Кредитно-денежная политика: цели и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия кредитно-денежной……………………..5
Глава 2. Инструменты кредитно-денежной политики………………10
2.1.Политика обязательных резервов…………………………………..10
2.2.Рефинансирование коммерческих банков…………………………11
2.3.Операции на открытом рынке……………………………………...13
2.4.Некоторые административные методы регулирования кредитно-
денежной сферы………………………………………………………….15
Глава 3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика
дешевых и дорогих денег)………………………………………………17
Глава 4. Эффективность кредитно-денежной политики в России…20
4.1.Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на
капитальные вложения………………………………………………… 20
4.2.Долгосрочное кредитование населения на потребительские
цены………………………………………………………………………27
Глава 5. Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на
примере Японии и Мексики…………………………………………….35
5.1.Денежно-кредитная политика в Японии…………………………..35
5.2.Денежно-кредитная политика в Мексике………………………….38
Заключение………………………………………………………….…...42
Список литературы……………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Финансы и статистика.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      - на строительство, реконструкцию  и капитальный ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков - справку правления садоводческого товарищества о том, что заемщик является его членом с указанием подлежащих выполнению работ;

      - на покупку квартиры в жилищном  кооперативе - справку кооператива,  свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копию акта о приемке дома в эксплуатацию;

      - на внесение первоначального  взноса в жилищный кооператив - справку о том, что заемщик  является членом ЖСК, и справку  о сумме первоначального взноса;

      - на покупку квартир в личную собственность - решение госадминистрации на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры;

      - на строительство гаражей - справку  гаражно-строительного кооператива  либо госадминистрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ.

      По  ссудам на покупку у граждан жилых  домов оформляется гарантийное  письмо на имя продавца о перечислении на его вклад суммы получаемого  покупателем кредита после оформления в установленном порядке договора купли-продажи дома.

      Кредитный работник проверяет правильность оформления договора залога имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов, определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа основного долга по ссуде и составляет график платежей заемщика, производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного руководителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет индивидуальному заемщику лицевой счет.

      В случае увеличения предельного размера  кредита на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и садовых домиков банки могут выдать дополнительный кредит из расчета максимально возможного размера при условии соблюдения установленных сроков освоения кредита.

      Дополнительный  кредит на окончание строительства  индивидуального жилого дома может быть выдан только после предварительной проверки целевого использования ранее полученного кредита на основании справки районной госадминистрации или районного архитектора об измененной сметной стоимости строительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ по старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные проверки на месте целевого использования не производятся, но обязательно должен быть представлен промежуточный отчет об использовании ранее полученного кредита.

      Дополнительная  выдача кредита производится на условиях, действующих на момент его получения. Если процентная ставка не изменялась, то кредитный договор и срочное обязательство оформляются на всю сумму долга с учетом остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которым установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и документов по первоначальной выдаче.

      При выдаче очередной суммы кредита  в рамках условий кредитного договора кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в графики платежей.

      Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка.

      Погашение задолженности по ссудам и процентов  по ним производится заемщиками в сроки, установленные срочными обязательствами. По ссудам, выдаваемым населению, устанавливаются, как правило, месячные сроки платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чем через 3 месяца после получения ссуды или первой ее части, если ссуда выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы кредита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашения задолженности по ссуде. В этом случае платежи производятся с объединением суммы ежемесячных платежей. При последнем платеже заемщику возвращаются проценты, полученные с него за недоиспользованный кредит. Погашение задолженности по ссудам и процентам по ним может производиться заемщиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания из заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Не внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд. Просроченные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспорном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись на взыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с заемщика или с его поручителя. При неуплате заемщиком очередных платежей, включая проценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком.

      За  пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленные на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре. Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных случаев, когда в соответствии с банковским законодательством Центральным банком и Советом Сбербанка вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка, находящимися на территории страны, путем установления минимальных и максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Минимальная граница процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и расходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспечивать определенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения на отдельные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах, предусмотренных Сбербанком. Конкретные размеры применяемых процентных ставок по кредитам внутри установленных границ определяются, как правило, непосредственно учреждениями банка при выдаче кредита в зависимости от условий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и учетом платежеспособности заемщика.

      Размер  ежемесячного платежа по ссуде определяется путем деления суммы процентов  за весь период пользования кредитом на время пользования им, исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны других банков учитывается необходимость приоритетного предоставления кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка не менее 1 года или получает заработную плату через его учреждения независимо от сроков.

      В процессе кредитования населения банк осуществляет контроль за правильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверки документов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о расходовании средств и других документов, предусмотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на местах. При нарушении сроков платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в размере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре.

 

      

      Глава 5. Некоторые аспекты  кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики

      Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере одной из наиболее развитых стран мира – Японии, и Мексики, которая является одной из самых развитых стран Латинской Америки. 

      5.1 Денежно-кредитная политика в Японии 

      Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.

      Производственные  корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в  формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

      Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать го-дарственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кре-дитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли  самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

      В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом  извне, а ставки  долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день".

      Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

      В последнее время, правда, ситуация несколько  меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена  дорыночного  уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

      Рассмотрим  конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -"своего рода искусственной селекции предприятий".Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,  перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному  рыночному  процессу. "Именно  способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы

Информация о работе Кредитно-денежная политика: цели и инструменты