Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 22:16, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия кредитно-денежной……………………..5
Глава 2. Инструменты кредитно-денежной политики………………10
2.1.Политика обязательных резервов…………………………………..10
2.2.Рефинансирование коммерческих банков…………………………11
2.3.Операции на открытом рынке……………………………………...13
2.4.Некоторые административные методы регулирования кредитно-
денежной сферы………………………………………………………….15
Глава 3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика
дешевых и дорогих денег)………………………………………………17
Глава 4. Эффективность кредитно-денежной политики в России…20
4.1.Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на
капитальные вложения………………………………………………… 20
4.2.Долгосрочное кредитование населения на потребительские
цены………………………………………………………………………27
Глава 5. Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на
примере Японии и Мексики…………………………………………….35
5.1.Денежно-кредитная политика в Японии…………………………..35
5.2.Денежно-кредитная политика в Мексике………………………….38
Заключение………………………………………………………….…...42
Список литературы……………………………………………………..44
Сходные
черты можно обнаружить и в
механизме контроля за денежной массой
со стороны Банка Японии. Не полагаясь
на косвенный контроль, Банк прибегал
к непосредственному вмешательству в
процессы на рынках банковского кредитования,
в первую очередь краткосрочно "Банк
Японии прямо контролировал формирование
основной части денежной массы. Попытки
воздействия на инвестиционный спрос
посредством регуляторов денежной массы
имеют ограниченный эффект в случае, когда
они используются для предотвращения
выхода из спада. Понижение уровня процента
или либерализация предложения кредитных
ресурсов само по себе не могут быть стимулом
для производственных инвестиций. В Японии
в основе высокого уровня инвестиционного
спроса лежала "уверенность бизнеса
в будущем экономики, определявшая высокую
норму отдачи на капитал. Поэтому политика
занижения процента на рынке кредитных
ресурсов и рационирование кредита имели
своей главной целью перераспределение
средств от населения и мелкого бизнеса
в пользу крупнейших корпораций, способных
осуществлять эффективные инвестиции.
5.2.Кредитно-денежная политика в Мексике
В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.
Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент деструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.
Денежно-кредитное
регулирование в Мексике
В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, нетребующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.
Либерализация государственного регулирования банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь
по следующим направлениям:
- операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;
- поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;
- хранение всеми банками депозитов до востребования, а также кассовой наличности в Банке Мексики;
-
интервенции Центрального
- осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;
- введения для банков нового норматива контроля - "коэффициента инвалютной ликвидности";
- создание специальных резервов банков под сомнительные
долги;
- разработка более строгих правил и условий для предоставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;
- более четкое определение содержания должностного преступления в банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;
- разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.
Весь этот комплекс мер позволил к 1992 году добиться успеха в деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%, достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.
Заключение
В
настоящее время денежно-
На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.
Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.
В
этой связи необходимо осуществить
поворот к использованию
Важное
направление преодоления
Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц. Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.
И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелать главному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране - Центробанку удачи в его непосредственной деятельности.
Список использованной литературы
1) Аукуционес С.П., «Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ.» М: Наука., 1984.
2) Исаева Е. Б., «Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты.» Деньги и кредит. 1993. № 9.
3) Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное пособие. М., «Тандем» 1998 г.
4) Мамедов О.Ю., «Современная экономика.» М: Феникс ., 1996.
5) Обухов Н. П., «Кредитный рынок и денежная политик.а» Финансы. 1995. № 2.
6) Симонов В. В., «Кредитная система и государственное регулирование.» Деньги и кредит. 1992. № 4.
7)Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М:«Дело» 1993 г.
8) Хансен Э. «Экономические циклы и национальный доход. М:1959.
9) Хаберлер Г. «Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний» М., 1960.
10) Чекмаева Е. Н. «Межбанковский кредитный рынок и его регулирование» Деньги и кредит. 1994. № 5-6.
Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели и инструменты