Кредитно-денежная политика: цели и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия кредитно-денежной……………………..5
Глава 2. Инструменты кредитно-денежной политики………………10
2.1.Политика обязательных резервов…………………………………..10
2.2.Рефинансирование коммерческих банков…………………………11
2.3.Операции на открытом рынке……………………………………...13
2.4.Некоторые административные методы регулирования кредитно-
денежной сферы………………………………………………………….15
Глава 3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика
дешевых и дорогих денег)………………………………………………17
Глава 4. Эффективность кредитно-денежной политики в России…20
4.1.Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на
капитальные вложения………………………………………………… 20
4.2.Долгосрочное кредитование населения на потребительские
цены………………………………………………………………………27
Глава 5. Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на
примере Японии и Мексики…………………………………………….35
5.1.Денежно-кредитная политика в Японии…………………………..35
5.2.Денежно-кредитная политика в Мексике………………………….38
Заключение………………………………………………………….…...42
Список литературы……………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Финансы и статистика.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      Сходные черты  можно обнаружить и в  механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения  и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции. 

      5.2.Кредитно-денежная политика в Мексике

      В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном  состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней  задолженности,  нарастающей  инфляцией  и  массовым бегством  частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

      В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики,  развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.

      Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент деструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком  Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.

      Денежно-кредитное  регулирование в Мексике традиционно  было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось  обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей. Административному регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

      В 1991 году ситуация в кредитной сфере  заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, нетребующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных  банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.

      Либерализация государственного  регулирования  банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь

      по  следующим направлениям:

      - операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;

      - поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

      - хранение всеми банками депозитов до  востребования, а также кассовой наличности в Банке Мексики;

      - интервенции Центрального банка  на денежном рынке;

      - осуществление и регулирование  селективного кредитования приоритетных отраслей в основном  через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;

      - введения для банков нового норматива контроля -  "коэффициента инвалютной ликвидности";

      - создание специальных резервов  банков  под  сомнительные

      долги;

      - разработка более строгих  правил  и  условий  для  предоставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;

      - более четкое определение содержания должностного преступления в банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;

      - разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.

      Весь  этот комплекс мер  позволил  к 1992 году добиться успеха  в  деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.

 

      

      Заключение

      В настоящее время денежно-кредитная  сфера в России переживает, как, впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.

      На  современном этапе Центральный  банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.

      Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.

      В этой связи необходимо осуществить  поворот к использованию кредита  в качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

      Важное  направление преодоления негативных результатов осуществления жесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в расширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.

      Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц. Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.

      И в заключение, в свете всего  вышеизложенного, хочется пожелать главному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране - Центробанку удачи в его непосредственной деятельности.

 

      

      Список  использованной литературы

      1) Аукуционес С.П., «Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ.» М: Наука., 1984.

      2) Исаева Е. Б., «Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты.» Деньги и кредит. 1993. № 9.

      3) Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика»  Учебное пособие. М., «Тандем» 1998 г.

      4) Мамедов О.Ю., «Современная экономика.» М: Феникс .,  1996.

      5) Обухов Н. П., «Кредитный рынок и денежная политик.а» Финансы. 1995. № 2.

      6) Симонов В. В., «Кредитная система и государственное регулирование.» Деньги и кредит. 1992. № 4.

      7)Фишер  С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М:«Дело» 1993 г.

      8) Хансен Э. «Экономические циклы и национальный доход. М:1959.

      9) Хаберлер Г. «Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний» М., 1960.

      10) Чекмаева Е. Н. «Межбанковский кредитный рынок и его регулирование» Деньги и кредит. 1994. № 5-6.

Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели и инструменты