Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:09, реферат
Финансовые ресурсы – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Они являются материальными носителями финансовых отношений и используются в фондовой и не фондовой формах.
К банкам предъявляются требования по анализу малого бизнеса, которые аналогичны анализу корпоративных заемщиков. Это обстоятельство в значительной степени ограничивает возможности банков кредитовать малые предприятия. Российское законодательство не содержит специальных правовых норм, учитывающих особенности такого вида кредитования;
· отсутствует институт государственной регистрации залога движимого имущества. Действующий закон «О залоге» уже не отвечает новым реалиям, большие проблемы возникают у банкиров при оформлении в залог зданий и сооружений;
· «размытые критерии субъектов малого предпринимательства». Для того чтобы считаться представителем малого бизнеса, необходимо постоянно соответствовать критериям, которые содержатся в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Тем не менее, банки нередко разрабатывают свои критерии.
Так или иначе, банки выдвигают как собственные требования к субъектам малого бизнеса, так и опираются на закон одиннадцатилетней давности. Для наглядности приведем пример: если Сбербанк выделяет такой критерий малого предпринимательства, как численность штата, то Внешторгбанк ориентируются на годовой оборот (как оказалось, 143 млн. рублей достаточно для того чтобы считаться субъектом малого предпринимательства). В Банке Москвы малое предприятие должно иметь выручку не более 150 миллионов рублей в год, а оборот не должен превышать 200 миллионов рублей в год.
Помимо перечисленных
барьеров есть сложности внутри самих
банков. Такие экономические
· высокая доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов в процессе кредитования, что связано с незначительным размером и сроком самого кредита. Невозможно обеспечить достаточную рентабельность операций за счет небольших в абсолютной величине процентных доходов банка;
· ограниченность или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования.
Основные проблемы заключаются
в неразвитости банковских технологий,
зачастую не позволяющих снизить
издержки обращения на обработку
одного клиента, а также в относительно
небольшой статистике кредитования,
затрудняющей точную оценку рисков, связанных
с кредитованием малого бизнеса.
Как следствие даже если у банка
и имеются соответствующие
Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16% (10% предлагает Банк Москвы, но это пока лишь приятное исключение из общего правила), но и это большая редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.
Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микро кредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.
Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.
Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.
Объем "черного" рынка кредитов оценивается в 6-8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.
По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично – он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.
2.3 Решение проблем кредитования малого бизнеса
Кредитование малого бизнеса –
сложный механизм взаимоотношений
между банками и
Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса
Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса.
Постепенное улучшение условий кредитования
Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.
Развитие стартовых проектов.
Кредитование малого бизнеса в
будущем будет тесно связано
с развитием «стартовых»
Развитие кредитных бюро.
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторыв России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Поддержка со стороны государства
Необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.
Повышение доверия между банками и бизнесом
Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам.
2.4 Кредитование малого бизнеса: перспективы
Кредитование малого бизнеса в России имеет хорошие перспективы в связи с большим спросом представителей бизнеса на кредитные продукты. Банки же имеют все возможности для удовлетворения финансовых потребностей предпринимателей. В настоящее время эти потребности удовлетворены на 30-40 %, и банки не упустят возможности увеличения своего дохода от результатов кредитования бизнеса. Увеличивающиеся год от года объемы кредитования только подтверждают эту тенденцию.
В течение следующих лет можно
спрогнозировать вероятное
Кредитование малого бизнеса в
настоящее время
· малый бизнес проявляет значительный интерес к продуктам банковского кредитованию;
· увеличение количества банков, предлагающих кредиты для бизнеса;
· как следствие двух предыдущих пунктов, снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитование;
· стандартизация процесса кредитования (разработка единых требований, перечня документации и т.д.);
· улучшение банковского сервиса и упрощение процедуры получения кредита для бизнеса;
· увеличение предлагаемых кредитных продуктов для открытия и развития бизнеса.
Конкуренция среди банков идет даже
не в части предоставления заниженных
процентных ставок, а в качестве
предоставления удобного сервиса. Банки
стараются обеспечить максимально
лучший комфорт при обслуживании
– расширяют филиалы банков, офисы
продаж, ставят Интернет - киоски и т.д.
В перспективе процентные ставки
должны снизиться и стабилизироваться
на некоторой отметке, а хорошее
качество и упрощенная процедура
получения кредита станут неким
стандартом. Эксперты полагают, что
данный процесс произойдет не сразу
(не будет иметь взрывного
Еще одной характерной особенностью развития банковского кредитования в России станет появление и значительное увеличение количества банков, ориентированных на представителей бизнеса предлагающих кредиты для бизнеса.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Под кредитованием понимается метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности. Необходимость в кредитных ресурсах возникает тогда, когда собственных и приравненных к ним источников не достаточно для покрытия потребностей и обязательств организации.
Кредитование текущей
Кредитные отношения могут принимать
разные формы. Они могут быть организованы
в форме банковского кредита,
или коммерческого
Кредитование предприятий
В зависимости от срока выдаваемой ссуды кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет). Как правило, для обеспечения текущей деятельности, предприятия используют краткосрочное кредитование.
Прежде чем принимать решение о предоставлении кредита, банк анализирует кредитоспособность предприятия.
Под кредитоспособностью
Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. С каждым годом растет доля предпринимателей в числе клиентов банков.
Информация о работе Кредитование предпринимательской деятельности