Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

Курс лекций содержит 7 тем.

Оглавление

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм.
Тема 4: Организация управления финансами.
Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 6. Правовое обеспечение финансовых отношений.
Тема 7. Финансовый контроль

Файлы: 1 файл

лекции Финансы.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Аппарат местных финансовых органов включает областные, городские, районные финансовые управления и отделы проводимые работу по оперативному управлению финансами, т.е. занимаются  прогнозированием, планированием, составлением исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием  экономии ресурсов во всех звеньях государственного хозяйственного комплекса и социально – культурной сферы, осуществляют финансирование из бюджетов организаций и учреждений и контролируют целевое использование бюджетных средств. Финорганы находятся в подчинении местной администрации. 
 

Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое  планирование –  подсистема финансового механизма и важнейшая  составная часть экономического и социального планирования.

Содержание  Ф.П. представлена как заранее определенная возможность маневрирования  экономическими процессами  образования распределения и перераспределения  денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Целью Ф.П. является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйствующих субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально – вещественным элементам воспроизводства. Задачи Ф.П. 1. определение источников формирования  финансовых ресурсов и их общей величины; 2. установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно – территориальными подразделениями; 3. определение  конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Прогноз – вероятностное  суждение о состоянии какого – либо явления в будущем на основе специального научного исследования.

Прогнозирование – разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого – либо явления, объекта, процесса.

Планирование  – система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществленных действий  или мероприятий. Планирование - процесс, охватывающий разработку плана, организацию его выполнения и контроль исполнения.

Индикативное (рекомендательное) планирование выполняет информационно – координационную роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через экономические стимулы.

В основе Ф.П. лежат следующие принципы: 1. сочетание централизованных и децентрализованных подходов – ограниченное сочетание двух начал: централизованная Ф.П. с максимальным развитием творческой местной инициативы при составлении финансовых планов; 2. принцип единства находит выражение в тесной взаимосвязи и взаимозависимости Ф.П. с экономическим и социальным планированием; 3. принцип непрерывности планирования предполагает тесную увязку перспективных и годовых (текущих) финансовых планов, что достигается продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач в годовых планах.

Методы  Ф.П.: 1. метод экстраполяции (коэфф.) состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения; 2. метод экспертных оценок – предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов – экспертов для определения параметров состояния объекта планирования; 3. нормативный метод позволяет рассчитывать плановые финансовые показатели на основе установленных норм и нормативов; 4. балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей; 5.программно –целевой метод получит в условиях рынка развитие как один их методов финансового прогнозирования на базе научно – технических программ, осуществляемых на разных уровнях – общенациональном, отраслевом, первичном.

Финансовое  программирование –  метод финансового планирования, использующий программно – целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:

  1. установление приоритетов;
  2. повышение эффективности расхождения средств;
  3. прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта;

6. экономико – математические методы с использованием ЭВМ применяются в случаях многовариантности расчетов, для выбора наилучших решений.

В финансовом планировании исторически сформировались следующие организационные принципы: ведомственный, отраслевой, территориальный, предметно – целевой.

Ведомственный и отраслевой принципы были характерны для периода централизованного управления экономикой с ее жесткими, командными методами. Применение территориального финансового планирования позволяет определить финансовые ресурсы отдельных административно – территориальных единиц, способствует поставить зависимость объема ресурсов от результатов хозяйственной деятельности; в случае недостатка ресурсов по объективным причинам возможно их перераспределение через централизованные фонды для обеспечения приемлемого социального развития региона. Предметно – целевой принцип в финансовом планировании направлен на конкретное формирование и использование финансовых ресурсов для обеспечения определенной  экономической, социальной, экологической, культурной и других программ, независимо от источников происхождения ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 6. Правовое обеспечение  финансовых отношений.

Финансовое  право – совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества.

Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся  к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное, страховое законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения.

Финансово – правовые нормы  – исходные первичные элементы права, т.е. установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово – правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (т.е. закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определенных  действий). Финансово – правовые нормы – принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Подразделяются по юридическим основаниям на нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные, планово – финансовые.

К нормативным  относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы и действуют обычно длительное время. Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств.

Законодательные акты – издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента.

Подзаконные акты – акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления инструкции Министерства финансов и Министерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о разрешении каких – либо действий.

Планово – финансовые  акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации; распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.

Преобразование  объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно – властного принуждения, т.е. субъективных действий органов власти, представляется как  правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово – правовые нормы и акты – как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово – правового воздействия на экономические  процессы.

Методами  финансово – правового  регулирования  являются государственно – властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими  полномочиями (императивный метод). К хозорганам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и финансовые санкции.

Диспозитивный метод предполагает, договорную форму  согласования интересов сторон, что  порождает возникновение их обоюдных прав и обязанностей. Данный метод  применяется  преимущественно в  отношениях хозяйствующих субъектов  – партнеров по бизнесу: между фирмами, компаниями, разными другими предпринимательскими  структурами.

Выполнения  финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанном на законопослушании и сознательности граждан  и должностных лиц. Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово – правовых  норм. Они имеют денежный характер и содержат меры  принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов. Совокупность финансово – правовых актов составляет финансовое законодательство. Юридический закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парламентом; менее длительные, например, закон о республиканском бюджете также утверждается этим органом в силу значимости подобного акта для социально – экономической жизни страны.

Финансовая  деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в 3 – х общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно – распорядительной деятельности). Высший орган государственной власти – Парламент Республики Казахстан, органы государственной власти на местах – собрания депутатов – маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно – распорядительную деятельность проводит Правительство Республики Казахстан, на местах  - главы (акимы) и аппарат местных администраций. Финансовая  деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов:

  1. задач государства на конкретном этапе его функционирования;
  2. форм собственности, на которых основана деятельность субъектов финансового права;
  3. источников государственных доходов;
  4. целей использования денежных средств;
  5. соотношения между поступившими в распоряжение государства средствами и потребностями  в них.

Используются  следующие методы финансовой деятельности государства:

  1. методы обязательных и добровольных платежей в централизованные государственные фонды: государственный бюджет, внебюджетные фонды, страховые и кредитные фонды. К обязательным относятся налоги, отчисления средств. На добровольных  началах осуществляется часть платежей по личному и имущественному страхованию, по государственным займам, по денежно – вещевым лотереям, по вкладам  депозитов в банки;
  2. при распределении государственных  денежных средств различаются методы: финансирование – безвозвратный и безвозмездный отпуск средств и кредитование – выделение средств на началах возвратности и возмездности;
  3. при финансовых операциях применяются методы безналичных и наличных расчетов денежными средствами. Преобладающими должны  быть безналичные расчеты, так как они сокращают издержки денежного обращения, а используются в отношениях государства с предприятиями  и  другим  хозорганами, и, частично, с населением.
 
 
 

Тема 7. Финансовый контроль.

Финансовый  контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели. Наличие Ф.К. объективно обусловлено  тем, что финансам, как экономической  категории  присуща контрольная функция. Посредством  этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использовании.

Специфика Ф.К. состоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являются  процессы формирования  доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов. Сфера действия Ф.К. часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим. Проведение государственного Ф.К. осуществляется  с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности.

Информация о работе Лекции по "Финансам"