Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:57, курс лекций
Курс лекций содержит 7 тем.
Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.
Тема 4: Организация управления финансами.
Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 6. Правовое обеспечение финансовых отношений.
Тема 7. Финансовый контроль
Аппарат
местных финансовых
органов включает областные, городские,
районные финансовые управления и отделы
проводимые работу по оперативному управлению
финансами, т.е. занимаются прогнозированием,
планированием, составлением исполнением
местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных
резервов и изысканием экономии ресурсов
во всех звеньях государственного хозяйственного
комплекса и социально – культурной сферы,
осуществляют финансирование из бюджетов
организаций и учреждений и контролируют
целевое использование бюджетных средств.
Финорганы находятся в подчинении местной
администрации.
Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование – подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования.
Содержание Ф.П. представлена как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Целью Ф.П. является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйствующих субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально – вещественным элементам воспроизводства. Задачи Ф.П. 1. определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины; 2. установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно – территориальными подразделениями; 3. определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.
Прогноз – вероятностное суждение о состоянии какого – либо явления в будущем на основе специального научного исследования.
Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого – либо явления, объекта, процесса.
Планирование – система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществленных действий или мероприятий. Планирование - процесс, охватывающий разработку плана, организацию его выполнения и контроль исполнения.
Индикативное (рекомендательное) планирование выполняет информационно – координационную роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические стимулы.
В основе Ф.П. лежат следующие принципы: 1. сочетание централизованных и децентрализованных подходов – ограниченное сочетание двух начал: централизованная Ф.П. с максимальным развитием творческой местной инициативы при составлении финансовых планов; 2. принцип единства находит выражение в тесной взаимосвязи и взаимозависимости Ф.П. с экономическим и социальным планированием; 3. принцип непрерывности планирования предполагает тесную увязку перспективных и годовых (текущих) финансовых планов, что достигается продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач в годовых планах.
Методы Ф.П.: 1. метод экстраполяции (коэфф.) состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения; 2. метод экспертных оценок – предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов – экспертов для определения параметров состояния объекта планирования; 3. нормативный метод позволяет рассчитывать плановые финансовые показатели на основе установленных норм и нормативов; 4. балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей; 5.программно –целевой метод получит в условиях рынка развитие как один их методов финансового прогнозирования на базе научно – технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном.
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно – целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:
6. экономико – математические методы с использованием ЭВМ применяются в случаях многовариантности расчетов, для выбора наилучших решений.
В финансовом планировании исторически сформировались следующие организационные принципы: ведомственный, отраслевой, территориальный, предметно – целевой.
Ведомственный
и отраслевой
принципы были характерны для периода
централизованного управления экономикой
с ее жесткими, командными методами. Применение
территориального финансового
планирования позволяет определить
финансовые ресурсы отдельных административно
– территориальных единиц, способствует
поставить зависимость объема ресурсов
от результатов хозяйственной деятельности;
в случае недостатка ресурсов по объективным
причинам возможно их перераспределение
через централизованные фонды для обеспечения
приемлемого социального развития региона.
Предметно – целевой
принцип в финансовом планировании
направлен на конкретное формирование
и использование финансовых ресурсов
для обеспечения определенной экономической,
социальной, экологической, культурной
и других программ, независимо от источников
происхождения ресурсов.
Тема 6. Правовое обеспечение финансовых отношений.
Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества.
Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное, страховое законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения.
Финансово – правовые нормы – исходные первичные элементы права, т.е. установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово – правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (т.е. закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определенных действий). Финансово – правовые нормы – принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Подразделяются по юридическим основаниям на нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные, планово – финансовые.
К нормативным относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы и действуют обычно длительное время. Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств.
Законодательные акты – издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента.
Подзаконные акты – акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления инструкции Министерства финансов и Министерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о разрешении каких – либо действий.
Планово – финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации; распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.
Преобразование объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно – властного принуждения, т.е. субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово – правовые нормы и акты – как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово – правового воздействия на экономические процессы.
Методами финансово – правового регулирования являются государственно – властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями (императивный метод). К хозорганам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и финансовые санкции.
Диспозитивный метод предполагает, договорную форму согласования интересов сторон, что порождает возникновение их обоюдных прав и обязанностей. Данный метод применяется преимущественно в отношениях хозяйствующих субъектов – партнеров по бизнесу: между фирмами, компаниями, разными другими предпринимательскими структурами.
Выполнения финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанном на законопослушании и сознательности граждан и должностных лиц. Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово – правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов. Совокупность финансово – правовых актов составляет финансовое законодательство. Юридический закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парламентом; менее длительные, например, закон о республиканском бюджете также утверждается этим органом в силу значимости подобного акта для социально – экономической жизни страны.
Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в 3 – х общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно – распорядительной деятельности). Высший орган государственной власти – Парламент Республики Казахстан, органы государственной власти на местах – собрания депутатов – маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно – распорядительную деятельность проводит Правительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и аппарат местных администраций. Финансовая деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов:
Используются следующие методы финансовой деятельности государства:
Тема 7. Финансовый контроль.
Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели. Наличие Ф.К. объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контрольная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использовании.
Специфика Ф.К. состоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов. Сфера действия Ф.К. часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим. Проведение государственного Ф.К. осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности.