Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:22, курсовая работа
Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели.
И не только человек – все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов- главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.
Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным проповедникам, социальным реформаторам и политическим лидерам. Они принимают как данность те цели, которые ставят перед собой и преследуют индивидуумы. Экономистов интересует лишь то, как люди реализуют свои «самостоятельные хотения», или субъективно понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей, и что из этого может получиться. «Мы,- писал в 1820 г. Жан- Батист Сей своему английскому коллеге Томасу Мальтусу,- должны только сказать обществу, как и почему такой-то факт является последствием такого-то другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений.»
Введение 3
Глава 1. Теория потребительского поведения. 5
Потребительское поведение в категориях кривых безразличия.12
1.2. Потребительское равновесие и кривая спроса. 17
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 20
2.2 Кривые безразличия 23
2.3. Предельная норма замещения 25
Заключение 30
Приложение 33
Список литературы
Кривая «цена-потребление», во-первых, показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим (рис. 1.2, б).
Во-вторых,
линия «цена-потребление» служит важным
инструментом для определения кривой
индивидуального спроса. В данном случае
мы получим кривую спроса покупателя на
одежду, если поместим все точки кривой
«цена-потребление» в координатах обычного
графика с ценами на вертикальной оси
и количеством покупок одежды — на горизонтальной
оси. Полученная кривая спроса не только
повторяет линию «цена-потребление», но
1, показывает также важную особенность
закона спроса — убывающую полезность
любого товара и обратную зависимость
между движением цен и количеством закупок
по этой цене. Если предположить, что индивидуальный
спрос каждого покупателя имеет смысл
столь детально вычислять, то совокупный
рыночный спрос по каждому данному товару
можно получить агрегированием индивидуальных
кривых спроса на каждый конкретный товар.
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения
Возможности потребительского выбора, как известно, определяются бюджетными ограничениями и ценами товаров. Рассмотренные нами кривые безразличия остается лишь совместить с графиком дохода (линией бюджетных ограничений). Предположим, бюджет потребителя равняется все тем же условным 10 ден. единицам, а расходы ограничиваются только двумя товарами из вышеприведенной таблицы. Если известна цена товаров, то остается лишь перемножить количества закупаемых товаров на их цену.
Уже известное нам уравнение бюджетного ограничения показывает, что количество единиц одного товара, умноженное на erо цену, плюс количество другого товара, умноженное на его цену, следует уравновесить с 10 ден. ед. дохода (при условии, что он полностью израсходован на эти покупки).
Хрх+ YPy=1,
где Р% и Р — цена единицы товаров, показанных на осях Х\\ У (соответственно, одежда и продукты); 1 — доход, личный бюджет, равный 10 ден. единицам. Соотношение товарных цен Рх/ Ру — характеризует наклон линии бюджетных ограничений. Применительно к нашему примеру с одеждой и продуктами, крутизна наклона бюджетной линии (при доходе в 10 ден. единиц) будет определяться отношением цены за единицу одежды к цене за единицу продуктов.
Сопоставив ценовые и бюджетные ограничения, покупатель замещает одни товары другими, стремясь к максимизации их полезности и собственного потребительского эффекта. Выше отмечалось, что предельная норма замещения для покупателя равна соотношению цен товаров, подлежащих замещению. Это уже известное нам правило максимального удовлетворения потребностей покупателя, которое можно подтвердить также кривыми безразличия, совмещенными с линией бюджетных ограничений. Сравнивая потребительские предпочтения и варианты реально возможного выбора, отметим следующие ситуации(см. рис. 2.1, б).
Во-первых, потребителю, разумеется, предпочтительнее набор с большим количеством обоих товаров, чем набор с меньшим их количеством. Ситуация с большим количеством продуктов и одежды представлена кривой безразличия 3, расположенной правее бюджетной линии и не пересекающейся с ней. Однако это не реальная для потребителя ситуация, поскольку цены товаров этого набора превышают возможности бюджетного дохода потребителя — 10 ден. единиц.
Во-вторых, кривая безразличия 1 показывает ситуацию, когда доход используется не полностью и текущее потребление осуществляется на заниженном уровне, не соответствующем уровню дохода. В точках пересечения кривой безразличия 7 с бюджетной линией потребление товаров очевидно меньше, чем оно могло бы быть в точке равновесия.
В-третьих,
искомая максимизация полезности и
потребительское равновесие достигается
в той единственной точке, где кривая безразличия
2 проходит по касательной с линией бюджетных
ограничений. В этой точке достигается
максимально возможное удовлетворение
потребителя при полном использовании
его дохода. Это и есть точка потребительского
равновесия — Е.
Отметим также, что в точке потребительского
равновесия наклон кривой безразличия
2 и наклон бюджетной линии равны. Применительно
к нашему примеру с продовольствием и
одеждой это означает, что наклон кривой
безразличия 2 равен отношению предельной
полезности одежды к предельной полезности
продуктов. Наклон линии бюджетных ограничений
в этой же точке равен отношению цены одежды
к цене продовольственных продуктов. Это
и требовалось доказать с помощью кривых
безразличия и заданной кривой бюджетных
ограничений, определяющейся доходом
в 10 ден. единиц.
2.2. Кривые безразличия.
Мы можем представить потребительские предпочтения графически, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.
Если выполнены три
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, мы можем изобразить семейство кривых безразличия, которое назовем картой безразличия. Каждая кривая безразличия показывает набор потребительских товаров и услуг, к которым человек относится одинаково.
Кривые безразличия не могут
пересечься. Чтобы понять, почему, -
предположим обратное и увидим,
что это нарушает наши
2.3. Предельная норма замещения
Люди идут на компромиссы, когда делают выбор между двумя, тремя или большим числом товаров, и кривые безразличия могут помочь прояснить такие компромиссы. Кривая безразличия на рис. 2.2 иллюстрирует это. Перемещаясь от набора потребительских товаров А к набору В, мы видим, что потребитель готов отказаться от шести единиц одежды, чтобы получить одну единицу продуктов питания. Однако, двигаясь от набора В к набору С, он готов поступиться лишь четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу продуктов питания, а при передвижении от С к D он откажется только от двух единиц одежды ради одно! единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньше пищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды ради продуктов питания. Аналогичным образом, чем большим количеством продуктов питания человек располагает, тем меньшим количеством одежды он готов пожертвовать, чтобы получить больше пищи. Эта модель отражает тот факт, что большинство потребителей получают все меньше и меньше удовлетворения по мере потребления ими все большего и большего количества любого товара. В целом объем дополнительных потребностей, которые потребитель удовлетворяет при большем потреблении определенного товара, снижается, когда общий объем потребления растет. Таким образом, кривые безразличия имеют выпуклую форму (т. е. вогнутую вовнутрь). При выпуклых кривых безразличия потребитель предпочитает сбалансированный набор потребительских товаров набору, который содержит только один вид товаров.
Чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, мы используем меру, названную предельной нормой замещения. Предельная норма замещения (MRS) продуктов питания F одеждой С представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. Ради единообразия на протяжении всей книги примем MPS как выражение количества товаров, нанесенного на вертикальную ось, от которого надо отказаться, чтобы получить одну единицу товара, помещенного на горизонтальной оси. Таким образом, мы обозначаем изменение в одежде знаком ДС, изменение в продуктах питания знаком AF, предельная норма замещения может быть выражена как —ДС/AF. Отрицательный знак вводится, чтобы предельная норма замещения была положительным числом (ДС всегда отрицательно). В результате предельная норма замещения в любой точке равна по абсолютному значению тангенсу угла наклона кривой безразличия в этой точке. Однако тангенс угла наклона отрицателен, поскольку речь идет о компенсации уменьшения одного товара увеличением другого, тогда как для удобства MRS выбирается положительным.
' Чтобы
увидеть, почему кривые
А на рис. 2.2 к набору В, мы замечаем, что MRS питания F одеждой С представляет собой: — ЛС/AF = = — (—6)/1 = 6. Однако когда мы начинаем с набора В и двигаемся от В к С, MRS снижается до 4. Сравнивая точки С и D, находим, что MRS равняется 2 в точке D, а при движении от точки D к Е MRS оказывается равным 1. Мы видим, что по мере увеличения потребления продуктов питания уменьшается абсолютное значение угла наклона кривой безразличия и снижается MRS. Таким образом, уменьшение предельной нормы замещения (т. е. выпуклая форма кривых безразличия) является важной характеристикой потребительских предпочтений.
Формы кривых безразличия могут указывать на различные степени желательности замены одного товара другим. Рассмотрим, например, предпочтения Филиппа и Джейн в потреблении сока и безалкогольных напитков на рис. 2.3. На рис. 2.3а кривые безразличия Филиппа показывают относительно низкую (и убывающую) предельную норму замещения безалкогольных напитков соком. Он готов отказаться от очень небольшого количества сока ради других безалкогольных напитков. Очевидно, что Филипп оказывает сильное предпочтение соку, на которое особенно не влияет его потребление безалкогольных напитков. На рис. 2.3b показаны предпочтения Джейн. У нее высокая предельная норма замещения безалкогольных напитков соком. Ее предпочтение безалкогольным напиткам сильнее. Если бы Джейн совсем не любила сок, ее кривые безразличия представляли бы прямые вертикальные линии. Аналогичным образом если бы Филипп был равнодушен к безалкогольным напиткам, то кривые безразличия у него были бы прямыми горизонтальными линиями.
П р и м е р 2.1.
Конструируя новый автомобиль
Предположим, что вы один из
руководителей автомобильной
Ответ на это вопрос зависит
не только от издержек
Зная уровень затрат на обеспечение каждого
из параметров, хороший руководитель может
выбрать модель, которую необходимо выпустить
на рынок в следующем году. Именно так
действовал Ли Якокка в компании «Форд»
в 1969г. Якокка верил, что рынку нужна машина,
которая заинтересовала бы самостоятельных
и независимых американцев. Якокка позаимствовал
дизайн такой машины у своего товарища
по работе Дональда Фрея. Якокка и Фрей
сконструировали машину своеобразного
дизайна, которую можно было бы производить
с меньшими затратами, чем другие модные
машины – такие, как «Корвет» фирмы «Дженерал
Моторс». в итоге появился «Форд-мустанг»,
имевший непревзойденный успех на рынке.
В первый же год было продано свыше 418000
«мустангов», и это дало «Форду» сотни
миллионов долларов прибыли.
Заключение