ф.К., который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций.

Ведомственный Ф.К. осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений. Основные задачи: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно – ревизионной работы, пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

В зависимости от времени  проведения Ф.К. может  быть предварительным, текущим, последующим.

Предварительный Ф.К. проводится до совершения операций по образованию,  распределению и использованию денежных фондов, и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий Ф.К. – контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязанностей перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, инвестирования).

Последующий Ф.К. – контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной расходной части бюджета, использования хозорганами денежных средств). 

Методы  Ф.К.: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово – хозяйственной  деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц.

В документарной  ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация основных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение.

Основной  метод Ф.К. –  ревизия (пересмотр) – наиболее полное обследование финансово – хозяйственной деятельности  предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период.

По  объекту проверки различают ревизии документарные, фактические полные (сплошные), выборочные (частичные).

По  организационному признаку они  могут быть плановыми и внеплановыми (назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными. При проведении документальной  ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ЦБ), а не только отчеты, сметы.

Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

Под полной ревизией поним. проверка всей деятельности  предприятия, организации, учреждения за определенный период.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие  – либо отдельные стороны финансово  – хозяйственной деятельности. Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях  или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным  вопросам финансово – хозяйственной  деятельности.

Приемы  ревизий: инвентаризация материальных ценностей, проверка наличия денежных средств в кассе, сопоставление  плановых, нормативных и отчетных показателей деятельности проверяемого объекта, документарная или встречная  проверки.

Проверки  или обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово  – хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, или по одному вопросу путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансовой деятельности.

Камеральная проверка осуществляется без выхода на место и предшествует документарной  проверке хозоргана.

Встречная проверка – метод определения  достоверности финансово – хозяйственных  операций на проверяемом объекте посредством проверки действительного отражения этих операций у партнеров или клиентов проверяемого хозяйственного субъекта. Счетная проверка отчетности, т.е. контроль достоверности бухгалтерских счетов и балансов осуществляется в III этапа:

I.  выясняется согласованность показателей различных форм  отчетности;

II. осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

III. определяется  обоснованность учетных записей по данным первичных документов. 

Организация финансового контроля.

Общегосударственный Ф.К. осуществляют органы государственной  власти и управления: Аппарат Президента, Парламент РК, Правительство, местные  представительные органы (собрания депутатов), органы местных администраций. Этот вид контроля проводит Счетный комитет за исполнением республиканского бюджета. Также к органам осуществляющих общегосударственный контроль,  относятся Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования, НБРК.

Внутренний  контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля, Комитетом финансового контроля Министерства финансов.

Ведомственный Ф.К. осуществляют министерства и ведомства  республики в отношении подчиненных  им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный Ф.К. осуществляется в 3 – х  формах: предварительный, текущий, последующий. Основные методы контроля: рассмотрение проектов финансовых планов, ревизии и проверки. Объект контроля – децентрализованные  фонды денежных средств. Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов.  
 

  

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

  
 

 

     

Информация о работе Лекции по "Финансам"