Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

Курс лекций содержит 7 тем.

Оглавление

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.
Тема 4: Организация управления финансами.
Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 6. Правовое обеспечение финансовых отношений.
Тема 7. Финансовый контроль

Файлы: 1 файл

лекции Финансы.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

      Задачи: главной задачей является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально – экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста ВНП, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства; предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.      
 

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.

      Финансовая  политика – совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством и другими экономическими агентами в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм – систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Финансовая политика государства подразделяется на финансовую тактику и стратегию.

      Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых отношений направленных на решение задач финансовой политики.

      Финансовая  стратегия –  курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусмотренное решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества.

      Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества.

      Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально – инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ.

      Задачи: 1. обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны; 2. рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели; 3. выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

      Принципы: 1. соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных, профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов; 2. обеспечение планомерной организации финансовых отношений; 3. сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы; 4. создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами); 5. оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами. 

      Фискальная  политика (налогово – бюджетная  политика) – комплексное понятие государственной налогово – бюджетной политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика проводится как дискреционная, т.е. как сознательное манипулирование государством налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. Недискриционная – действие автоматизированных или «встроенных стабилизаторов» под которыми понимается варьирование государственными расходами налоговыми и изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла – подъеме или спаде.

      Цель: повышение конкурентоспособности экономики страны, выраженное в устойчивом экономическом развитии и росте благосостояния граждан во всех регионах.

      Задачи: диверсификация отраслей экономики, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно – технологической экономике; снижение доли теневой экономики; сокращение размера государственного долга по отношению к ВВП, оптимизация его структуры; развитие инфраструктуры и человеческого капитала; повышение качества предоставление государством услуг. 

  Финансовый механизм – совокупность методов, приемов, способов, посредством которых достигается цель. Действие финансового механизма на экономическую и социальную сферу осуществляется: 1. через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта; 2. через величину финансовых ресурсов, формируемых у государства и хозяйствующих субъектов и направляемых на удовлетворение потребностей общества.

      Подсистема (часть) – существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.

      Блок (звено) – совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

      Элемент – простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. 

      Задачи: широкая демократизация производства, внедрение коммерческих начал, рыночное регулирование, усиление экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. 

Тема 4: Организация управления финансами.

      Управление  финансами –  процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы  с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата.

      В основе управления финансами лежат  следующие принципы: 1. демократизм в управлении; 2. политический подход к финансовым вопросам; 3. оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; 4. научность управления; 5. согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; 6. ответственность в управлении; 7. преемственность хозяйственных решений.

      Следует различать 2 аспекта управления финансами: во первых государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социальной сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во – вторых, сами финансы являются объектом управления: управление формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, т.е. система финансовых учреждений.

      В управлении финансами различают  следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.

      Финансовая  информация имеет большое  значение для принятия решений с целью как научно – обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами.

      Планирование  занимает центральное место в управлении финансов, оно должно обеспечивать сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней национального хозяйства.

      Организация – означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.

      Финансовое  регулирование –  маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения планируемых заданий.

      Контроль  за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.

      Стратегическое  управление финансами возложено Конституцией РК на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования.

      Общегосударственные финансы управления государственными уполномоченными органами – Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования РК. 

Управление  бюджетной системы.

Министерство  финансов РК является центральным исполнительным органом РК, осуществляющее руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры  ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы бух. учета и аудита финансовой отчетности. 

Основные  задачи: 1. обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, контроль за эффективным и целевым использованием их средств, а также методологическое руководство по исполнению республиканского и местного бюджетов, бух. учета, отчетности и аудиту; 2. обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, пенсионных взносов, перечислений средств в национальный фонд РК; 3. участие в разработке и реализации государственной налоговой политики; 4. государственный контроль за проведением процедур банкротства, а тж. во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника; 5. обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопасности РК; 6. осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции; 7. иные задачи, возложенные на него законодательством.

Основные  функции: 1. участие в разработке проекта республиканского бюджета, государственных и других программ, стратегических планов РК и индикативных планов социально – экономического развития РК, основных макроэкономических показателей; 2. участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет; 3. налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а тж. проведение проверок за ходом выполнения контрольных условий; 4. ведение и учет валютных операций государственных учреждений.

Основные  задачи Казначейства: организация и контроль кассового исполнения республиканского бюджета и улучшение расчетно – кассового обслуживания государственного бюджета; обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республики в пределах своей компетенции, местных бюджетов; участие в развитии и совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства.

Основные  функции: обслуживание исполнения государственного бюджета; прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета; осуществление переводов денег по поручениям государственных учреждений; контроль платежных документов, предоставленные государственными учреждениями; управление текущими остатками на счетах Казначейства; участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений; подготовка отчетности об исполнении республиканского бюджета; составление ежедневной информации о состоянии доходных и расходных счетов и местных бюджетов.

Контроль  финансового контроля осуществляет организационно – методологическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят ревизии гос. предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка.

Министерство  экономического и  бюджетного планирования РК является центральным исполнительным органом, осуществляющее руководство и в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию разработки основных направлений социально – экономического развития РК, стратегических и индикативных планов социально – экономического развития  РК, управления государственными финансами, формирования прогнозных показателей государственного бюджета на среднесрочный период и проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год. Задачи министерства: 1. формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально – экономического развития РК; 2. экономический  анализ, макроэкономическое прогнозирование  и регулирование  социально – экономического развития РК и оценка хода реформ; 3. формирование и совершенствование системы стратегического, индикативного и бюджетного планирования; 4. формирование и реализация государственной налогово – бюджетной и инвестиционной политики во взаимодействии с денежно – кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений; 5. участие в выработке политики эффективного управления государственными активами и ее реализации; 6. выработка предложений  по совершенствованию системы государственного управления.

Информация о работе Лекции по "Финансам"